Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На фоне крушения СССР, после изменения политических и экономических целей развития в России, происходит переосмысление деятельности целого ряда реформаторов, в том числе и Петра Аркадьевича Столыпина, что связано, в том числе с поиском новой модели общественных отношений.
Стоит отметить одним из первых кто проявил интерес к П.А. Столыпину после лет забвения был А.И. Солженицын, обсуждение его эссе «Размышления под Февральской революцией» произошло на страницах нескольких национальных газет в том числе «Российской газеты».
В 2008 году в проекте телеканала Россия «Имя России. Исторический выбор» П.А. Столыпину было отведено второе по значимости место после Александра Невского.
Оживленная дискуссия представителей различных генераций российских историков в конце ХХ в. – начале ХХI вв., в том числе в рамках Всероссийская научная конференции, посвящённой 145-летию политического деятеля, в очередной раз подтвердила неоднозначность мнений о роли П. А. Столыпина в политическом процессе, вместившем революционные катаклизмы и реформаторскую альтернативу.
Целью настоящей работы является рассмотрение политического портрета П.А. Столыпина.
Поставленная цель определяет задачи: дать общую характеристику П.А. Столыпина как государственного деятеля, рассмотреть концепцию государственной деятельности П.А. Столыпина; изучить политические воззрения и деятельность П.А. Столыпина.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ЛИЧНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИН КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
1.1.Общая характеристика П.А. Столыпина как государственного деятеля
Видный политик России начала ХХ века Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911гг.) появился на свет 2 апреля 1862 г.
Петр Столыпин появился на свет в Дрездене 14 апреля 1862 года в старинной дворянской семье. Он окончил в 1881 году Вильнюсскую гимназию и решил поступить в Петербургский университет на физико-математический факультет. После университета Петр поступает на службу в Министерство государственных имуществ.
В 1889 году будущий премьер-министр переходит работать в Министерство внутренних дел. В этом же году его назначили губернским предводителем ковенского дворянства, а в 1902 году Столыпина избрали губернатором города Саратов.
Несмотря на то, что губернаторство Столыпина в Саратове было не-долгим (с 1903 по 1906 г.), именно этот период оказал существенное влияние на формирование будущего реформатора .
В Саратовской губернии Столыпин вплотную познакомился с новой для себя социально-экономической и политической ситуацией, существенно отличавшейся от того, что было в Северо-Западном крае, с которым он был связан в течение длительного времени .
Важность саратовского периода объясняется, во-первых, тем, что губерния являлась типичной для общероссийских условий и опыт, полученный здесь, был затем применен на всероссийском уровне, во-вторых, губернаторство Столыпина пришлось на время, насыщенное важнейшими событиями русской истории начала века. В 1903 г. по губернии прокатились серьезные крестьянские выступления. Здесь же Столыпина застала русско-японская война, революционные катаклизмы 1905 г.
Из Саратова он был переведен в Петербург на должность министра внутренних дел, а позднее и на пост председателя Совета министров.
Изучение деятельности Столыпина на посту саратовского губернатора позволит прояснить его позицию в момент приезда в столицу по крестьянскому вопросу, а также его отношение к политическим реформам (расширение роли местного самоуправления и управленческая реформа в губернии и уезде). Именно эти преобразования стали впоследствии центральными элементами столыпинских реформ.
Его успехи привлекли внимание царя, назначившего в апреле 1906 г. П.А. Столыпина министром внутренних дел. Тогда он ведал в том числе такими вопросами, как контроль администрации губерний и уездов, их работу с местными органами; руководство государственной полицией, тюрьмами, местными судами, контроль за телеграфом и почтой, а также преодоление чрезвычайных ситуаций и снабжение населения в такие периоды продовольствием.
Приоритетное достижение П.А. Столыпина - запуск реформирования земельных отношений, что привело к развитию сельхозпроизводства и капитализма в деревне.
Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин уже 20 лет является кумиром либералов и монархистов.
Система управления Российской империей была рассчитана на гениального правителя типа Наполеона, а в нашем отечестве – Петра I, Екатерины II или Сталина. Все министры были подчинены лично царю и имели право личного доклада. Они не подчинялись премьер-министру и не были обязаны координировать свои действия друг с другом .
Когда Сергей Юльевич Витте был уволен царем с должности министра финансов и назначен премьер-министром, он был крайне огорчен и считал сие опалой.
26 апреля 1906 года Столыпин получил пост министра внутренних дел и оставался таковым до самой смерти. 8 июля того же года он стал председателем Совета министров, но это практически не увеличило его власть. Основой могущества Столыпина в первые годы было доверие царя, напуганного революцией. Николай II в 1906–1908 годы принимал Столыпина чаще, чем всех остальных министров, вместе взятых.
Однако Столыпин никогда вплотную не занимался вопросами обороны, внешней политики, финансов, путей сообщения и т.д., там были свои министры, но в то же время его деятельность оказывала влияние на изменения в данных сферах.
В качестве примера влияния Столыпин на внешнюю политику России говорят о том, что он де в сентябре 1910 года уговорил Николая II снять с должности министра иностранных дел Александра Петровича Извольского и поставить на его место своего родственника Сергея Дмитриевича Сазонова (жены обоих были родными сестрами). Того самого Сазонова, который втянул Россию в Первую мировую войну .
Главной заслугой Столыпина считают проведение земельной реформы.
Вторая главная заслуга Столыпина – подавление революции чисто репрессивными мерами. 13 марта 1907 года он ввел закон о военно-полевых судах. В 1907–1910 годы военно-полевые суды вынесли 5735 смертных приговоров, 66 тыс. человек были сосланы на каторгу.
В России до 1906 года, как и в цивилизованных государствах Европы, и в США, любые пистолеты и револьверы продавались без всякого разрешения. Столыпин в 1906 году запретил продажу без разрешения особо мощных револьверов и пистолетов, например, маузера.
Большевики, придя к власти, запретили иметь личное оружие всем, кроме членов партии. В 1934 году Сталин запретил иметь оружие и коммунистам. Причем, если при Сталине криминалом считался только патронный пистолет с центральным боем, то сейчас наши «демократические» органы могут отправить за решетку за дуэльный пистолет пушкинской эпохи, а то и времен царя Алексея Михайловича.
В 1910 году Столыпин посетил Западную Сибирь. Впечатлявшийся ее просторами, он посчитал сибирские земли неисчерпаемыми источниками сырья и предложил масштабную схему по переселению крестьян на эти целинные земли. Но его позиция касательно самодержавия настроила против него дворян, которые ополчились на него и способствовали его падению. В ходе очередной стычки его смертельно ранил эсер Богров в Киеве 14 сентября 1911 года. Спустя 4 дня он скончался.
1.2. Концепция государственной деятельности П.А. Столыпина: общий анализ
Деятельность П.А. Столыпина и его взгляды на государственное управление интересны и актуальны в первую очередь тем, что реформы, проводимые с его непосредственным участием были первым опытом именно с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверяскина О. С., Панякина Т. В. Некоторые аспекты современной историографии столыпинской аграрной реформы // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 687-689.
2.Акирейкин Д.А. М.О. Меньшиков о концепции "сильной власти" в Российской империи в начале XX в. // История государства и права. 2014. N 2. С. 3 - 7.
3.Аврех А.Я. Столыпинский бонапартизм и вопросы военной политики в III Думе // Вопросы истории. 1956. №11. С.17–33.
4.Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с
5.Брезгина А. В., Сапко А. А. Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 299-302.
6.Государственная Дума. Созыв второй. Стенографические отчеты. СПб.: Государственная тип., 1907. Т. 1. 2082 с.
7.Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника / вступ. ст. Н. П. Соколова и А. Д. Степанского, публ. и коммент. Н. П. Соколова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 810 с.
8.Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978. 246 с.
9.Доклад Министра внутренних дел П. А. Столыпина - Николаю II. 20 августа 1906 г. // Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Канцелярия совета министров. Оп. 2. Д. 174.
10.Зоркова Н.Н. Столыпинская аграрная реформа: история изучения // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. № 2. С. 64–72.
11.Карнишин В.Ю. Реформы П. А. Столыпина: перекрестки мнений современных историков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки 2007.- № 2 С 3- 8
12.Котляров С. Б. Правовые особенности столыпинских аграрных преобразований начала ХХ века // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 36
13.Королёва Н.Г. Совет министров России в 1907-1914 гг. // Исторические записки. Т. 110. М., 1984. с. 114-153.
14.Корелин А.П. П.А.Столыпин и российское общество: политическая программа правительства и попытки её реализации. // Куда идет Россия. Власть, общество, личность М., 2000. с. 37-44
15.Коковцов В.Н. Из моего прошлого (1903-1919). Минск: Харвест, 2004. 896 с.
16.Мизь. А.Б. Проекты реформ государственного и муниципального управления П.А Столыпина: нереализованные идеи // Вестник поволжского института управления № 6. 2004
17.Особые журналы Совета министров Российской империи. 1906-1908 гг. / 1906 год. М.: РОССПЭН, 2011. 463 с.
18.Переписка H. А. Романова и П. А. Столыпина // Красный архив. 1924. Т. 5. С. 103— 109.
19.Письма Николая II к Дубасову // Красный архив. 1925. Т. 4-5. С. 440-441.
20.Портнягина Н. А. С. Ю. Витте И П. А. Столыпин: два взгляда на террор в период революции 1905-1907 гг. //Вестник славянских культур 2015 № 2 С. 165-178
21.Петр Аркадьевич Столыпин: энциклопедия. / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2011. 735 с.
22.Столыпин А. П. Сын об отце // П. А. Столыпин глазами современников / под общ. ред. П. А. Пожигайло. М.: РОССПЭН, 2008. С. 20-26.
23.Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906-1914). М.: РОССПЭН, 2011. 511 с.
24.Толстой И. И. Дневник: в 2 т. СПб.: Лики России, 2010. T. I: 1906-1909. 688 с.
25.Тыркова-Вилъямс А. В. На путях к свободе. М.: Московская школа политических исследований, 2007. 392 с.
26.Утенков Г.Н. Концептуальные идеи П.А. Столыпина: реформы государственного управления // История государства и права. 2013. N 1. С. 50 - 53.
27.Фёдоров Б. Г. Столыпин как историческая личность. 2.10.2005. Альманах Лебедь
28.Флоринский М.Ф. Совет министров и министерство иностранных дел в 1907-1914 гг. // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. История. Язык. Литература. 1978. Вып. 1. № 2. С. 35-39
29.Федоров Б.Г. Петр Столыпин: «я верю в Россию». В 2 т. М., 2002. Т.1. 624 с
30.Черепица В. Н. П. А. Столыпин — гродненский губернатор // Православный вестник. — 1998. — № 2–3.
31.Чирков А.А. «Председатель Совета министров П.А. Столыпин и реформа вооружённых сил». // Исторические исследования. 2017. № 12 С. 35-52
32.Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М.: РОССПЭН, 2000. 399 с.
33.Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации // Российская история. 2012. №2. С.18-36.