Фрагмент для ознакомления
2
В условиях монополии на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует только предприятие -монополист.
Далее рассмотрим чистую монополию. Она полностью противопоставлена рынку совершенной конкуренции. На таком рынке нарушены все предпосылки для совершенной конкуренции. Предпосылки монополии:
- присутствие на рынке только единственного продавца товара.
- у товара нет близких заменителей, так как он является уникальным.
Отсутствие заменителей товаров может быть по разным причинам. Примером может служить в небольшом городке единственная автозаправка.
- Вход на рынке и выход с него сильно ограничен барьерами (преградами).
Барьерами являются препятствия любого характера, которые будут затруднять приход на рынок новых игроков. Сюда отнесем следующие типы барьеров:
- барьер законодательный или легитимные. Сюда входят патенты и лицензии, которые ограничивают конкуренцию на рынке.
Благодаря патентам патентообладатели имею право извлекать финансовую выгоду из сделанного им изобретения в течение установленного периода времени, таким образом запрещая другим производителям использовать данную технологию. Принято считать, что патенты стимулируют предприятия к поискам своих новых технологий.
На сегодня уже приобрел силу иной законодательный барьер для предпринимателей - лицензирование. То есть наличие лицензии является обязательным для того, чтобы получить право заниматься бизнесом в некоторых рынках. А получение лицензии происходит со значительными издержками.
Таким образом, в России любая образовательная деятельность или добыча нефти подлежат обязательному лицензированию.
- Стратегические барьеры. Такие барьеры связаны с экономическими эффектами от деятельности монополии. Монополиями, являются крупные предприятия, которые создают положительный эффект масштаба. Со своей стороны, положительный эффект масштаба - это эффект убывания средних издержек предприятия при росте объемов.
Следующим легитимным барьером является административный барьер, к которому многие относят стояния в очереди, затруднения с регистрацией новых предприятий, постоянные взаимоотношения с органами проверки и контроля. Согласно рейтингу стран по привлекательности ведения в них бизнеса по данным Forbes, Россия занимает 102 место из 128 возможных [13].
Далее рассмотрим причину почему средние издержки у крупных предприятий часто оказываются ниже, чем у маленьких компаний.
Ответ заключается в том, что средние издержки включают в себя 2 компонента: средние переменные затрат и средние фиксированные затраты.
AC = AVC + AFC (1)
Происходит убывание средних фиксированных затрат всегда при росте объемов и имеют вид гиперболы.
При производстве же в реальности достигается экономический эффект на фиксированных издержках. Так как уровень фиксированных издержек не изменяется при росте объемов производства, то средние фиксированные издержки растворяются между растущими объемами произведенных благ.
Каждый факт серьезного ведения бизнеса требует фиксирования затрат на оплату дорогих управляющих, сюда же относятся серьезные вложения на старте.
Крупные первоначальные вложения выступают еще одним видом стратегических барьеров, которые не дают возможность маленьким предприятиям выходить на рынок.
Что касается крупных предприятий, то они имеют способность производить вот такие крупные вложения, та как у них больше доступа к разным источникам финансирования (банковским кредитам, выпуску облигаций и продажам акций).
Благодаря масштабному производству такие заемные вложения просто «размываются» в большом числе произведенной им продукции, поэтому и средние издержки для такого крупного предприятия становятся гораздо ниже, чем для маленькой компании.
Наглядно это представлено на графике ниже:
Рисунок 3. График
Крупное предприятие, создавая объем товаров Q1, несет средние издержки уровня AC1. Со стороны нового предприятия совершаются попытки выйти на рынок, которое выпускает только объем товара Q0 и несет более крупные средние издержки на один товар AC0. Предположим, рыночную цену P ∈ [AC0; AC1]. Такая цена дает возможность крупной компании заработать положительную финансовую прибыль, так как оно будет превышать ее средние издержки, однако делает бессмысленным вход на рынок для новой компании, так как не ласт ей возможность получить финансовую прибыль.
Именно таким образом, со стороны крупных предприятий, происходит положительная отдача от масштаба. Тем самым создавая стратегические барьеры при входе на рынок для маленьких предприятий.
Еще один барьер – это обладание уникальными ресурсами, который будет выражаться в определенной уникальной технологии для производства, уникальной команде руководителей, уникальным местоположением предприятия.
Глава 2 - Современные российские монополии в условиях «новой нормальности»
2.1 «Новая нормальность» в современной России и ее воздействие на российские монополии
«Новая нормальность» на весь мир в первые прозвучала в 2009 году. Так, Эль-Эриан в аналитическом обзоре PIMCO опубликовал статью «Новая нормальность» [16], где впервые сформулировал свое понимание данного термина как длительный, сложный, полный неопределенности процесс нормализации экономики (в отличие от финансов) в посткризисный период. Однако, использование такого термина, как «новая нормальность», который несет в себе смысл новых стандартов на сегодня имеет уже реально длинную историю.
Политические деятели еще в первую мировую войну употребляли термин – новая реальность. Данный термин был призван характеризовать жизнь, которую планируют жить после окончания этой войны. Говоря о монополизме, отметим, что именно монополизм является серьезной проблемой для экономики переходного типа. В России данная проблема остро стояла в начале девяностых годов. Так как без создания твердых и последовательно осуществляемых мер против монополизма не получиться привести к успеху экономическую реформу и перейти к рыночной экономике.
В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие о цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты [7]. Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147 ФЗ, в ред. 11.06.2021 / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76316/b401770b41b924921f1a05a
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н, Теория организации / В.Б. Акулов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2022, №5. С. 31-38.
3. Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2020. 327 с.
4. Воробьев, М. Г. Естественные монополии в современной России / М. Г. Воробьев / Молодой ученый. 2022. № 43 (438). С. 241-244. Электронный ресурс: URL: https://moluch.ru/archive/438/95852/.
5. Дмитриева Д. М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России. М.: Синергия, 2021. 128 с. Ежегодный сборник «Российская статистика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
6. Жамс Э. История экономической мысли XX века / Э. Жамс. М, 1959 с. 229 -231
7. Титов Е. С. Роль и перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации // Ба-рышева Г. А. Экономика России в XXI веке. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2020. - С. 285-296.
8. Калаева Д. М., Шаховский Р. А. Естественные монополии в экономике России // E-Scio. 2020. № 6 (45). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-v-ekonomike-rossii.
9. Kopoтун О. Н. Микроэкономика: учебное пособие / О. Н. Kopoтун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. 66 с.
10. Косов Н. С. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. С. Косов, Г. И. Терехова, Н. И. Саталкина; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. С. Косова. М.: ИНФРА-М, 2018. 247 с.
11. Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика / А.Ю. Латышев. Экономика и бизнес. 2022. № 9. С. 16-21.
12. Малкина М. Ю. Микроэкономика / Малкина М. Ю. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 395 с.
13. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 624 с.
14. Саперов Н. В. Курс микроэкономики / Н.В. Саперов. Электронный ресур: https://n2tutor.ru/materials/handbook/chapter11/part2/
15. Рыженков А. Я. Право и монополии в современной России: Монография / Рыженков А. Я. — М.: Юстицинформ, 2019. 208 с.
16. Шишкин М. В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 143 с.
17. Федеральная служба государственной статики. Основные показатели деятельности естественных монополий / Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13275
18. Халяндра, О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра. / Экономика, управление, финансы Электронный ресурс: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4585/
19. El-Erian, Mohamed A. «A New Normal,» / Secular Outlook, PIMCO, May, 2009. Электронный ресурс: https://en.oxforddictionaries.com/word-of-the-year/ word-of-the-year.