Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, и оно гарантирует формирование социального интеллектуального потенциала. Дилемма российского образования в настоящее время определяется рядом противоречий, среди которых заметное место занимает противоречие между традиционными темпами обучения человека и все более быстрым появлением новых знаний, навыков и умений. По этой причине информационные технологии интегрируются в систему образования.
Только уделяя внимания аппаратным и техническим проблемам социальной компьютеризации, нельзя сформировать новую информационную стратегию и определить соответствующее место компьютеризации информационно-коммуникационных технологий в общественном развитии. Необходим системный подход к информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Формирование инновационной системы образования, определяемой ее позиционированием образовательных достижений, означает, что учащиеся отдают приоритет внедрению универсальных методов обучения и изменению организационной формы преподавания и образовательных технологий.
Огромная возможность сформировать личностный потенциал учащихся и повысить эффективность познавательной деятельности школьников производится на основе универсальных методов учебной деятельности. Их успешная социализация в современном мире во многом гарантируется исследованиями в области компьютерных наук (AA. Кузнецов и др.), а также умением внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательный процесс (И.В.Роберт).
В связи с этим становится все более важным преподавать учащимся информатику и информационные технологии, поскольку учащиеся осваивают инструменты и методы информатики, а также использования методов обучения, основанных на ИКТ.
Каждый урок вносит свой особый вклад в решение образовательной проблемы. У урока есть особая функция, в ходе которой конкретные темы выбираются из большего блока учебных материалов. Когда речь заходит об организации учебного процесса, не стоит забывать о том, как организовано обучение и познавательная деятельность детей в самой учебной программе.
Традиционно цель и задача преподавания информатики школьникам связана с преподаванием одноименного курса. Это одно из важнейших направлений системных исследований современной реальности - биологической природы, информационных процессов в обществе и технологиях.
Степень научной разработанность проблемы. Вопросы, связанные с формированием и развитием методической системы преподавания информатики на основном и высших уровнях школьного образования, отражены в работах С.А.Бешенкова, А.Г.Хейна, А.П.Ерова, Т.Б.Захаровой и т.д.
Учеными продемонстрирована возможность эффективного усвоения основных понятий информатики и развития мышления учащихся на ранних этапах обучения; для школьников создан учебно-методический инструментарий, предназначенный для развития у учащихся логики, алгоритмов, системного мышления и творческих навыков.
Объект исследования: дидактические игры.
Предмет исследования: дидактические игры как организационная форма проведения нестандартных уроков по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Цель исследования: провести анализ особенностей дидактических игр как организационной формы проведения нестандартных уроков по дисциплине «Информатика и ИКТ» в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть дидактическую игру как предмет психологического исследования;
2. Изучить средства обучения и внедрение дидактических игр на уроках информатики и ИКТ;
3. Рассмотреть урок как основная форма обучения информатике;
4. Привести структуру уроков информатики в начальной и средней школах;
5. Проанализировать внедрение дидактических игр на уроках информатики и ИКТ в начальной и средней школах.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты дидактических игр.
Во второй главе проведен анализ дидактических игр как организационной формы проведения нестандартных уроков по дисциплине «Информатика и ИКТ».
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы дидактических игр на уроках информатики и ИКТ
1.1 Дидактическая игра как предмет психологического исследования
Отечественные педагоги и психологи считают, что наиболее благоприятное развитие детей происходит под влиянием вдумчивого воспитания и тренинга, который проводится с учетом возрастных особенностей детей. «Для правильного развития ребенка, - указывала Н.К.Крупская, - достаточно не только нормального строения его тела и присущих человеку биологических особенностей, но и положительного влияния на него окружающих взрослых» [10, с. 67].
Изучение роли игр и их взаимосвязи с обучением занимает важное место в работе психологов и педагогов в стране и за рубежом. А.В.Запорожец считает, что нельзя сравнивать игры с обучением, но необходимо выяснить, как происходит обучение в играх и как это влияет на развитие навыков.
Исследование Н.К.Крупской показывает, что «постепенное развитие психологических моделей поведения и концепций» в играх обычно происходит спонтанно, но с помощью соответствующих методов руководства играми в учебных целях эффективность этого процесса может быть значительно повышен.
В своем исследовании ученые обнаружили, что переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения осуществляется в играх. Многие исследования показали, что шестилетние дети могут успешно учиться рядом с играми.
В теоретических и экспериментальных исследованиях Д.Б.Элькони выделяются следующие навыки в самостоятельных дидактических играх: функциональное распределение между участниками деятельности, интерпретация, истолкование правил, контроль за поведением партнеров по игре и своим собственным поведением [11, с. 21].
Исследования показали, что понимание правил все еще не гарантирует совместной игры в спортивные игры: дети должны сознательно относиться к правилам игры как к обязательному закону действий каждого; дети должны контролировать поведение игроков.
Автор пришел к выводу, что организация самостоятельной совместной деятельности зависит от структуры самой игры и особенностей ее правил, и этот вопрос требует дальнейшего исследования [11, с.54].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрамян А.К. Дидактическая игра как форма организации познавательной деятельности учащихся // Альманах современной науки и образования. - 2019. - № 4-1 (11). - С. 8-12.
2.Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. - 2019. - № 9 (22). - С. 89-98.
3.Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 9-2 (41). - С. 62-69.
4.Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. - 2019. - № 8 (35). - С. 30-38.
5.Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2019. - № 4 (31). - С. 29-35.
6.Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе // Инновационный Вестник Регион. - 2019. - № 4. - С. 64-69.
7.Грибов А.А. Дидактическая игра по информатике «Счастливый случай» // Молодой ученый. - 2019. - № 6-3 (65). - С. 56-60.
8.Дергачева Л.М. Особенности развития познавательной активности учащихся в дидактической игре в процессе изучения информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2019. - № 3. - С. 33-37.
9. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2021. - 415 с.
10.Кайранбаева Б. Ш. Применение дидактических игр на уроках математики // Молодой ученый. - 2019. - №4-1. - C. 42-44.
11.Каргина Е.М. Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (64). - С. 513-515.
12.Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» // Современная педагогика. - 2019. - № 5 (18). - С. 17.
13.Козлов С.В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 6-3 (38). - С. 10-16.
14.Лактионова Ю.С. Активизация учебной деятельности учащихся посредством дидактических игр // Информатика и образование. - 2020. - № 5. - С. 65-67.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2021. - 185 с.
16.Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. - 2020. - Т. 26. № 4. - С. 36-38.
17.Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 2019. - №3. – С. 44-49.
18.Остапенко Р.И. Использование Интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (8). - С. 90-94.
19.Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. - С. 171.
20.Рыбанов А.А. Видеоурок как средство эффективного обучения прикладному и системному программному обеспечению // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2019. - № 11. - С. 42-48.
21.Щербинина М.В. Вопросы изучения информационных технологий в профильных классах // Педагогическое образование на Алтае. - 2020. - № 3. - С. 134-140.
22.Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. - 2019. - № 2 (251). - С. 66-67.
23.Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2019. - № 1. - С. 28-44.