Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Экологические знания как часть экологического сознания 5
1.2. Требования к содержанию экологических знаний средних дошкольников 6
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ КНИГИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
2.1. Роль природоведческой книги в среднем дошкольном возрасте 10
2.2. Значение природоведческой литературы в формировании экологических знаний детей 11
2.3. Методические средства формирования экологических знаний через природоведческие 13
2.4. Методические приемы работы с природоведческой книгой при формировании экологических знаний средних дошкольников 15
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ КНИГ 17
3.1. Конспекты занятий в работе с природоведческой книгой 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений является экологическое образование через изучение природоведческих книг. Это не только способствует развитию ребенка, но и формирует у него навыки ответственного и осознанного отношения к окружающей среде.
Важность экологического образования в дошкольном возрасте подтверждается исследованиями в области педагогики Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других, где отмечается доступность экологических знаний для детей среднего возраста в области природы, живых существ, взаимосвязи в мире природы и важных ценностей, таких как здоровье, нравственность и эстетика. Более того, дети воспринимают природу как свое естественное окружение и понимают, что она является средой обитания и защитой человека.
Современные исследования, проведенные Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и другими учеными, подчеркивают ключевую роль природоведческих книг в достижении целей экологического образования. Они демонстрируют множество эффективных методов и техник, которые способствуют стимуляции познавательных интересов детей и развитию их понимания о том, как ухаживать за живыми существами и охранять природу [6].
Интересно отметить, что одной из существенных задач в экологическом воспитании является анализ особенностей формирования динамических представлений о процессе роста и развития живых существ. Важность экологического образования для дошкольников не вызывает сомнений. Большую значимость приобретают вопросы, связанные с созданием содержания, методов, форм и технологий экологического образования и его собственной специфики.
В связи с этим проблема данной работы заключается в выявлении особенностей природоведческой книги в формировании экологических знаний в среднем дошкольном возрасте.
Объект – формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет – формирование экологических знаний посредством природоведческих книг.
Цель работы – изучение особенностей применения природоведческих книг в формировании экологических знаний в среднем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Изучить особенности формирование экологических знаний в среднем дошкольном возрасте;
2. Проанализировать роль природоведческой книги в формировании экологических знаний;
3. Разработать конспекты занятий экологической направленности с использованием природоведческих книг.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством природоведческих книг. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав и 8 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Экологические знания как часть экологического сознания
В свете изменений, вызванных человеческой деятельностью в естественной среде, возникает осознание таких изменений, которое проявляется в разрушении экологического баланса и становится отправной точкой для формирования экологического сознания. Это сознание формируется как на основе субъективного опыта, так и научных исследований. Однако, экологическое сознание не ограничивается только знаниями о состоянии экосистем, а также предполагает поиск возможных путей и решений экологических проблем.
Различия в трактовке экологического сознания неизбежны и обусловлены теоретическими подходами, также системами ценностей и общественно-экономическими отношениями. Таким образом, кратко можно определить экологическое сознание как комплексное сознание, включающее представления, поведение, деятельность, желания и ожидания человека в отношении окружающей природной среды.
Экологическое сознание простирается за пределы простой критики текущей экологической ситуации. Оно находит свое отражение в глубоком понимании состояния общества и окружающей природы, а также осознании необходимости предотвращения дальнейшего нарушения экологического равновесия в природе с целью сохранения природных компонентов, необходимых для жизни человека [8].
Экологические знания играют важную роль в формировании экологического сознания. Они включают в себя осознание природных ресурсов и необходимость поддержания равновесия между природными и общественными системами. Кроме того, экологические знания включают понимание глобального экологического кризиса, а также необходимость глобальной стратегии развития, чтобы сохранять жизнь на планете.
Оценка экологической ситуации является вторым важным элементом экологического сознания. Она зависит от системы ценностей, которые разделяет общество или группа, и проявления отношения к окружающей среде.
Третий элемент – экологическое поведение – также важен. Он относится к конкретным действиям и решениям, которые принимаются как обществом в целом, так и отдельными людьми в противостоянии экологическим проблемам. Экологическое сознание должно включать не только знания по экологическим проблемам, но и конкретные действия, которые способствуют их решению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова. – Текст: непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – № 1 (27). – С. 103- 111.
2. Балым, М. А. Особенности экологического воспитания в дошкольном возрасте / М. А. Балым // Уральский вестник образования: научно-методический сборник, декабрь 2022. – Екатеринбург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования", 2022. – С. 62-66.
3. Ванина, Е. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к детской литературе / Е. Ю. Ванина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т. 2, № 7. – С. 5-9.
4. Дошкольное образование: традиции и инновации: учебно-методическое пособие / авторы-составители Н. В. Михайлова, В. А. Зебзеева, М. Э. Шарычева, М. А. Гасилина. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет [изд.], 2020. – 118 с.
5. Захарикова, Д. В. Опыт работы по созданию оптимальных условий для экологического воспитания и образования дошкольников / Д. В. Захарикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 183-184
6. Казанцева, С. И. От экологического образования – к экологическому сознанию / С. И. Казанцева // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2019. – № 1(14). – С. 80-82.
7. Каримуллина, М. К. Экологическое воспитание дошкольников, воспитание дошкольников старшего возраста / М. К. Каримуллина. – Текст: электронный // Трибуна ученого. – 2020. – № 5. – С. 490-495.
8. Комилова, Ф. А. Экологическое сознание как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия / Ф. А. Комилова // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 2. – С. 87-96.
9. Косарева, М. В. Влияние природоведческой литературы на познавательное развитие детей дошкольного возраста / М. В. Косарева // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. – 2019. – Т. 1, № 1. – С. 49.
10. Кутлугужин, Н. Я. Актуальные проблемы социально-экологического знания / Н. Я. Кутлугужин // Актуальные проблемы социально-экологического знания: Межвузовский сборник научных трудов / Ответственный редактор Б.Г. Акчурин. Том Выпуск XIX. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 207-214.
11. Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177.
12. Николаева, С. Приобщение дошкольников к красоте природы: на основе парциальной программы эколого-эстетического воспитания в ДОО / С. Николаева. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 2. – С. 4-9.
13. Орехова, И. Л. Методологические аспекты экологического образования дошкольников / И. Л. Орехова // Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник статьей XVIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 23–24 апреля 2020 года. – Челябинск: ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2020. – С. 304-309.
14. Парманов, А. Э. Экологическое образование дошкольников как средство познания и приобщения детей к природе / А. Э. Парманов, Д. О. Химматалиев, Ж. А. Парманов // Научные разработки: евразийский регион: материалы международной научной конференции теоретических и прикладных разработок, Москва, 09 октября 2019 года. – Москва: Инфинити, 2019. – С. 60-62.
15. Передерий, В. А. Экологическое образование и экологическое воспитание как средства формирования экологической культуры / В. А. Передерий, В. С. Перфильева // – 2022. – № 5-2. – С. 216-219.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)».
17. Смирнова, Е. Ю. Формирование экологических представлений дошкольников с помощью природоведческой литературы в разновозрастной группе детского сада / Е. Ю. Смирнова, С. О. Грунина // Дошкольное детство: теория, методология, практика: Сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С. 282-284.
18. Торопова, Д. А. Природоведческая литература для детей дошкольного возраста / Д. А. Торопова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под редакцией Е.В. Шмаковой, Г.С. Чесноковой. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 307-308.
19. Файзуллина, Л. Р. Формирование системных природоведческих представлений у дошкольников как основа экологического образования / Л. Р. Файзуллина, Е. А. Оболенская // Актуальные проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Москва, 17 апреля 2020 года. – Москва: Индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич, 2020. – С. 314-319.
20. Щепина, И. Н. Экологическая тропа в формировании экологического сознания дошкольников / И. Н. Щепина // – 2020. – № 9(164). – С. 21-25.