Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономика нового информационного общества характеризуется увеличением доли услуг в ВВП. Самым ярким примером этого являются компьютерные технологии. Если на заре появления компьютеров стоимость оборудования составляла более 70% от общей стоимости создания информационной системы, то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Стоимость услуг, связанных с покупкой и настройкой компьютеров, начинает "догонять" цену самих машин.
Сегодня информационные технологии (ИТ) оказывают глубокое влияние на национальную экономику и повседневную жизнь людей. Стремительное развитие большинства отраслей промышленности (энергетика, торговля, финансовый сектор, страхование, образование и т.д.) связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий. Перспективы повышения эффективности бизнеса и качества жизни людей за счет внедрения технологических решений увеличиваются с каждым годом. страны с хорошо развитым сектором ИКТ обладают самой высокой конкурентоспособностью, поскольку это повышает эффективность экономики в долгосрочной перспективе.
Цель исследования - анализ потребительских предпочтений на рынке предоставления компьютерных услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
-рассмотреть ситуацию и тенденции развития на рынке предоставления компьютерных услуг;
-изучить предпринимательские возможности на рынке компьютерных услуг;
-провести исследование конкурентов на рынке предоставления компьютерных услуг;
-провести опрос потребителей компьютерных услуг;
-выполнить анализ опроса;
-разработать предпринимательскую деятельность на рынке предоставления компьютерных услуг с учетом потребительских предпочтений.
Основной исследовательский вопрос курсовой работы – какое влияние окажет реализация разработки предпринимательской деятельности на рынке предоставления компьютерных услуг с учетом потребительских предпочтений на рыночную долю компьютерных услуг в целом по РФ.
Инструментарий исследования и использованные источники информации – проведение сбора и анализа первичной информации о рынке компьютерных услуг по данным Федеральной службы государственной статистики, ФТС, ЕМИСС 3; анализ финансовой информации российских компаний - основных участников рынка компьютерных услуг по специализированным базам СПАРК, Руслана и проч.; проведение сбора и анализа вторичной информации печатных и электронных деловых и специализированных изданий.
Основные этапы исследования и структура работы. В первой главе представлено исследование рынка предоставления компьютерных услуг.
Во второй главе исследования представлен анализ потребительских предпочтений на рынке предоставления компьютерных услуг
Основные результаты исследования. Показано, что научные разработки, конкретные предложения и рекомендации, полученные в процессе исследования, предоставляют возможность обосновать направления развития и совершенствования рынка информационных услуг в России на перспективу.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ УСЛУГ
1.1. Ситуация и тенденция развития на рынке предоставления компьютерных услуг
Чтобы начать это исследование, необходимо определить основные предметы и ознакомиться с их определениями. Наиболее важным предметом этого исследования являются информационные технологии (сокращенно IT). Информационная технология относится к процессам и методам извлечения, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, а также к методам реализации таких процессов и методов. Другими словами, это отрасль, ответственная за сбор, хранение и передачу информации с помощью технологических устройств и компьютерных сервисов.
Понятие ИТ является неотъемлемой частью более широкого термина "информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ); термин ИКТ широко используется в контексте образования, в то время как этот термин широко используется в промышленности. ИКТ также используются для обозначения интеграции компьютерных сетей с телефонией и аудиовизуальными сетями.
Что можно понимать под рынком ИТ/ИКТ? С точки зрения маркетинга, это совокупность отдельных лиц и организаций, у которых есть потребности, подлежащие удовлетворению. Что касается информационных технологий и сопутствующих услуг, то на рынке можно представить женщин и мужчин в возрасте от 6 до 70 лет. Сегодня информационно-коммуникационные технологии охватывают практически все сферы жизни и, как правило, играют важную роль в повседневной жизни каждого человека. Смартфоны, которые есть почти у каждого, иногда требуют специализированного обслуживания, не говоря уже о системах, поддерживающих работу некоторых крупнейших мировых компаний. Давайте подробнее рассмотрим ИТ-рынок здесь, используя в качестве примеров российский и мировой рынки.
Сегодня глобальный ИТ-рынок играет важную роль в развитии мировой экономики. Активное использование таких технологий не только способствует повышению эффективности производства и транзакций в традиционных отраслях, но и формирует основу для многих новых тенденций (интернет-коммерция, онлайн-банкинг и т.д.).
По данным таких аналитических фирм, как Gartner, IDC и EITO (см. таблицу 1), наиболее важными тенденциями в области информационно-коммуникационных технологий (и рынков) являются повышение мобильности как пользователей, так и устройств, активное распространение Интернета, развитие искусственного интеллекта и роботизация человеческой деятельности.
Таблица 1 - Основные мировые тенденции в ИТ-сфере
13 мая 2022 года аналитическая фирма Gartner опубликовала свой последний прогноз для мирового ИТ-рынка: в январе эксперты прогнозировали рост расходов на информационные технологии на 3,4% (3,9 трлн долларов) в 2022 году, но пересмотренный прогноз сейчас составляет -8% (3,4 трлн долларов).
Аналитики связывают этот прогнозируемый спад в отрасли с пандемией коронавируса COVID-19, который, согласно исследованию, вызовет глобальную рецессию и приведет к смене приоритетов среди ИТ-директоров. У ИТ-директоров теперь есть "миссия" стимулировать рост и трансформацию бизнеса, тратя средства на "критические" технологии и услуги.
Итак, что же происходит на российском ИТ-рынке? В отчете Международной корпорации данных (IDC) "Прогноз российского рынка ИТ-услуг на 2021-2022 годы и анализ на 2020 год", основанном на темпах роста ИТ-рынка в 2020 году, рост также прогнозируется на 2021 год. Однако темпы роста замедляются. Роберт Фариш, вице-президент IDC в России и СНГ, сказал, что прогноз на 2021 год в целом был очень точным: "Рынок вырос больше, чем ожидалось, потому что мы включили облачные сервисы в раздел корпоративной инфраструктуры. Это. Он также упомянул рост ВВП, подкрепив этот результат: "ИТ-рынок растет быстрее, что соответствует росту ВВП. Например, сектор программного обеспечения и ИТ-услуг растет в два раза быстрее ВВП".
Объем российского рынка услуг в области информационных технологий (ИТ) продемонстрирует значительный рост в 2022 году. Исследовательская фирма IDC сообщила CNews, что она достигла 5,57 миллиарда долларов, что на 8% больше, чем в 2021 году. С результатами анализа рынка можно ознакомиться в "Анализе российского рынка ИТ-услуг 2022 года и прогнозе на 2020-2024 годы".
По мнению экспертов IDC, рост отечественного рынка ИТ-услуг связан с набирающей обороты цифровой трансформацией. По мнению компании, его распространение обусловлено усилением конкуренции и возможностями роста на новых рынках, а также меняющимися предпочтениями и поведением клиентов и сотрудников. Кроме того, определенное влияние на его развитие оказали новые стандарты и нормативные акты.
Как отмечает Институт статистических исследований и экономики знаний (ISSE) Высшей школы экономики, российские поставщики ИТ-услуг укрепляют свои позиции на внешних рынках, при этом экспорт компьютерных услуг утроился в период с 2010 по 2022 год. В последние годы экспорт превысил импорт: на 1% в 2020 году, на 15% в 2021 году и на 25% в 2022 году (см. рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Акулич, И.Л. Маркетинговые исследования рынка компьютерных услуг. - Минск: БГЭУ, 2019. - 180 с.
2. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка компьютерных услуг. – СПб: Питер, 2020. - 250 с.
3. Береза, Н.В. Рынок компьютерных услуг: современные тенденции и перспективы развития. Монография. - М.: Директ-Медиа, 2019. - 180 с.
4.Васильев, К.А. Влияние развития рынка компьютерных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования // Управленец. - 2013.- №5-6 – С. 9-10.
5. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса // Проблемы прогнозирования. - 2020. - № 4. – С. 117-119
6. Краюхин, Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики - СПб.: Питер, 2019. - 346 с.
7.Крывчун, А. А. Интернет-услуги и их классификация // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 179-181.
8. Кузеев А. Российский рынок ИТ-услуг сегодня и завтра // ИТ-бизнес CRN. - 2019. - №4. – С. 2-9
9. Лисиков О.В. Особенности внедрения интеллектуальных услуг в России // Вестник связи. - 2022. - №1 С. – 20 -22.
10.Макаева, К. И. Современное состояние российского рынка интернет-услуг // Молодой ученый. — 2021. — № 27.2 (131.2). — С. 36-38.
11.Пахомова Е. П. Интернет-услуги и критерии их классификации // Теория и практика современной юридической науки. - Самара, 2019. - 43 с.
12.Попов, Е.В. Рынок компьютерных услуг: особенности анализа и функционирования // Вестник УГТУ-УПИ. -2005.- № 1. – С. 66-71
13.Савина, Т.В. Рынок компьютерных услуг: тенденции и перспективы развития – М.: Вестник ТГУС, 2018. – 279 с.
14. Сударьянто, Я. П. Международный рынок консалтинговых услуг в России: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2020. - 240 с.
15. Трансформация капитала на рынке компьютерных услуг: Монография / Под ред. Е.В. Ильина- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 102 с
16. Трегуб И.В. Анализ современного состояния и перспективы развития рынка компьютерных услуг // Телекоммуникации. — 2022. — № 10. — С. 40-44.
17. Харатищвили Д. Российский рынок IT-услуг: состояние и перспективы // Компьютер Пресс. - 2022. - №7. – С. 34-39
18.Хортиев Д. Р., Цуциева О. Т. Современные тенденции развития-интернет услуг // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. — 2021. — № 6. — С. 12–19.
19. Циунчик, О.В. Выявление покупательских предпочтений на основе маркетинговых исследований // Весн. Бел.дзярж.экан.ун-та. - 2021. - №1. – С. 35 - 39
20.Ярковой, В.А. Основные направления развития компьютерных услуг в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. - 2020.- №3 (25) – С. 43-48
21.Информационные продукты и услуги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kursmt.ru/robigud/xaker75.htm (дата обращения: 25.03.2023)
22. Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков ИТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/moex/blog/250463/ (дата обращения: 25.03.2023)
23. Полякова Н.В., Поляков В.В., Обухова А.А. ИТ-услуга: определение, свойства, структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/it-usluga-opredelenie-svoystva-struktura (дата обращения: 25.03.2023)