Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа «Взаимодействие таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте» содержит 33 с., 3 разд., 6 рис., 5 табл., 25 источн., 0 прил.
Актуальность работы. В настоящее время целью таможенной политики является взаимодействие таможенных органов с различными государственными учреждениями, системами и инфраструктурой, участие в надзоре за внешнеэкономической деятельностью и взаимодействие с различными типами участников внешней торговли.
При рассмотрении взаимодействия между участниками внешней торговли и таможенными органами необходимо обратить внимание на надзор, правовую и организационную поддержку и управление самой таможенной системой. Повышение качества и эффективности таможенного управления является стратегической целью таможенной службы Российской Федерации, которая определена стратегией развития до 2024 года.
Однако методы, используемые таможенными органами, зачастую не полностью эффективны. Приведенная выше ситуация показывает, что взаимодействие между таможенными органами и участниками внешней торговли несовершенно, что делает соответствующие вопросы актуальными.
Большинство нормативных актов по взаимодействию таможенных органов с участниками внешней торговли основаны на международном опыте, международных нормативно-правовых актах, конвенциях. В работах Т.А. Шиндиной и Е.А. Степановой рассмотрен анализ форм взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Они считают, что без наилучшего взаимодействия между участниками внешней торговли и таможенными органами невозможно контролировать импортные и экспортные потоки товаров.
Форма взаимодействия с таможенными органами постоянно меняется и совершенствуется, что связано с непрерывным прогрессом науки и техники в организации внешней торговли и таможенного дела. Россия развивает собственную институциональную среду в сфере внешнеторговых отношений, что является причиной формирования специального таможенно-логистического механизма взаимодействия участников внешней торговли и таможни.
Таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности преследуют в своей деятельности одну и ту же цель: минимизировать затраты на таможенные операции. В последние годы система регулирования участников внешней торговли уделяет особое внимание взаимодействию между их участниками.
Объект исследования: организационная деятельность таможенных органов.
Предмет исследования: взаимодействие таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте.
Цель исследования: проанализировать способы взаимодействия таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте в современных российских условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть теоретические основы организационной структуры и работы таможенных органов;
2. Провести анализ взаимодействия таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте;
3. Разработать направления совершенствования деятельности таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Информационная база исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Кунская А.Ф., Кутузова А.О., Прокушев Е. Ф. и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты деятельности таможенных органов.
Во второй главе проведен анализ способов взаимодействия таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте в современных российских условиях.
1. Раскрыть теоретические основы организационной структуры и работы таможенных органов;
2. Провести анализ взаимодействия таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте;
В третьей главе разработаны направления совершенствования деятельности таможенных органов с внешней средой в таможенном менеджменте.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1 Теоретические основы организационной структуры и работы таможенных органов
Тенденция интеграции за последнее десятилетие привела не только к изменениям в модели управления бизнес-организациями, но и привела к изменениям в модели управления государственного функционирования. Показателем развития таможенных служб в любой стране является наличие в ее потенциале развитой инфраструктуры, современных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированного персонала.
Под показателями эффективности в самом широком смысле понимается описательный или количественный показатель, который характеризуется результатами деятельности или достигнутым успехом в достижении установленных целей. Эксперты отметили, что под результатами следует понимать степень достижения цели и количественную взаимосвязь между результатом и затратами, а также эффект «обратной связи», то есть взаимосвязь и оценку населением деятельности государственной службы [5].
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах является создание объективной и всеобъемлющей системы показателей, отражающей выполнение функций и степень достижения поставленных целей, что позволяет сосредоточить внимание персонала на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются различные показатели эффективности.
В последнее десятилетие основной целью совершенствования системы показателей эффективности в большинстве западных стран было нахождение наилучшего баланса между установлением показателей для органов власти и установлением тесных связей между ними.
В настоящее время наиболее распространенным методом является использование комплексных показателей эффективности на уровне органов государственной власти для отражения основных политических или экономических параметров их деятельности.
Однако одна из самых больших трудностей при создании всеобъемлющей системы показателей эффективности заключается в том, что ориентация результатов, выраженных в терминах социального и экономического воздействия, затрудняет определение конечного вклада сотрудников таможенных органов в достижение результатов. Необходимо разработать как можно более четкие показатели, чтобы объективно оценить его работу.
Следует также иметь в виду, что показатели эффективности в значительной степени зависят от внешнего влияния, и государственные служащие не могут оказать на это существенного влияния. На практике, если не учитывать влияние внешних факторов, трудно оценить результаты чисто формальной деятельности сотрудника таможни.
Поэтому необходимо разработать и отобрать показатели эффективности, которые максимально отражают «степень участия и вклада» персонала в определенный фактор [12].
Вопрос о роли, статусе и значении таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности в последнее время приобрел большое значение. Это включает в себя необходимость обеспечения противостояния между экономической и военной безопасностью страны в случае нестабильной внешней среды и неразвитых систем (оборудования), с целью повышения эффективности (действенности) участия таможенных органов (в данном случае).
В нынешней ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является их национальная экономическая безопасность. Их формирование и показатели возможностей, а также важность опасности играют важную роль.
Другой проблемой является выбор наилучшего количества критериев для оценки эффективности таможенной деятельности. Если их число слишком велико, сложность оценки и затраты на мониторинг большого количества показателей могут превысить выгоды от практического применения показателей эффективности.
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор показателей различной природы. Они могут быть выражены как качественно, так и количественно, и их трудно четко формализовать или количественно оценить. Наиболее распространенной практикой является установление властями определенных требований к показателям эффективности [3].
Управленческие механизмы и организационная структура деятельности сотрудников таможенного управления довольно не статичный процесс, он производится произвольно. Данная работа постоянно меняется в динамике во определенном временном периоде. В соответствии с организационной структурой ГТУ (Главного таможенного управления Российской Федерации), к 2022 году у России целых имеется 73 таможни, а также 93 таможенные должности.
Таблица 1.1 содержит общую динамику изменения количества подразделений в структуре таможенной службы России за три года с 2019 по 2021 гг.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020). (Дата обращения: 20.03.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020). (Дата обращения: 20.03.2023).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). (Дата обращения: 20.03.2023).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022). (Дата обращения: 20.03.2023).
5. Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2016 год». (Дата обращения: 20.03.2023).
6. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» (Дата обращения: 20.03.2023).
Литература
7. Блажеева, Е.С. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП / Е. С. Блажеева // Государство и право : актуальные проблемы формирования правового сознания. – 2020. – С. 311-314. (Дата обращения: 20.03.2023).
8. Воробьев, М.В. О применении в России книжек МДП для международных перевозок / М.В. Воробьев // Евразийская адвокатура. – 2019. – № 1 (8). – С. 80-84. (Дата обращения: 20.03.2023).
9. Гокинаева, И.А. Транзитная система международных дорожных перевозок и ее роль во внешнеторговом сотрудничестве между государствами / И.А. Гокинаева // Мир экономики и права. – 2019. – № 10. – С. 61-76. (Дата обращения: 20.03.2023).
10. Егерева, Т.А. Процедура таможенного транзита с применением книжки МДП: проблемы и перспективы / Т.А. Егерева // Плехановский барометр. – 2021 – № 3. – С. 49-52. (Дата обращения: 20.03.2023).
11. Ермакова, В.В. Вопросы стратегии развития информационного пространства Таможенного союза на основе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза / В.В. Ермакова // В. В. Ермакова Информационное право. – 2020. – С. 150-167. (Дата обращения: 20.03.2023).
12. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. – М.: Наука, 2019. – 25 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
13. Кунская, А.Ф. Международная перевозка грузов с применением книжки МДП / А.Ф. Кунская, Н.Н. Панков // Новые горизонты. – 2019. – Т. 2. – С. 57-59. (Дата обращения: 20.03.2023).
14. Кутузова, А.О. Актуальные проблемы применения конвенции МДП / А.О. Кутузова // Экономические отношения. – 2021. – Т. 3. - № 2. – С. 78-81. (Дата обращения: 20.03.2023).
15. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
16. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов : / П. Н. Сафоненков. — М. : Юрайт, 2019. — 251 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
17. Фукс, Е.Н. Транзитные системы Европейского Союза и их роль в регулировании международной торговли / Е.Н. Фукс // Зеленый коридор. – 2020. – № 1 (11). – С. 42-48. (Дата обращения: 20.03.2023).
18. Холопов, К.В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС / К.В. Холопов, О.В. Соколова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 8. – С. 84-96. (Дата обращения: 20.03.2023).
19. Холопов, К.В. О современном состоянии системы МДП в мире и в России / К. В. Холопов // Вестник транспорта. – 2021. – № 10. – С. 21-28. (Дата обращения: 20.03.2023).
20. Anderson, J.E. Gravity with Gravitas: A Solution to the Border Puzzle / J.E. Anderson, E. van Wincoop // American Economic Review. - 2020. -Т. 93, № 1 - P. 170-192.
21. Baum, C.F. Instrumental variables and GMM: Estimation and testing / C.F. Baum, M.E. Schaffer, S. Stillman // Stata Journal. - 2021. - Т. 3, № 1 - P. 1-31.
22. Milanovic, B. Half a World: Regional inequality in five great federations / B. Milanovic // Journal of the Asia Pacific Economy. - 2019. - T. 10, № 4 - P. 408- 448.
23. Thirlwall, A. P. Trade, Trade Liberalisation And Economic Growth: Theory And Evidence / A.P. Thirlwall // African Development Bank. - 2020. -№ 63. - 30p.
24. Santos, Silva J.M.C. Estimating the extensive margin of trade [Text] / J.M.C. Santos Silva, S. Tenreyro S., K. Wei // Journal of International Economics. - 2019. - T. 93. - № 1 - P. 67-75.
Электронные ресурсы
25. Информационный портал Федеральной таможенной службы. [Электрон. ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.сustоms.ru (Дата обращения: 20.03.2023).