Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в защите прав потребителей нуждается каждый гражданин. Действующее российское гражданское законодательство содержит систему способов защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи.
Система способов защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи представляет собой такие расположение и соподчинение данных способов, при которых каждый способ занимает свое особое место в этой системе и «работает» на общую цель (защитить нарушенные права покупателя).
При этом, учитывая диспозитивность гражданско-правового регулирования, покупателю предоставляется право выбора, каким из предложенных законодателем способов защиты воспользоваться.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав потребителя по договору розничной купли-продажи.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие защиту прав потребителя по договору розничной купли-продажи, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение защиты прав потребителя по договору розничной купли-продажи.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и особенности договора розничной купли-продажи;
• проанализировать права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи
• рассмотреть замену и устранение недостатков товара ненадлежащего качества, сроки удовлетворения отдельных требований потребителя;
• выявить особенности судопроизводства по искам потребителей по договорам розничной купли-продажи.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
Перед тем как рассмотреть защиту прав потребителей в договрах розничной купли-продажи, следует рассмотреть само понятие договора розничной купли-продажи, что будет сделано в этой главе. Будет дана характеристика договора розничной купли-продажи. Его отличие от оптовой торговли-продажи. Рассмотрено содержание договора розничного договора купли-продажи.
Так же представляется важным рассмотреть договор розничной купли продажи через интернет. Этот вопрос достаточно актуален в современном мире. Так как сегодня достаточно распространенная форма ведения бизнеса – интеренет-магазин. Покупателей привлекает возможность приобретения товара по существенно низкой цене, а также неограниченный выбор продукции, размещенной в международной сети Интернет. Однако самым большим плюсом покупок в интернет-магазинах является экономия времени. Продавцы переходят на онлайн-продажи в связи с более низкими издержками по сравнению с обычной торговлей: интернет-магазины не испытывают необходимости в аренде торговых площадей, в штате продавцов и торговом оборудовании.
1.1. Договор розничной купли-продажи
Под торговлей понимается сфера деятельности, направленная на совершение сделок купли-продажи товаров. В предпринимательстве выделяется два основных вида торговли: оптовая и розничная.
Под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ ).
Согласно нормам ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации же товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В гл. 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Оптовая торговля предполагает приобретение и продажу товаров для использования их в предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона о торговой деятельности).
Таким образом, основным различием между этими двумя понятиями является предназначение объекта торговой деятельности. Другими словами, для определения того, к какому именно виду относится торговля, необходимо знать цель, для которой покупаются товары. Если цель связана с предпринимательством, это оптовая торговля, а если с личным потреблением, не связанным с предпринимательством, - розничная.
Различия выражаются и в формах осуществления торговли. Розничная торговля чаще всего осуществляется через объекты, специально предназначенные для такой деятельности: магазины, павильоны, рынки. В последние годы активно развивается дистанционная торговля через интернет-магазины. Оптовая же торговля, как правило, производится несколько иным образом: заказ осуществляется по конкретным наименованиям товаров, которые отгружаются покупателю партиями со склада.
Согласно нормам ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации же товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В гл. 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
1.2. Особенности электронного договора розничной купли-продажи
Важно отметить, что в последние годы получил развитие формат мультиканальной розничной торговли (совмещение онлайн- и офлайн-ретейла), который подстраивается под изменяющуюся в условиях кризиса модель потребления российских покупателей (в основном торговли электронной и бытовой техникой) ввиду падения их реальных доходов. Не секрет, что многие покупатели теперь перед покупкой собирают информацию о товарах в Сети, а затем покупают их в традиционных магазинах, и наоборот.
Представляется актуальным рассмотреть более подробно данный вид договора купли-продажи. потому что несмотря на ряд недостатков, присущих ведению бизнеса в Интернете (большие расходы на разработку и поддержание работы сайта, на логистику и продвижение в сети, несовершенство правовой базы, регулирующей интернет-торговлю, низкую информационную грамотность пользователей, вследствие чего Интернет является благоприятной средой для разного рода мошенников), рынок российской электронной торговли растет из года в год.
Государство в свою очередь уделяет интернет-торговле особое внимание. Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе с использованием сетей электросвязи, включая сеть Интернет, согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом.
Следует учитывать, что в Интернете запрещено торговать определенными товарами, например алкоголем и табачной продукцией.
Правоотношения, связанные с электронной торговлей, не отличаются по своей сути от других торговых правоотношений. На это справедливо обращалось внимание в литературе. Так, С.В. Васильев определяет, что «электронная торговля - это не новый вид договоров, а усовершенствованный способ оформления традиционных обязательств, таких, как купля-продажа, возмездное оказание услуг, расчеты и др.» и «основным квалифицирующим признаком электронной торговли по отношению к другим гражданско-правовым институтам является особый способ передачи данных при заключении
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, N 253, 30.12.2009.
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
6. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.
Материалы судебной практики:
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2013 по делу N 11-40355 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.04.2013 N 33-4213/13 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2018 N Ф07-549/2018 по делу N А56-19236/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.01.2018 N 33-2052/2018 по делу N 2-2360/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2017 N 33-18488/2017 по делу N 2-4958/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература по теме исследования:
12. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. С. 59.
13. Агафонова Н.Н. Все о правах потребителей. М.: Проспект, 2016. С. 33.
14. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
15. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
16. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2011. Кн. 1. С. 119.
17. Гришаев С.П. Защита прав потребителей // СПС КонсультантПлюс. 2016.
18. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. С. 78.
19. Кирпичев А.Е. Система санкций за нарушение договора: меры ответственности, меры оперативного воздействия, расторжение договора и неюридические санкции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 7.
20. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. С. 6 – 8.
21. Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
22. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 1. С. 264.
23. Солдатова В.И. Законодательство о защите прав потребителей: проблемы совершенствования // Право и экономика. 2015. N 1. С. 3 - 10.