Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современные школьники живут в условиях информационного общества. В настоящее время можно говорить о том, что в мире преобладает переизбыток информации. Далеко не вся информация отвечает потребностям современных учеников и далеко не вся информация является достоверной. Младшие школьники информацию усваивают механически. При этом у них отсутствует акцент внимания на детальном анализе, каких либо фактов. Критическое восприятие информации в этом возрасте ещё не развито. Необходимость развития смыслового чтения регламентирована требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО).
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников навыки смыслового чтения. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др., но ничего не представлено по навыкам развития смыслового чтения.
Проблемы развития навыков смыслового чтения у младших школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы ещё до конца не изучены и не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников практических умений и навыков смыслового чтения и недостаточностью методических разработок по данной теме. На основе вышесказанного можно выделить проблему, какие методы и приемы будут способствовать развитию навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель работы: теоретическое и практическое обоснование методов и приемов развития навыков смыслового чтения при работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методы и приемы развития навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия смысловое чтение и его развитие.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия развития смыслового чтения на уроках литературного чтения.
4. Предложить методические рекомендации для развития смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития смыслового чтения на уроках литературного чтения
1.1. Анализ понятия смысловое чтение и его развитие
Развитие культуры чтения субъекта всегда находится в числе приоритетных направлений при реализации ФГОС НОО. Учитель начальных классов рассматривает смысловое чтение в рамках примерной основной образовательной программы начального общего образования. Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему и литературному развитию и воспитанию ребенка.
Целью смыслового чтения является необходимость максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали при чтении и практически осмысливать извлеченную информацию. В данном случае речь идёт об осуществлении познавательной деятельности школьников. Научить детей правильному, беглому, смысловому и выразительному – есть одна из ведущих задач начального образования. В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются следующие умения:
-понимание текста;
-анализ текста;
-сравнение;
-видоизменение;
-генерация (создание текстов для своих целей и задач).
Виды чтения существуют следующие:
1.Просмотровое чтение. Это вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
2.Ознакомительное чтение - это вид чтения, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, и ключевая информация.
3.Рефлексивное чтение - вдумчивое чтение. Читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
А.Г. Асмолов под смысловым чтением понимает вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий он выделил действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели, выбором вида чтения, определением основной и второстепенной информации, формулированием проблемы и главной идеи текста. М.П. Ваюшина при смысловом чтении рассматривает такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Целью смыслового чтения является необходимость максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную из текста информацию.
Под смысловым чтением понимают, прежде всего, осмысление целей чтения и выбор вида чтения в зависимости от поставленных целей. Это необходимость извлекать информацию из текстов самых различных жанров. Младшие школьники учатся определять основную и второстепенную информацию. С течением времени они свободно ориентируются и воспринимают тексты любых жанров и стилей, художественного, научного, публицистического и официально – делового. Здесь необходимо сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно быть обеспечено учителем. Прежде всего – это умение осмысливать цели чтения. Виды смыслового текста бывают следующие:
1. Просмотровое чтение.
2. Ознакомительное чтение.
3. Изучающее чтение.
4. Рефлексивное чтение.
Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.
Впервые проблема обучения смысловому чтению возникла в середине XIX века. Эта проблема стала актуальной, поскольку актуализировалась в форме противоречия между формируемым навыком механического озвучивания текста и пониманием учеником информации. Уже к этому времени был поставлен вопрос о наличии двух составляющих полноценного чтения: «механизма чтения» и «понимания смысла читаемого». С этого момента были четко определены два взаимосвязанных вида чтения – техническое и смысловое. Под смысловым чтением понимают сознательное чтение, которое определяет результаты и качество чтения. До начала XX века в отечественной науке термин «смысловое чтение» еще не используется. До этого времени проблема обучения смысловому чтению существует на практическом уровне. Но при этом, в процессе преподавания чтения в начальной школе обнаруживается взаимосвязь между техническим и смысловым чтением. Не смотря на частое использование термина механизм чтения, в любом случае именно механизм чтения является основой для понимания прочитанного. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что актуализация этой проблемы связана с введением законов об обязательном начальном образовании. Введение всеобщего начального обучения привело к выявлению трудностей в обучении детей. Трудности в обучении чтении были отмечены особо. Именно появление психологических трудностей у младших школьников при обучении родному языку привели к необходимости связать задачи дидактики с задачами психологии обучения. При этом относительно недавно стали обращать внимание на первичную необходимость понимания смыслов текста, нежели чисто механическая скорость чтения.
В исследованиях Дж. Селли впервые высказывается мысль о том, что возможности младших школьников в рамках обучения чтению необходимо рассматривать в единстве физиологических, психологических и нравственных аспектов и к началу XX в. в науке сложилось три подхода в изучении чтения: педагогический, психологический и клинический. Разговоров о необходимости отдавать приоритет смысловому чтению было достаточно много, но, тем не менее, чисто механические показатели превалировали в учебно-воспитательном процессе достаточно долго. Лишь с введением ФГОС НОО в образовательный процесс современной школы позволил рассмотреть эти подходы со всех сторон и именно сейчас учителя начальных классов активно работают над проблемами смыслового чтения. В дальнейшем, в качестве ключа, позволяющего раскрыть внутренний психологический механизм смыслового чтения, стали использовать соотнесение мотивов читателя с элементами чтения. В это же время был поставлен вопрос о необходимости изучения динамики смыслового чтения с целью организации его эффективного обучения.
В настоящее время появляется всё больше авторов и их работ, где подробно описываются все те трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при освоении смыслового чтения. До сих пор не решена проблема механистической скорости чтения текстов и полным пониманием того, о чём в этих текстах написано. П.П. Блонский отмечал, что причины таких трудностей могут быть как в ребенке, так и в учителе. При этом, трудности в овладении смысловым чтением различны для обучающихся начальной и средней школы. В нашей стране с 30-х гг. XX в. в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. начинает формироваться методологическая основа изучения смыслового чтения. Рассматривалось это как предмет психологического исследования. Т.Г. Егоров и Е.В Гурьянов были одними из первых, кто определил, что переход от технического чтения к смысловому чтению меняет психологический механизм чтения. Это направление было названо психолингвистическим направлением.
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
2. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения. Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку) [электронный ресурс] // Статистика и экономика. — 2014. — № 6 (2). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16824462 (дата обращения 24.04.2023).
3. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании [Текст]/ Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение,2003. - 350с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/ М.Ю.Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Волков, С.М. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 24.04.2023).
7. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения 24.04.2023).
8. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения 24.04.2023).
9. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 24.04.2023).
10. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. - М. - 2007. — 304 с.
11. Исакова, Е. С. Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка [электронный ресурс] // Электронный научный архив УрФУ. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53951/1/isakova-978-5-87818-537-0_2017.pdf (дата обращения 24.04.2023).
12. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с.
13. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения 24.04.2023).
14. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения 24.04.2023).
15. Куликова, Е. Н. Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо [электронный ресурс] // МУЛЬТИУРОК. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/klastier-kak-priiom-tiekhnologhii-razvitiia-kritic.html (дата обращения 24.04.2023).
16. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А.Неудахина[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html (дата обращения 24.04.2023).
17. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11.
18.Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
19. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –464 с.
20.Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
21.Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
22. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения 24.04.2023).
23. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” 2 августа 2021/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lh054onwty987159615 (дата обращения 28.04.23).
25. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/(дата обращения 24.04.2023).
26. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие [текст] / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. — 4-е изд. стереотип. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 272 с.
27. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения 24.04.2023).
28. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст] / Л.П. Уфимцева // Начальная школа.-2004.-No4, С. 17-21.
29. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
30. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/05/19/formirovanie-navykov-smyslovogo-chteniya-na-urokakh (дата обращения 28.04.23).
31. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст]/ О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
32. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (дата обращения 24.04.23).