Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу необходимы творческие личности, способные саморазвиваться, самообразовываться, максимально расширить границы собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Данная реализация возможна лишь в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая побуждает ее участников познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в культурной практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных творческих форм, способствующих развитию всех видов активности зрителя.
Театрализованные концерты в честь знаменательных дней, праздников, важных юбилеев в жизни людей или просто как вид досуга в свободное время занимают все больше места в нашей действительности. Театрализованные концерты вызывают у зрителей праздничное настроение и создают особое настроение.
1.Теоретические основы постановки и проведения театрализованного концерта, посвящённого Дню защитника Отечества
Определим термины, фигурирующие в формулировке темы исследования. Театрализация. В специальной литературе по театрализованным представлениям отсутствует единая терминология, что затрудняет понимание многих проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных представлений и празднеств. Понятия «театрализованный праздник», «концерт» и другие достаточно широки.
Театрализация требует умения преподнести идею в художественной форме, именно театральными средствами. А применительно к тематическим концертам, массовых праздников слово театрализация может означать только органическое сочетание нетеатрального, жизненного материала, непосредственно связанного с производственной практикой и жизнью человека, и художественного, образного материала; эта комбинация документального и художественного должна иметь определенное влияние на зрителей. Иными словами, «художественно-образное начало сливается здесь с утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) началом и подчиняется ему» [11, с.43]. Представляется, что на современном этапе и драматургию сценария таких представлений следует называть термином «драматургия театрализованных представлений», что является в искусствоведческом плане достаточно точным [17, с.96].
Несмотря на возрастающую роль театрализации и место, которое театрализованные формы занимают в различных формах сценической деятельности, можно признать, что ее теория разработана мало. Сегодня нет единого понимания природы театрализации, ее определения и функций, не изучены ее место во всех областях идеологической работы, ее возможности, пределы и принципы использования. Поэтому неразработанность теоретических вопросов театрализации негативно сказывается и на деятельности практиков.
Наиболее распространенная ошибка практиков, вытекающая из чисто эмпирического подхода к театрализации, состоит в том, что они понимают под ней введение художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного произведения) в праздничное действо. Таким образом, она находится на одном уровне с художественной иллюстрацией, представляя по существу лишь более сложный ее вариант.
Еще одна распространенная на практике ошибка — механический подход к театрализации, понимание ее как универсального приема, присущего любому массовому художественному произведению. Это приводит к чрезмерному и необоснованному расширению пределов его использования.
А. В. Луначарский писал о педагогическом значении театрализации на заре советской власти, утверждая, что театрализация жизненного материала «возможна и применима в работе со взрослыми именно в известном «педагогическом смысле», потому что помогает активизировать аудиторию, заинтересовать ее и способствует целенаправленному восприятию» [2, с.113].
Концерт. Концертная деятельность определяется как планирование и организация платных публичных выступлений вокальных, инструментальных, хореографических творческих коллективов и исполнителей, а также представителей оригинальных жанров. Его отличительной особенностью является: жанровое разнообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.); количество участников концерта (от одного исполнителя на сольном концерте до нескольких сотен на массовом театральном представлении) и степень их известности; вместимость и тип концертного помещения (филармония, дом культуры, дворец спорта, загородный клуб, школьный зал, красный угол и т. д.). Концерт – это один из видов публичного выступления артиста по определенному, заранее подготовленному плану, в котором в той или иной форме выражены не менее пяти видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада [9, с.234].
Концерт представляет собой соревнование разных жанров, разных видов и видов исполнительского искусства. Это неизбежное проявление выразительности и высокого мастерства исполнителя, ведь в каждом номере концертной программы всегда присутствует солист [13, с. 86].
2.История возникновения праздника День защитника отечества
День защитника Отечества отмечается в России и ряде других постсоветских стран 23 февраля. На протяжении всей истории у него было несколько названий. Существовали также разные интерпретации его происхождения в разные периоды времени. Учрежден 27 января 1922 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР). День защитника Отечества в России считается днем воинской славы, праздником мужчин и женщин, принимавших участие в защите Отечества. 23 февраля является национальным праздником с 2002 года.
Появлению праздника предшествовали важные события во время Первой мировой войны. Впервые 23 февраля стало праздником в 1919 году. Именно тогда он получил свое имя. День Красного подарка совпал с годовщиной боев первых частей Красной Армии с немецкими войсками под Псковом и Нарвой. Вообще же история праздника восходит к созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
23 февраля 1918 правительство выпустило декрет «Социалистическое отечество в опасности», а следом Н. Крыленко – «Воззвание военного главнокомандующего». Оба декрета призывали взяться за оружие, встать на защиту своей Родины. Но в тот же день Германия объявила стране условия перемирия, и при участии Ленина члены Центрального комитета приняли их. Официальное заключение мира произошло 24 февраля (наступление немецкой армии продолжалось до 3 марта - дня подписания договора Брестский мир). В связи с продолжением атаки немцев начались бои в районе Пскова, Ревеля, Гдова, добровольцы стали записываться в ряды Красной армии. В январе 1919 от Председателя Высшей военной инспекции Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) поступило предложение отметить ее годовщину. 25 января принято решение ежегодно отмечать годовщину Красной армии 17 февраля, вместе с Днем красного подарка. Поскольку в 1919 г. 17 февраля выпало на понедельник, торжества перенесли на ближайшее воскресенье – 23 февраля.
3.Особенности театрализованного концерта, как форма сценического искусства
Театрализованный концерт – это концерт с одним художественным сценическим образом, для его создания используются характерные для театра выразительные средства: сюжет, ролевая персонификация ведущих и действующих лиц, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, от академического хора до народного танца.
Театрализованный концерт всегда имеет тематику. Может состоять из одного или двух отделений с антрактом. Максимальная продолжительность концерта в одном отделении составляет 1 час 10 минут. - 1 час 30 минут, концерт, состоящий из двух отделений делится на 2 части: 1 часть - 1 час 10 минут, 2 часть – от 55 минут – до часа. Каждый театрализованный концерт имеет свою тему, свою содержательную и эмоциональную драматургию. Это определяется обстоятельствами, которые стали поводом к концерту. Концерт построен на номерах. Их количество не должно нарушать единства темы, замысла, цели. Сокращение или изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения недопустимо.
На практике часто приходится сталкиваться с непродуманной расстановкой номеров в программе, и тогда исполнителю приходится каждый раз завоевывать внимание зрителей и вызывать у них интерес к происходящему на сцене. В то же время у режиссера есть огромное пространство для формирования программы и создания атмосферы, в которой внимание зрителя будет постоянным и нарастающим.
Рассмотрим, чего же должен добиться режиссер при подготовке тематического театрализованного концерта. Во-первых, это - четкая концептуальная выразительность и художественная образность. Важной задачей режиссера является непрерывность воздействия его программы на аудиторию, необходимость поддержания у нее интереса к определенной теме. Это достигается сменой жанров и ритмов, напором, нарастанием действия. Если зритель приходит на концерт и знает, о чем идет речь, он вписывается в определенную тематическую волну и ждет эффекта, который должен удовлетворить его интерес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, необходимо не только вызвать его внимание, интерес, но и взволновать его, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов.
4.Методика подготовки и проведения театрализованного концерта, посвящённого Дню защитника отечества
Методика – это систематизированные знания об организации процессов и соответствующих способах достижения результатов, это планирование и организация (осуществление) любой деятельности. Согласно методике, подготовка театрализованного концерта состоит из нескольких этапов. Следует учитывать, что количество составляющих процесса концертной подготовки зависит от масштаба концерта.
Первый этап подготовки к концерту – этап планирования. Содержит:
- создание оргкомитета, в который должны входить люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры);
- создание организационно-производственной группы, в которой работают специалисты-практики (художественный руководитель, режиссер, заведующий постановочной частью, художник-оформитель, звукорежиссер, администратор);
- постановка целей и прогнозирование результатов;
- определение формы, места и времени проведения программы;
- создание подробного плана подготовки и проведения концерта, в котором четко указано: какие мероприятия должны быть проведены, к какой дате, кто несет за это личную ответственность.
Второй этап подготовки театрализованного концерта – это этап написания сценария, обсуждения и утверждения программы концерта. В программу включен подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап самый объемный и сложный - этап реализации программы. После того, как программа создана и утверждена, можно определить, какие затраты потребуются для реализации плана. Целесообразно подготовить смету расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития культуры общества определяется в том числе и качеством предлагаемых ему форм досуговой деятельности. Каждое историческое время вносит свои коррективы в данный процесс. Театрализованные концерты в честь знаменательных дней, праздников, важных юбилеев в жизни человека или просто в качестве культурного досуга занимают все больше места в нашей действительности. Театрализованные концерты вызывают у людей праздничное настроение и создают особую атмосферу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Ариарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики [Текст] / М. А. Ариарский. - СПб.: Анатолия, 1999. - 530 с.
2.Борев, Ю.Б. Основные эстетические категории. / Ю.Б. Борев. - М.: 1960. - 285с.
3.Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт [Текст] / А.В. Викторов. - М.: Знание, 1974. - 47 с.
4.Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами [Текст] / Г.М. Галуцкий. - М.: 1998. - 464 с.
5.Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебник / под ред. Н.П. Гончаровой. - Москва-Тверь, 2004. - 222с.
6.Ершова, А.П. Размышления о лаборатории театра [Текст] / А.П. Ершова // Искусство в школе. - 1995. - №3. - С. 10-12.
8.Жидков, В. С. Искусство и общество [Текст] / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - СПб.: Алетейя, 2005. - 592 с.
9.Иконников, С.Н. Клубоведение [Текст] / С.Н. Иконников. - М.: Просвещение, 1980. - 397 с.
10.Клитин, С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики [Текст]: учебное пособие для театральных институтов и ВУЗов искусств / С.С. Клитин. - Л.: Искусство, 1987. - 191 с.
11.Коган, М.С. Морфология искусства [Текст] / М.С. Коган. - Л.: 1972. - 202 с.
12.Луначарский, А.В. О театре и драматургии: Том 1. Русский дореволюционный и советский театр [Текст] / А.В. Луначарский. - М.: 1958. - 765 с.
13.Новаторов, В.Е. Культурно - досуговая деятельность: словарь-справочник [Текст] / В.Е. Новаторов. - Омск.: 1992. - 183 с.
14.Пави, П. Словарь театра [Текст] / Патрис Пави. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
15.Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Текст]: учебное пособие для институтов культуры / И.М. Туманов. М.: Просвещение, 1976. - 87 с.
16.Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды [Текст] / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - СПб.: Алетейя, 2005. - 320 с.
17.Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений [Текст] / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1979. - 194 с.
18.Швыдкой, М. Питер Брук и Ежи Гротовский: Опыт параллельного исследования [Текст] / М. Швыдкой. - М.: 1992. - 112 с.
19.Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий [Текст] / Г.А. Щербаков. - М., Советская Россия, 1974. - 80 с.