Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы построения бюджетной системы
1.2. Формирование доходов и расходов бюджета
2. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
2.1. Теории сбалансированности бюджета
2.2. Причины и виды бюджетной несбалансированности ее последствия
2.3 Проблема сбалансированности бюджета в России ХХI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные теоретические разработки в области государственного управления делают необходимым пересмотр подходов к вопросам формирования и реализации бюджетной политики, одного из важнейших инструментов государства по выполнению приоритетных программ развития социально-экономической сферы и совершенствования бюджетных отношений, между составляющими которых имеется тесная взаимосвязь и синхронизация происходящих с ними процессов.
Объект исследования – специфика и проблематика государственного управления экономикой в России.
Предмет – государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использованы нормативные документы, статистическая отчетность, а также учебная литература российских авторов, таких как А.Ю. Алексеева, Н.О. Ильина, С. В. Климчук, Д.А. Медведев, Л.М. Подъяблонская и др.
Цель курсовой работы изучение структуры, функций и проблем сбалансированности государственного бюджета России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета;
- проанализировать теории сбалансированности бюджета;
- выявить причины и виды бюджетной несбалансированности и ее последствия;
- проанализировать проблему сбалансированности бюджета в России XXI века.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования.
В первой главе рассмотрена бюджетная система и принципы ее построения; во второй главе проведен анализ сбалансированности бюджета РФ на современном этапе.
В заключении приведены выводы по результатам исследования.
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы построения бюджетной системы
В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
Данная современная трактовка бюджета достаточно четкая и конкретная, но она, на наш взгляд, недостаточно полная. В официальном определении бюджета в слове «форма» завуалирована сущность бюджета. По нашему мнению, бюджет в настоящее время это доход власти, представленный в соответствующих финансовых планах всех уровней власти. В планах отражаются разнообразные финансовые ресурсы, чаще всего, не имеющие конкретного целевого назначения, то есть не привязанные к конкретному расходу, а в целом являющиеся доходом власти.
Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на тринадцати принципах [1]:
- единство бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражений доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- результативности и эффективности применения бюджетных средств;
- общего покрытия расхода бюджетов;
- прозрачности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.
Первым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства, закрепленный в статье 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот принцип основан на конституционном принципе единства экономического пространства Российской Федерации:
- устанавливает правовую основу единого рынка в пределах субъектов Российской Федерации;
- финансовое осуществление, включая бюджетное и организационное;
- запрет любых препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативная база
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.01.2023)
2. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов»http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.01.2023)
Дополнительная и электронная литература
3. Зотиков Н.З., Львова М.В., Арланова О.И. Особенности формирования доходов федерального бюджета// Вестник Евразийской науки, 2019 №1
4. Косов М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2018. – № 1.-С.59-66.
5. Лунякова Н.А., Луняков О.В.«Оценка уровня бюджетной централизации и перераспределения доходов в финансовой сфере» // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2019- № 2 (47). С. 65-74
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 28.12.2022)
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 25.12.2022)
8. Официальный сайт ЦРУ. Электронный ресурс. Режим доступа:https://www.cia.gov/index.html (дата обращения 08.11. 2022)
9. Кикавец В.В. Вершило Т.А. Практики неэффективного расхода бюджетных средств в контрактной системе в сфере закупок // Финансовое право. № 5, 2020. С. 14-17.
10. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / под ред. И.А. Цинделиани. – Москва: Проспект, 2019. – 320 с.
11. Цинделиани И.А., Вершило Т.А., Кикавец В.В. Бюджетная система государства в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты // Российское правосудие, 2020. № 4. С. 108-112.
12. Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2023 года. [электронный доступ] https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal (дата обращения 01.0.1.2023 г.).
13. Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2022 года и приложения к ней. [электронный доступ] https://minfin.gov.ru/ru/document/? (дата обращения 12.12.2022 г.).
14. Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://www.minfi n.ru/ru/ (дата обращения:12.03.2023).
15. Медведева, С.Н. Проблемы бюджетного федерализма в современной Российской экономике // Лазаревские чтения — 2021: Сборник материалов Х1Х Международной научной конференции, Севастополь, 14—15 октября 2021 г. Севастополь, 2021. С. 101-102
16. Ильясов, М.М. Вараев У.С., Бакаева М.М. Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности // Молодой ученый. 2016. №1. С. 365-366.
17. Иванова, О.Б Территориальные финансы России: теория и методология: Монография. РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2004. С. 86-88
18. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru
19. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 117-р от 31.01.2022] [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru
20. Заключение РАНХиГС на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru
21. Скляр ИИ. Цель межбюджетных отношений — стимулирование к развитию // Бюджет. 2021. № 10. С. 24-30.