Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий этап экономического развития характеризуется направленностью государственной политики на поддержку отечественных производителей товаров, работ и услуг в связи с глобальной перестройкой мирового хозяйствования, санкционного давления со стороны недружественных государств, заключения дипломатических договоренностей с новыми поставщиками и покупателями на макроуровне. Основной задачей нашего государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей граждан в доступном и качественном продовольствии, товаров народного потребления, а также услуг, обеспечивающих комфортную среду обитания и национальную безопасность. А целью деятельности любых коммерческих предприятий на территории нашего государства является насыщение рынка качественной продукцией и извлечение выгоды.
1 Теоретические основы учета выпуска и продажи готовой продукции
1.1 Экономическая сущность выпуска и продажи готовой продукции
Основной целью производственного предприятия является выпуск качественной и востребованной на рынке продукции с целью извлечения прибыли. Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, подлежащая реализации с целью обращения в денежные средства для дальнейшего цикла и расширения производства [15, с. 113].
Готовая продукция в общем для каждого экономического субъекта виде проходит несколько стадий от производства до конечного покупателя, которые представлены на рис. 1. Выпуск продукции по экономической сущности представляет собой величину готовой продукции в стоимостном и натуральном выражении за определенный временной интервал [18, с. 39].
Выпуск готовой продукции учитывается в натуральных (для количественного учета готовых изделий), условно-натуральных (в пересчете на условный вес и сорт) и стоимостном показателях (в плановых, нормативных, фактических, продажных ценах), представленных на рис. 2
Процесс продаж продукта коммерческого предприятия в условиях рыночных взаимоотношений является завершающим циклом оборота средств экономического субъекта. Именно после продажи продукции, выполнении работ, оказании услуг и получения выручки организации представляется возможным выполнять свои обязательства перед работниками, поставщиками, бюджетом, кредитными учреждениями, то есть возмещать затраты произведенного цикла и осуществлять новый виток в развитии хозяйственной деятельности [24, с. 425].
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета выпуска и продаж готовой продукции
Нормативное регулирование бухгалтерского учета выпуска и продаж готовой продукции представлено следующими документами:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [1], который является базовым документом, на котором основываются виды и формы расчетов, право на собственность и правила договорных отношений между продавцом и покупателем товаров, работ и услуг на территории России.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [2], [3] устанавливает требования к налогообложению торговых операций, в том числе с начислением налога на добавленную стоимость и при применении специальных налоговых режимов.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [4] определяет порядок бухгалтерского учета выпуска и продаж на территории Российской Федерации, устанавливает порядок его отражения в первичных документах и регистрах.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации более конкретно рассматривает вопросы документального отражения таких фактов хозяйственной жизни организации как выпуск и продажа готовой продукции, а также способ оценки активов организации, источников их финансирования и обязательств организации, а также порядок проведения инвентаризации [5].
5. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» определяет правила отражения фактов процесса продаж в бухгалтерской отчетности организаций [6].
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению являются базовым нормативным документом, на основании которого каждая организация составляет рабочий план счетов для регистрации процесса продаж [7].
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» является базовым документом для создания такого локального акта как учетная политика в целях бухгалтерского учета, в котором описаны основные правила и приемы учета процесса продаж на конкретном предприятии [8].
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций [9].
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» определяет доходы от обычной деятельности и прочие, так как они участвуют в получении финансовых результатов деятельности любого предприятия [10].
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» регулирует основные правила принятия к учету расходов от реализации продукции, работ, услуг [11].
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» описывает правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, устанавливая взаимосвязь между видами учета [12].
Следует подчеркнуть, что нормативно-правовая база по учету процесса продаж не является постоянной. Ее актуальность необходимо постоянно отслеживать, актуализировать и использовать в локальных актах по бухгалтерскому и налоговому учету каждого экономического субъекта.
2 Современное состояние учета выпуска и продажи готовой продукции
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия ООО «Слава» г. Владивостока
ООО «Слава» г. Владивостока было зарегистрировано 23 июня 2006 года по адресу: 690109, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 47, кв. 132. Основным видом деятельности, указанным в Уставе предприятия является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Объект исследования курсовой работы - ООО «Слава» г. Владивостока за последние три отчетных года не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность. Поэтому в работе будет рассмотрена характеристика среднеотраслевого предприятия.
Структура активов организации на 31 декабря 2022 г. характеризуется соотношением: 22,3% внеоборотных активов и 77,7% текущих (табл. 1). Активы организации за весь период изменились несущественно (на 3,2%). Отмечая снижение активов, необходимо учесть, что собственный капитал уменьшился еще в большей степени – на 10,6%. Опережающее снижение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.
Снижение величины активов организации связано со снижением следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
- запасы – 4531 тыс. руб. (68%);
- основные средства – 1 426 тыс. руб. (21,4%);
- денежные средства и денежные эквиваленты – 705 тыс. руб. (10,6%).
2.2 Организация учета выпуска и продажи продукции на предприятии
Начиная с 2023 г. ООО «Слава» ведет деятельность по производству функциональной молочной продукции, внедрив в свою деятельность мини-цех по переработке молочной продукции.
Организация бухгалтерского учета выпуска готовой молочной продукции взаимосвязана с бизнес-моделью с минимально необходимым набором основных операций включающей в себя материально-техническое снабжение, производство и реализацию.
Переработка молока-сырья в цехе происходит в три этапа. На первом переделе определяют себестоимость сливок. Для этого из общей суммы затрат, включая расходы на организацию производства и управление, вычитают стоимость обезжиренного молока по ценам продаж. Оставшуюся величину относят на количество полученных сливок.
На втором переделе рассчитывается себестоимость сливочного масла. Для этого из суммы затрат, учтенных на данном этапе, включая стоимость сливок и распределенные расходы на организацию производства и управление, вычитают стоимость побочной продукции (пахты).
Последняя берется по ценам продажи. Оставшуюся сумму затрат относят на полученную основную продукцию – сливочное масло. Аналогичным образом определяют себестоимость продукции и по другим переделам при наличии раздельного учета затрат. Например, при производстве сыра, жирного творога, сгущенного молока. Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что при формировании стоимости выпуска продукции основное влияние оказывает сумма затрат на молоко-сырье.
Для учета затрат предназначен счет 20 «Основное производство», к которому открывается субсчет «Промышленные производства». По дебету указанного счета отражают затраты по переработке молока, а по кредиту – выход молочной продукции. Сальдо означает остаток незавершенного производства, которым считается продукция частичной готовности, такая как закваска, сыр в процессе созревания и т. п.
Себестоимость молока определяется лишь в конце года, а в течение этого периода оно списывается в производство по плановому значению. Себестоимость продукта определяется на каждом этапе переработки. Для этого используется оборот по дебету счета 20 субсчет «Промышленное производство», аналитический признак «Переработка молока». Из данного показателя вычитается стоимость побочной продукции по цене возможной продажи или использования [24, с. 424].
Сырье, переданное в производство, отражается в учете записью по аналитическим счетам «Переработка молока» и «Молоко», открытых к субсчетам счетов 20 и 10:
ДЕБЕТ 20 субсчет «Промышленные производства» аналитика «Переработка молока» КРЕДИТ 10 субсчет «Сырье и материалы» аналитика «Молоко» поступило сырье в производство.
2.3 Направления совершенствования учета выпуска и продажи продукции на предприятии
В процессе исследования было выяснено, что на предприятии учет выпуска готовой продукции соответствует действующей нормативно-правовой базе автоматизирован. Однако, выявленные низкие показатели рентабельности предполагают поиск внутренних резервов по снижению себестоимости продукции, но без использования фальсифицированного сырья и оппортунистического поведения руководства предприятия.
На рис. 11 представлена финансовая структура ООО «Слава», включающая в себя центры ответственности возникновения затрат. Для выявления резервов снижения себестоимости выпуска продукции необходимо применить инновационные методы оперативной автоматизации каждого процесса для выявления проблемных участков и перерасхода [19, с. 100].
Немаловажное значение для эффективности снижения себестоимости выпуска молочной продукции играет автоматизация учетной и аналитической деятельности.
При внедрении проекта автоматизации учетной и аналитической деятельности под названием «Анализ и контроль производства в реальном времени» на базе 1С: «Управление производственным предприятием», внесенное дополнение в прикладное решение позволяет ежедневно рассчитывать рентабельность каждого вида продукции исходя из фактических затрат на производство и сумм реализации этих видов продукции. Реализация данного проекта позволит в течение месяца отслеживать изменение рентабельности по видам продукции, корректировать объемы производства, оптимизировать каналы сбыта, сокращать накладные расходы, оценивать эффективность управленческих решений.
Можно предложить при исчислении себестоимости единицы продукции определять себестоимость обезжиренного молока, которое является побочным продуктом, используемом в качестве сырья. Она рассчитывается как доля стоимости сырого (цельного) молока. От того, какая часть себестоимости цельного молока будет отнесена на обезжиренное молока, зависит себестоимость отдельных видов готовой продукции и их рентабельность. Себестоимость полученного обезжиренного молока уменьшает себестоимость продукции, при производстве которой она образуется.
Для реализации проекта на рабочих местах мастеров смены каждого участка производства были установлены персональные компьютеры с установленным на них программного обеспечения 1С. На автоматизированных рабочих местах каждый мастер смены вводит информацию о текущем состоянии производства: задание на выпуск, объем выпущенной продукции, остаток материалов, состав смены. По окончании выпуска, при закрытии мастерами смены, автоматически производится расчет фактической сырьевой себестоимости выпущенной продукции и перемещение ее на склад готовой продукции. По окончании отгрузки продукции поставщикам формируется отчетность, из которой видно прибыль по видам продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпуск качественной и востребованной готовой продукции – это основная задача современного российского предприятия, действующего в условиях рыночных конфигураций на фоне проведения специальной военной операции на Украине и санкционного давления со стороны недружественных государств. От грамотно построенной системы учета выпуска готовой продукции во многом зависит финансовый результат производственного предприятия в целом.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии позволило сделать вывод о ее достаточности и полном соответствии нормативно-правовому регулированию, принятому на территории Российской Федерации. В учетной политике предприятия закреплена схема учета выпуска продукции без использования синтетического счета 40. Автоматизированная система учета выпуска продукции достаточна для ведения бухгалтерского учета на должном уровне, однако требует доработки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
5. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
6. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
8. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
10. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)» [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
11. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
12. Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
13. Богаченко, В. М. Бухгалтерский учет: учебник / В. М. Богаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 538 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-35320-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1839560 (дата обращения: 11.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
14. Бухгалтерский учет: учебник / под ред. проф. В.Г. Гетьмана. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 591 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1093030. - ISBN 978-5-16-016279-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1983269 (дата обращения: 11.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
15. Васьковская, В.С. Проблемные аспекты учёта и анализа готовой продукции / В.С. Васьковская // Глобальные и локальные тренды в управлении, экономике, юриспруденции. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под общей редакцией А.Д. Моисеева. – Воронеж. - 2022. - С. 113-116.
16. Глотова, Е.Г., Трунова, Е.Б. Особенности бухгалтерского учета продажи готовой продукции в зависимости от способа ее оценки / Е.Г. Глотова, Е.Б. Трунова // Актуальные вопросы теории и практики финансово-хозяйственной деятельности. Сборник материалов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - 2022. - С. 11-15.
17. Гутякулова, Б.Б. Бухгалтерский учет производства и продажи готовой продукции / Б.Б. Гутякулова // Студенческие научные исследования. сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - Пенза, - 2022. - С. 15-18.
18. Дюкин, Д.М. Проектирование системы автоматизации приема и учета заявок на изготовление и продажу продукции предприятия / Д.М. Дюкин // Тинчуринские чтения - 2022 «Энергетика и цифровая трансформация». Сборник статей по материалам Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах. Под общей редакцией Э.Ю. Абдуллазянова. - Казань, - 2022. - С. 38-40.
19. Лапшов, А.Н., Сизова, О.В. Проектирование информационной системы учета продаж торговой организации / А.Н. Лапшов, О.В. Сизова // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2022. - № 51. - С. 96-101.
20. Моргоева, К.А., Тохтиев, К.Т. Совершенствование учета продаж продукции на предприятии / К.А. Моргоева, Тохтиев К.Т. // Научное обеспечение сельского хозяйства горных и предгорных территорий. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Владикавказ. - 2022. - С. 170-173.
21. Нуриева, Р.И. Аудит учета продажи продукции / Р.И. Нуриева, К.А. Парфенова, С.И. Валиуллина // Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях стратегического развития экономики. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых. - Казань, - 2022. - С. 817-823.
22. Резник, Г. А. Маркетинг: учебное пособие / Г.А. Резник. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 199 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1242303. - ISBN 978-5-16-016830-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1903657 (дата обращения: 12.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
23. Сизова, О.В., Внедрение цифровых технологий в систему учета продаж розничного магазина / О.В. Сизова, В.Г. Савченко, Н.С. Рычихина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2022. - № 4 (72). - С. 62-68.
24. Хорольская, Т.Е. Особенности отражения в учетно-аналитической системе товаропроизводителей процесса продаж / Т.Е. Хорольская, Н.С. Власова, В.С. Корнияш // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 42 (4). - С. 423-426.