Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Философия свободы Исайи Берлин 8
1.1. Жизнь и творчество Исайи Берлина 8
1.2. Концепция положительной и отрицательной свободы 9
1.2.1. Понятие положительной свободы 9
1.2.2. Понятие отрицательной свободы 10
1.3. Отличия и взаимодействие двух видов свободы 12
1.4. Критика и анализ философии свободы Исайи Берлина 15
Глава 2. Современные коннотации философии свободы Исайи Берлина 18
2.1. Актуальность философии свободы в современном обществе 18
2.2. Коннотации концепции положительной и отрицательной свободы в современном контексте 19
2.3. Анализ актуальных философских дискуссий, связанных с философией свободы Исайи Берлина 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Философия свободы Исайи Берлина
1.1. Жизнь и творчество Исайи Берлина
Исайя Берлин (1909-1997) был выдающимся британским философом и историком идей, чьи работы оказали значительное влияние на развитие философии свободы в XX веке. Родившись в Латвии, Берлин в 1921 году переехал с семьей в Англию. Он учился в Оксфордском университете, где впоследствии и работал, занимая должность профессора истории идей.
Берлин считал, что его главная задача как философа – это выработка концептуальной основы для защиты гражданских свобод и прав в условиях тоталитарных режимов. Его работы объединяет общая тема свободы и ее значения в различных исторических и культурных контекстах [1, с. 47].
Одним из важнейших вкладов Берлина в философию свободы является его исследование понятия "положительной свободы". Берлин выделил два основных типа свободы: "отрицательную" и "положительную". Отрицательная свобода означает отсутствие препятствий для осуществления человеческой воли. Положительная свобода же связана с достижением конкретных целей, которые человек ставит перед собой [6].
Берлин утверждал, что попытки превращения положительной свободы в политический инструмент могут привести к угнетению и принуждению. Он критиковал идеологии, которые обещают положительную свободу, но фактически отрицают отрицательную свободу, т.е. свободу от принуждения и угнетения.
Берлин также изучал вопросы культурной и моральной свободы. Он анализировал различные культуры и идеологии и показывал, как они влияют на индивидуальные свободы и на свободу общества в целом. Берлин считал, что культурная и моральная свобода являются не менее важными, чем политическая свобода, и что их защита и развитие необходимы для создания действительно свободного и процветающего общества [17].
Важным аспектом творчества Берлина была его критика тоталитарных режимов. Берлин выступал против идеологий, которые превращают людей в марионетки и отрицают их индивидуальность и свободу. Он считал, что свобода – это не просто право на выбор, а естественное состояние человека, которое должно быть защищено и уважаемо обществом и государством.
В целом, творчество Исайи Берлина в области философии свободы остается актуальным и важным до сегодняшнего дня. Его работы продолжают вдохновлять новое поколение философов и общественных деятелей и оказывать влияние на развитие свободных и демократических обществ.
1.2. Концепция положительной и отрицательной свободы
1.2.1. Понятие положительной свободы
Положительная свобода, в соответствии с концепцией Исайи Берлина, – это возможность реализации собственных потенциалов, целей и желаний, а не только отсутствие внешних препятствий для свободы действий. Она представляет собой способность индивида свободно выбирать свои цели и жизненные задачи, а также иметь доступ к необходимым ресурсам и возможностям для их достижения.
Положительная свобода включает в себя идею самореализации, т.е. стремления к развитию своих способностей, талантов, интересов и потребностей. Для ее реализации необходимо наличие социальной поддержки и доступа к ресурсам, таким как образование, здравоохранение, культура и т.д. [2, с. 38]
Берлин предупреждал, что положительная свобода может быть угрозой для отрицательной свободы, если она становится целью власти или общества в целом. Например, государство может насильственно налагать свои представления о том, какой должна быть "хорошая жизнь" и какими целями должен руководствоваться каждый гражданин.
Положительная свобода, по мнению Берлина, не должна быть использована для оправдания насилия и принуждения. Вместо этого она должна служить как средство, которое помогает людям реализовать свои индивидуальные цели и задачи в своей жизни.
1.2.2. Понятие отрицательной свободы
Отрицательная свобода, в соответствии с концепцией Исайи Берлина, является отсутствием препятствий для свободы действий, поставленных со стороны других людей, государства или общества в целом. Она представляет собой право индивида на выбор и осуществление своих действий в рамках закона и при отсутствии насилия со стороны других.
Отрицательная свобода является основой прав и свобод, гарантированных в конституционных системах правового государства.
Отрицательная свобода, в соответствии с концепцией Исайи Берлина, является отсутствием препятствий для свободы действий, поставленных со стороны других людей, государства или общества в целом. Она представляет собой право индивида на выбор и осуществление своих действий в рамках закона и при отсутствии насилия со стороны других [3].
Отрицательная свобода является основой прав и свобод, гарантированных в конституционных системах правового государства. Она защищает индивидуальные права на свободу мысли, выражения, вероисповедания, передвижения и другие аспекты жизни. Берлин считал, что отрицательная свобода является основой для демократического общества, так как она дает индивидууму возможность свободно выражать свои взгляды и участвовать в принятии решений, влияющих на его жизнь [5].
В своих работах Берлин подчеркивал, что положительная и отрицательная свобода являются взаимозависимыми и равноценными, и что их сочетание необходимо для создания полноценной свободы. Однако, необходимо подчеркнуть, что обеспечение положительной свободы не должно происходить за счет отрицательной свободы, т.е. не должно ограничивать индивидуальные права и свободы.
Исайя Берлин считал, что отрицательная свобода предоставляет индивидууму основу для защиты своих прав и свобод от вмешательства со стороны государства или общества в целом. В то же время, положительная свобода дает возможность человеку осуществлять свои потребности и желания, имея доступ к необходимым ресурсам и условиям для их реализации.
Понятие отрицательной свободы нашло широкое применение в области политической философии и права. Оно является основой для формулирования прав и свобод граждан, защищенных законом и гарантированных конституционными системами правового государства. Отрицательная свобода также играет важную роль в контексте защиты прав и свобод меньшинств и индивидуумов, которые могут подвергаться дискриминации со стороны большинства или государства.
Критики концепции отрицательной свободы указывают на то, что она не учитывает социальный контекст, в котором живет индивидуум, и не учитывает неравенства в обществе, которые могут быть препятствиями для свободного развития личности [8].
Понятие отрицательной свободы является важным элементом философии свободы Исайи Берлина, которое позволяет обеспечивать защиту индивидуальных прав и свобод от вмешательства со стороны других. Однако, для полноценной свободы необходимо сочетание отрицательной и положительной свободы, которые взаимодействуют и дополняют друг друга.
1.3. Отличия и взаимодействие двух видов свободы
Отличия и взаимодействие между положительной и отрицательной свободой – это ключевые аспекты философии свободы Исайи Берлина. Хотя эти два вида свободы имеют различные характеристики и функции, они взаимодействуют и взаимозависимы друг от друга.
Отрицательная свобода означает, что индивидуум освобожден от вмешательства со стороны государства и общества. Это право на свободу от каких-либо ограничений или принуждений. В отличие от этого, положительная свобода предоставляет индивидууму доступ к ресурсам и условиям, необходимым для реализации его желаний и потребностей.
Оба вида свободы являются важными, и оба взаимодействуют друг с другом. Отрицательная свобода позволяет индивидууму свободно выбирать свою жизнь и защищать свои права и свободы от вмешательства со стороны государства или общества. В то же время, положительная свобода предоставляет индивидууму возможности для реализации его потребностей и желаний, которые могут быть недоступны в условиях отсутствия доступа к ресурсам и условиям [13].
Однако, конфликт между положительной и отрицательной свободой может возникнуть, если государство использует свои ресурсы для обеспечения положительной свободы, нарушая при этом отрицательную свободу граждан. Например, государство может обеспечить равный доступ к образованию для всех граждан, но при этом требовать от них подчинения определенной идеологии или политической власти.
Исайя Берлин считает, что положительная и отрицательная свобода не являются взаимоисключающими понятиями, а наоборот, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом [12]. Положительная свобода заключается в способности человека к самоопределению и реализации своих потенциалов, в то время как отрицательная свобода - это отсутствие внешних препятствий и ограничений, которые могут помешать человеку действовать в соответствии с его желаниями и убеждениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001.183 с.
2. Маритен Ж. Человек и государство / Ж. Маритен ; пер. с англ. Т. Ли- финцевой. – М. : Идея-Пресс, 2000. – 196 с.
3. Оглезнев В.В. Интерпретация понятия «свобода» в аналитической политической философии // Вести. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 3 (11).
4. Оглезнев В.В., Суровцев В.А. Определение per genus proximum et differentiam specificam и юридический язык // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. № 2 (9). С. 228-240.
5. Скиннер К. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы // Логос. 2013. № 2 (92). С. 155-186.
6. Anderson P. (1990) The Pluralism of Isaiah Berlin: Review of The Crooked Timber of Humanity // London Review of Books, 20 December: 230–250.
7. Arblaster A. (1971) Vision and Revision: A Note on the Text of Isaiah Berlin's ‘Four Essays on Liberty’ // Political Studies, Vol. 19, \ 1: 81– 86.
8. Bellamy R. (1992) Th.H. Green, J.S. Mill, and Isaiah Berlin on the Nature of Liberty and Liberalism // Jurisprudence: Cambridge Essays / Eds. Hyman Gross and Ross Harrison. – Oxford: Clarendon Press: 257– 285.
9. Benn S.I. (1988) A Theory of Freedom. – Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
10. Berlin I. (1988) My Intellectual Path // The First and the Last. – New York Review of Books: 53–60.
11. Berlin I. and Williams B. (1994) Pluralism and Liberalism: A Reply to Crowder // Political Studies, Vol. 42, 2: 306–09.
12. Berlin I. and Williams B. (1994) Pluralism and Liberalism. // Political Studies, Vol. 42, \ 1: 293–303
13. Berlin I. Two concepts of liberty / I. Berlin // Liberty / ed. by H. Hardy. – Oxford and New York : Oxford University Press, 2002. – P. 166–217.
14. Carter I. Positive and negative liberty / I. Carter // The stanford encyclopedia of philosophy. winter / ed. by E. N. Zalta. – 2019. – URL: https://plato.stanford. edu/entries/liberty-positive-negative/
15. Cherniss J. Isaiah Berlin / J. Cherniss, H. Hardy // The stanford encyclopedia of philosophy. fall / ed. by E. N. Zalta. – 2020. – URL: https://plato.stanford.edu/ entries/berlin/
16. Collini S. (1999) Liberal Mind: Isaiah Berlin // English Pasts: Essays in Culture and History. – Oxford: Oxford University Press: 195–209.
17. Crowder G. (2008) Berlin, Value Pluralism and the Common Good: A reply to Brian Trainor // Philosophy & Social Criticism, Vol. 34, \ 8: 925–39.
18. Flathman R. The Philosophy and Politics of Freedom. Chicago University Press, 1987.
19. Frisch M.J. (1998) Critical Appraisal of Isaiah Berlin’s Philosophy of Pluralism // Review of Politics, Vol. 60, p. 421–33.
20. Furbank, P.N. (1997) On Pluralism // Raritan, Vol. 17, p. 83–95.
21. Galston W.A. (1999) Expressive Liberty, Moral Pluralism, Political Pluralism: Three Sources of Liberal Theory // William and Mary Law Review, Vol. 40, \ 3: 869–907.
22. Galston W.A. (1999) Value Pluralism and Liberal Political Theory // American Political Science Review, Vol. 93, \ 4: 769–78.
23. Gaus G.F. (1986) Subjective Value and Justificatory Political Theory // NOMOS XXVIII: Justification / Eds. R. Pennock, J. Chapman. – New York: New York University Press. p. 241–69.
24. GibbsB. Freedom and Liberation. London: Chatto and Windus, 1976.
25. Grant R. (1999) Morality, Social Policy and Berlin’s Two Concepts // Social Research, Vol. 66, p. 1217–1244
26. Gray J. On Negative and Positive Liberty // Political Studies. 1980. Vol. 28. P. 507-26.
27. Gutmann A. (1999) Liberty and Pluralism in Pursuit of the Non-Ideal // Social Research, Vol. 66, \ 4: 1039–1062.
28. Hardy H. (2000) Isaiah Berlin’s Key Idea // Romulus (the magazine of Wolfson College, Oxford). – Trinity. – Vol. NS 4, 1: 4–5.
29. Honneth A. (1999) Negative Freedom and Cultural Belonging: An Unhealthy Tension in the Political Philosophy of Isaiah Berlin // Social Research, Vol. 66, 4: 1063–1077.
30. Houlgate St. (1991) Freedom, Truth and History. An Introduction to Hegel’s Philosophy. – London and New York: Routledge, 1991.
31. Kocis R.A. (1980) Reason, Development and the Conflict of Human Ends: Sir Isaiah Berlin's Vision of Politics // American Political Science Review, March, \ 74: 38–52.
32. Larmore Ch. (1990) Political liberalism // Political Theory, Vol. 18, \ 3: 339–60.
33. Linker D. (2000) The Reluctant Pluralism of J.G. Herder // Review of Politics, Vol. 62, \ 2: 267–93.
34. MacCallum G. C. Negative and Positive Freedom / G. C. MacCallum // The Philosophical Review. – 1967. – Vol. 76 (3). – P. 312–334.
35. MacCallum G.C. Negative and Positive Freedom // The Philosophical Review. 1967. Vol. 76, No. 3. P. 312-334.
36. Mack E. (1993) The Limits of Diversity: The New Counter- Enlightenment and Isaiah Berlin’s Liberal Pluralism // The Imperiled Academy / Ed. H. Dickman. – New Brunswick, NJ, and London: Transaction: 97–126.
37. McBride W.L. (1990) Two Concepts of Liberty. Thirty Years Later: A Sartre-inspired Critique // Social Theory & Practice, Vol. 16, \ 3: 297– 331.
38. Raz J (1994) Multiculturalism: A Liberal Perspective // Dissent, Vol. 41: 67–79.
39. Riley J. (2002) Defending Cultural Pluralism within Liberal Limits // Political Theory, Vol. 30, 68–97.
40. Riley J. (2006) Utilitarian Liberalism: Between Gray and Mill // Critical Review of International Social and Political Philosophy Vol. 9, \ 2: 117–135.
41. Seidentop L. (1979) Two Liberal Traditions // The Idea of Freedom / Ed. A. Ryan. – Oxford: Oxford University Press: 153–174.
42. Sellers M. N. S. The sacred fire of liberty. Republicanism, liberalism and the law / M. N. S. Sellers. – London : Palgrave Macmillan, 1998. – 201 p.
43. Shklar J.N. (1998) Positive Liberty, Negative Liberty in the United States // Redeeming American Political Thought / Ed. S. Hoffmann, D.F. Thompson. – Chicago: University of Chicago Press: 111–126.
44. Skinner Q. (1969) Meaning and Understanding in the history of ideas / History and Theory. Vol. 8, \ 1: 3–53.
45. Steinberg, J. (1996) The burdens of Berlin’s modernity // History of European Ideas, Vol. 22, \ 5/6: 369–83.
46. Straumann B. Is modern liberty ancient? Roman remedies and natural rights in Hugo Grotius’s early works on natural law / B. Straumann // Law and History Review. – 2009. – Vol. 27 (1). – P. 55–85.
47. Strauss, Danie F.M. (1999) “Atomism and holism” with special reference to a key issue in social-political philosophy // South African Journal of Philosophy, Vol. 18, \ 1: 74–89.
48. Taylor C. “What’s Wrong with Negative Liberty”, in A. Ryan (ed.), The Idea of Freedom. Oxford University Press, 1979.
49. Taylor Ch. (1991) The Importance of Herder // Isaiah Berlin: a
Celebration / Eds. E. and A. Margalit. – London: Hogarth Press: 40–63.
50. Vincent A. (1999) Classical liberalism and its crisis of identity // History of Political Thought, Vol. 11, 1: 143–61.
51. Vincent A. (1999) Classical liberalism and its crisis of identity // History of Political Thought, Vol. 11, 1: 143–61.
52. Waldron J. (1987) Theoretical Foundations of Liberalism // Philosophical Quarterly, Vol. 37, 147: 127–50.
53. Walzer M. (1995) Are there Limits to Liberalism? // New York Review of Books, 19 October: 28–31.
54. Weigel G. (2002) The Better Concepts of Freedom // First Things: A monthly journal of religion and public life, February, p. 121: 14–20.
55. Weinstock D.M. (1997) The Graying of Berlin // Critical Review, Vol. 11, \ 4: 481–501.