Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности.
Младшие школьники на уроках окружающего мира осваивают целостную картину мира. Данный предмет состоит из двух блоков: естествознание и обществознание, является интеграцией целого цикла учебных предметов, таких как: география, история, естествознание, информатика, ОБЖ, элементов экономики и др. Изучение этого курса дает большие возможности для организации диалоговой формы работы с учащимися, где дети могут рассуждать, высказывать свою точку зрения, вступать в полемику с одноклассниками.
Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. В своей работе мы рассмотрим один из эффективных методов развития коммуникативных УУД учебный диалог, из этого следует цель моей работы:
Цель работы: выявить педагогические условия эффективной организации учебного диалога на уроках окружающего мира, соответствующие развитию коммуникативных УУД у младших школьников.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
· Изучить понятие «универсальное учебное действие» и его значение для обучения учащихся начальной школы по ФГОС НОО;
· Уточнить понятие коммуникативные УУД
· Выявить особенности развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте
· Уточнить понятие учебного диалога в начальной школе
· Проанализировать особенности организации занятий с использованием учебного диалога на уроках окружающего мира в начальной школе
· Определить и охарактеризовать основные приемы учебного диалога для развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте
1. Многообразие словесных методов обучения на уроках окружающего мира
1.1 Вербальные средства общения
Существует несколько видов речевой деятельности: говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить; слушание – восприятие содержания звучащей речи; письмо – фиксация содержания речи на бумаге; чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации. С учетом того, какие цели преследует каждый из говорящих (донести информацию, побудить к действиям, договориться или выразить свое мнение) могут возникать разнообразные речевые тексты.
Однако вне зависимости от этого человеческий язык выполняет одновременно несколько важных функций:
• коммуникативную. Человек общается с другими людьми с помощью слов;
• познавательную. Большую часть информации о мире мы получаем через язык; познавательные психические процессы – восприятие, память, мышление – протекают в виде словесных образов и понятий;
• аккумулятивную.
Язык служит средством накопления и хранения полученных знаний. Записные книжки, конспекты, дневники и прочее – одно из вербальных средств и способов общения, позволяющих передавать знания другим людям;
• конструктивную. Язык также выступает средством формирования мыслей. Путем общения человек материализует свои мысли, делая их более ясными и четкими для слушающих;
• эмоциональную. Общение также является способом выражения чувств и эмоций. Однако данная функция выполняется лишь тогда, когда прямо выражается отношение человека к тому, о чем он ведет речь;
• контактоустанавливающую. Как говорилось ранее, вербальные средства общения – это не только обмен информацией, но способ налаживания связей между людьми;
• этническую. Последняя, но не по значимости, функция, которая представляет язык как средство объединения народа.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.
Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.
Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.
Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.
Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.
Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.
Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!
Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.
Значимость вербального общения
При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.
Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.
Если личные отношения невозможны без эмоци
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П. Концепция образовательной системы «Диалог» СПБ Астерион, 2014г.
2. Виноградова Н. Окружающий мир 1 2 классы: методика обучения М.:Вентана-Граф, 2011. 124с.
3. Виноградова Н. Окружающий мир 1 4 классы: методика обучения М.:Вентана-Граф, 2012. 240с.
4. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог эффективный метод развития младших школьников// Начальное образование. 2010. №1.
5. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2009, № 6
6. Вороницына Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. 2010. №4 14 с.
7. Козина М.А., Степанян Е.М. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 494 с.
8. Львова А.С. Учебная дискуссия как средство развития диалогической речи младших школьников: диссертация кандидата педагогических наук М., 2008 238 с.
9. Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии. М.: Дрофа, 2009. 303 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)