Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время российская система общего образования претерпевает серьезные модернизационные изменения.
Издержки современной системы общего образования - как функциональная неграмотность выпускника школы, неуверенность в выборе профессиональной траектории, нежелание решать насущные жизненные проблемы в неопределенных ситуациях, отсутствие коммуникативных навыков и творческого подхода к решению образовательных и социальных проблем - ставят ученых и педагогов-практиков перед необходимостью поиска новых подходов и форм организации образовательного процесса.
Одним из путей решения проблем, стоящих перед школами, является возрождение семейного образования в России.
В настоящее время российские специалисты в области домашнего образования утверждают, что некоторые родители чувствуют необходимость внешкольного образования для своих детей.
Согласно действующему российскому законодательству, общее образование может осуществляться не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и вне организации в форме домашнего образования или самообразования (ст.17, 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (далее – ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ)).
Таким образом, проблемы обучения вне учебных заведений в форме семейного образования, а также проблемы, возникающие в связи с правовым регулированием в этой сфере, вызывают устойчивый интерес исследователей.
В то же время анализ научных работ по теме исследования показывает, что, несмотря на значительное количество публикаций, некоторые вопросы, связанные с организацией домашнего образования в России, требуют более пристального внимания в связи с изменениями в законодательстве и социально-экономическим положением государства. Продолжает оставаться приоритетным вопрос о семейном образовании тот факт, что эта форма образования является одной из самых перспективных и востребованных на сегодняшний день.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании дискуссионных вопросов семейного образования в России и за рубежом.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие практическое исследование семейного образования в России и за рубежом.
Целью исследования является исследовать дискуссионные вопросы исследования семейного образования в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть порядок получения семейного образования;
2. исследовать правовые проблемы и перспективы развития семейной формы образования;
3. провести анализ нормативно-правовых основ, подходов к организации семейного образования в России, США, Канаде и странах Европы;
4. исследовать проблемы и вариативные формы организации семейного образования.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Матвеев В.Ю., Поливанова К.Н., Любицкая К.А., А.И. Рожков, Духанина Л.Н. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем семейного образования в России и за рубежом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования семейного образования в России и за рубежом.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
1.1. Порядок получения семейного образования
Для получения дошкольного образования в семейной форме могут быть организованы семейные дошкольные группы. Родители могут в любое время сообщить в компетентные органы о переходе на семейное образование.
Для подтверждения освоения образовательной программы общего образования (за исключением дошкольного образования) дети должны пройти промежуточную и итоговую государственную аттестацию.
Рассмотрим понятие и особенности семейного образования. Дошкольное образование, начальное общее, основное общее и общее среднее образование могут быть получены вне образовательного учреждения в форме домашнего обучения .
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. В этом случае эти формы образования могут сочетаться с формами обучения (очной, заочной, внеурочной). Родители или иные законные представители ("родители") могут выбрать оптимальное для ребенка сочетание этих форм с учетом его мнения.
Они также имеют право изменить свое решение в любое время.
Обоснованием (или причиной) перехода на семейное образование является то, что оно позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка и его образовательные потребности, например, стандартизировать ежедневную учебную нагрузку, составить расписание и режим занятий, выбрать способ подачи учебного материала.
Семейные формы дошкольного образования могут быть организованы путем создания семейных дошкольных групп в образовательных учреждениях. Родители имеют право на бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь при условии, что в дошкольном или общеобразовательном учреждении создан соответствующий консультационный центр.
В семейных дошкольных группах возможен присмотр и уход за детьми без реализации программ дошкольного образования (ч.3 ст.64 ФЗ № 273-ФЗ; п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 ).
Прохождение программы дошкольного образования, включающей форму домашнего образования, не является обязательным условием для прохождения промежуточной аттестации (ч.1 ст.58 ФЗ № 273-ФЗ).
При выборе семейного обучения для получения общего образования именно родители несут ответственность за то, чтобы учащиеся целенаправленно приобретали знания, навыки и умения, имели опыт применения знаний в деятельности и повседневной жизни, развивали способности и желание учиться на протяжении всей жизни.
Образовательные учреждения не несут ответственности за качество домашнего образования. Учебные заведения несут ответственность за организацию и проведение промежуточных и итоговых аттестаций, необходимых для получения общего образования (за исключением дошкольного образования).
Следует отметить, что обучающиеся, получающие образование на дому, должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями из библиотеки образовательного учреждения, получившего аккредитацию, или из фонда специализированной библиотеки соответствующего субъекта (муниципального образования) РФ (п.3 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08) .
Субъекты РФ в пределах своих полномочий также вправе оказывать помощь (в том числе в виде компенсации) нуждающимся семьям при выборе домашнего обучения.
Рассмотрим более подробно процедуры получения детьми общего образования в форме домашнего обучения.
Информирование местного органа власти о переходе на домашнее обучение. По общему правилу, переход на домашнее обучение может осуществляться в любое время, как до начала учебного года, так и в течение учебного года (п.п. 1,2 ч.3 ст.44 ФЗ № 273-ФЗ).
Родители обязаны проинформировать орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они проживают, о своем выборе семейного общего образования. Этот орган ведет учет детей, получающих общее образование в семейной форме. На федеральной территории Сириус вышеуказанные полномочия осуществляет орган государственной власти данной территории.
Данная информация должна быть предоставлена в следующие сроки:
-в течение 15 календарных дней с даты утверждения приказа об отчислении учащегося из образовательной организации в связи с переходом на домашнее обучение;
-не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на домашнее обучение.
Рекомендуется заранее связаться с образовательной организацией для уточнения перечня процедур и документов, которые необходимо предоставить в связи с переходом на домашнее обучение.
Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации.
При получении семейного образования дети имеют право на прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.
При аттестации экстерны, в частности, имеют право на зачет учреждением результатов освоения предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и дополнительных образовательных программ обучения в других учреждениях.
Порядок организации и прохождения аттестации, в том числе экстерната, устанавливается локальным актом образовательного учреждения и, в том числе, должен быть размещен на сайте учреждения и находиться в свободном доступе (абз.9 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08).
Родители могут выбрать конкретное образовательное учреждение, которое предоставляет их ребенку возможность пройти аттестацию.
В частности, в качестве таких организаций могут быть определены не только общеобразовательные учреждения, но и учреждения других типов, например, вузы, которые имеют право осуществлять образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе.
По заявлению родителей аккредитуемое
Фрагмент для ознакомления
3
1.1.Нормативно-правовые акты, правовые документы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст.7598.
3. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 (ред. от 01.12.2022) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 № 59599) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2020.
4. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" // Официальные документы в образовании. – 2013. - № 36
5. Письмо Минобрнауки России от 26.09.2017 № МОН-П-4472 "О направлении ответов на вопросы" // СПС Консультант плюс
6. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (ред. от 07.10.2022) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 № 63180) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.04.2021.
2. Литература
7. Духанина Л.Н. Учителя и ученики: права и обязанности. Москва: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 15. 144 с.
8. Каковы уровни и формы получения общего образования? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
9. Каков порядок получения семейного образования? // Азбука права: электрон. журн. 2023. – С.1.
10. Матвеев В.Ю. Правовое регулирование семейного образования на региональном и муниципальном уровнях // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 97 - 105;
11. Образовательное право : учебник для академического бакалавриата / А. И. Рожков [и др.] ; под общей редакцией А. И. Рожкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 349 с.
12. Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72 - 80.