Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ежи Гротовский – выдающийся польский театральный режиссер, актер, педагог и теоретик театра, чье влияние на развитие современного театра остается огромным.
В течение своей 40-летней карьеры режиссер Гротовский использовал уникальные методы исследования человека в контексте театральной и культурной традиций. В его проектах, таких как театральные спектакли, паратеатральные опыты, полевые исследования, учебные курсы и открытые лекции для студентов, реализованы сложные антропологические подходы. Они применяются как в процессе создания, так и анализа театральных произведений. Многие методы, разработанные и примененные Гротовским, находят активное применение в теории и практике, позволяя расширить возможности использования произведений искусства для создания новых коммуникативных связей между людьми, а также углублять проблемы восприятия человеком самого себя и мира, общественных отношений и гуманистических ценностей [1].
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании жизни и творчества Ежи Гротовского, его методологии режиссуры и ее актуальности в современном театральном искусстве.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы творческого пути Гротовского, его вклад в развитие экспериментального театра в Польше
2. Изучить основные принципы методологии Гротовского
Актуальность данной работы заключается в том, что методология Гротовского по-прежнему является одним из наиболее влиятельных подходов к режиссуре и актерскому мастерству, а его творческое наследие продолжает вдохновлять множество театральных режиссеров и актеров по всему миру.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Краткая биография
Ежи Гротовский - известный режиссер, родившийся 11 августа 1933 года в городе Жешуве, на востоке Польши. Его отец работал государственным служащим в управлении лесного хозяйства, а мать была учительницей. В период нацистской оккупации Польши, семья Гротовского была разлучена. Отец был вынужден бежать в Парагвай и не вернулся в Польшу, а мать и двое ее детей укрылись в крестьянской деревне Ниенадувка, где им пришлось выживать в сложных условиях после двух последовательных оккупаций.
В 1950 году семья Гротовского переехала в Краков, где двое детей, включая Ежи, получили образование. Ежи поступил в Государственное театральное училище и побывал в Москве, где изучал наследие Станиславского.
После первых поездок в Среднюю Азию он стал руководителем театра "13 рядов" в городе Ополе в 1959 году. Театр был основан писателем и критиком Людвиком Флазен, и Ежи работал с небольшим коллективом актеров, которые были отвергнуты консерваториями в Кракове и Варшаве. Здесь началась и эра драматического творчества Гротовского, который впоследствии достиг всемирной известности. Но этот необычный процесс долгое время оставался секретом, так как вызывал подозрения у культурной бюрократии режима. Театр "13 рядов" не был обычным театром, а скорее "научным институтом", занимающимся исследованиями в области актерского искусства. Он формирует свою легендарную молодежную труппу. В нее входят: Рена Мирецкая, Антони Яхолковский, позже Збигнев Цинкутис, Рышард Чесляк. А когда в 1965 году театр становится уже Лабораторией и переезжает во Вроцлав, в его труппу входят Станислав Сцерский, Элизабет Альба-хака.
За свою карьеру он развивал и воплощал идею "бедного театра", которую пропагандировал в своей книге-манифесте 1968 года.
«К бедному театру» - эссе Ежи Гротовского, опубликованное в 1965 году, которое впоследствии стало одним из главных произведений его карьеры. В 1968 году оно было включено в книгу «Бедный театр», составленную Эудженио Барбое. В этом эссе Гротовский разработал свою концепцию «бедного театра», заявив, что театр должен быть не только физически бедным, но и бедным в материальном и технологическом плане, сосредоточившись на актерской работе и создании глубокого эмоционального опыта для зрителей. Книга стала одним из основных теоретических идеологических документов современного театра и вдохновила многих художников в мире создавать свои собственные произведения и экспериментировать с новыми формами и методами.
Гротовский стал одной из ведущих фигур современной сцены. В 1984 году он создал Центр театрального эксперимента и поиска в Понтедере, который стал местом встреч мирового театрального авангарда.
Гротовский режиссировал ряд известных спектаклей, включая “Орфея” Жана Кокто (1959), “Каина” Байрона (1960), “Мистерию-буфф” Маяковского (1960), “Сакунталу” Калидасы (1960), “Дзяды” Мицкевича (1961), “Кордиана” Словацкого (1962), “Акрополь” Выспянского (1962), “Трагическую историю доктора Фауста” Марло (1963), «Стойкого принца» Кальдерона — Словацкого (1965) и другие.