Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детская иллюстрация в СССР создала целую плеяду блестящих, ответственных за свою профессию мастеров. Ее работы проникнуты детской фантазией и уважением к внутреннему миру ребенка.
До революции вообще не было такого направления, как «детская литература». Авторы публиковали обработки русских сказок и совсем немного авторской прозы и стихов.
Сказки — это, прежде всего, устные страшилки с одним уроком — нравственностью, например: "Не суй свой нос туда, куда тебе не скажут старшие, а то они его съедят или превратят в маленькое животное". Точно так же написаны и страшилки автора, вроде «Черной курицы» Погорельского. Образы для дореволюционных детских книг были неуклюжими и безжизненными. То же самое было и во всех других странах.
Нежелательных художников, творивших для взрослых, просто считали «формалистами» и агентами иностранного капиталистического влияния. Дети в СССР были важнейшим общественным достоянием, и тех, кто иллюстрировал детскую книгу без учета "партийно-государственной линии" (точнее, без учета прихотей единого цензора), обвиняли в том, что они шли в СССР на вмешательство свято, можно сказать, стараться прививать детям чужие ценности, и стараться коварно вводить в заблуждение неопытных человечков.[4]
В 1960-е и 1980-е годы советские книжки с картинками стали такими, какими их помнят многие поколения – добрыми, искренними, немного наивными и очень трогательными. Этими изданиями восхищаются, переиздают, собирают, они – интересная находка и для современного ребенка, и для взрослого, ностальгирующего по детству.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности графики советских художников в детской иллюстрации.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть графику советских художников в детской иллюстрации;
2. Проанализировать влияние художников – графиков на современную детскую иллюстрацию.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Теоретической базой исследования являются труды следующих ученых: Немнясова М. В., Фаныгина Д.А. , Ризен Ю.З., Шэн К.А. и многих других.
ГЛАВА I. ГРАФИКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
1.1Особенности советской книжной графики в детской литературе
1920-е и первая половина 1930-х годов стали периодом расцвета советской книжной иллюстрации. Простота используемых техник и материалов позволила динамично развиваться как авангардным, так и более традиционным художественным направлениям, основы которых были заложены художниками мира искусства в начале 20 века. В этом «плавильном котле» родилась новая детская книга – красочные, необычные, привлекающие внимание дизайнерские решения для современных читателей и художников.
Ни в какой другой стране детская литература не подвергается такой жесткой критике, как в нашей. Советская детская книга попала под перекрестный огонь художественных, идеологических, образовательные, педологические, полиграфические и рыночно – потребительские оценки. Если в принципе эти оценки не только не могут быть согласованы, но должны быть согласованы, то на практике они в большинстве случаев различаются. [16]
Большая часть этого приходится на внешнее оформление детской книги. Хотя детской литературе уже около 150 лет, до сих пор не существует единого подхода к иллюстрированию детской книги. В высших художественных школах учат рисовать, гравировать, печатать, но не учат иллюстрировать детские книги. Аналогичная ситуация и на Западе. Эта ситуация была бы несколько облегчена, если бы критики уделяли больше внимания внешнему виду детской книги. Но сама критика здесь бессильна, пока потребности и вкусы детей не будут достаточно исследованы в возрастных, социальных и современных слоях.
Стремясь резко направить идеологию детской книги в русло революционной современности, советские издатели предпочитали молодых, неопытных писателей, не имеющих профессиональной подготовки, но свободных от профессиональной рутины. Однако фактически использовалась небольшая часть традиционного материала.
В области иллюстрации дело обстояло сложнее. Средний уровень качества нашей довоенной иллюстрации был крайне низким, особенно в дешевых изданиях. Немногочисленные книги, созданные мастерами из круга «мира искусства», имели высокую художественную ценность как по цене, так и по стилистической изысканности и предназначались для ограниченного круга потребителей. Также эти иллюстрации практически полностью связаны с текстом, что недопустимо и идеологически спорно. Поэтому советское издательство столкнулось с необходимостью спешно переиллюстрировать всю свою продукцию.
Первое достижение состоит в том, что наши художники, в основном начинающие, успешно справились с количественной задачей выпуска на рынок нескольких сотен иллюстрированных детских книг ежегодно. В текущем году это число достигло тысячи и таким образом превысило довоенную норму, так как прежние издательства не переиллюстрировали более 1/3 книг при том же годовом объеме выпуска. Тот факт, что мы смогли в нужный момент развернуть иллюстративную работу в больших масштабах и взрастить молодые творческие силы, еще раз подчеркивает наши большие художественные ресурсы, уже получившие мировое признание в области театра и кино. [7]
Второе достижение, которое является заслугой наших художников, в том, что они смогли работать в сложных производственных условиях. Приходилось изобретать особые художественные приемы, чтобы скрыть дурные качества нашей бумаги, нашей краски и нашей печати. Достаточно сказать, что на западе есть триколор, а в последнее время офсет оттеснил на задний план литографию, которая даже по прошествии ста лет все еще остается доминирующим методом репродукции в детской книге. И здесь в поисках максимальных цветовых тонов наш иллюстратор создает декоративный стиль, переносящий в детскую книгу некоторые принципы японской гравюры и современного плаката.
Искусство авангарда сильно повлияло на графику детских книг. Художники сознательно изменили свой подход к книжной иллюстрации и порвали со старой традицией. Они отказались от излишней декоративности, использовали нестандартные экспериментальные шрифты, строгие геометрические формы, яркие цвета и фотомонтаж.
1.2 Художники, работающие в детской иллюстрации в СССР
В 1922 году вышла книга выдающегося представителя русского авангарда Эль Лисицкого (1890–1941) «Супрематический сказ про два квадрата в 6 ти постройках» (1922). На одной из страниц по причудливой схеме добавлены слова, обращенные к читателю: «Эту книгу не читать, не смотреть, а делать. Делайте заметки, посты, кусочки дерева, складывайте, раскрашивайте, стройте. Все в книге «сложено и построено» из квадратов, кругов и кубиков. Шрифты набраны в разных направлениях. Сюжет «повести» кажется предельно простым — планета уничтожена, а мир возвращается в первобытное состояние. В действительности же «Детский супрематизм» Лисицкого отнюдь не простая книжка с картинками.
Литературовед и критик Ирина Арзамасцева говорила в своем интервью: «По одной из [трактовок], книга, как и другие произведения Лисицкого, обусловлена русским космизмом, прежде всего учением Владимира Вернадского.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулина Н.А., Трынова Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. С. 25-28.
2. Болвинова Н.С., Алексеенко Е.В. Современные тенденции в иллюстрировании детской книги // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2587/32718
3. Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситникова Е. В., Тарбеев А. В. Дизайн периодических изданий:учебное пособие. М.: Ф-т журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014. 152 с.
4. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.: Советский художник, 1963. 280 с.
5. Зымалева Л. Некоторые актуальные проблемы современной детско-юношеской иллюстрации. (Частное мнение художника, не претендующее на объективное видение действительности), Журнал «Клаузура» [Электронный ресурс]. URL: https://klauzura.ru/2011/07/lyudmila-zymaleva-nekotorye-aktualnye-problemy-sovremennoj-detsko- ISSN 2223-4047 Вестник магистратуры. 2018. № 9-1(84)
6. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1969. - № 4.- С. 77-84.
7. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972. - № 3. – С. 56-63.
8. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973., 115с.
9. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.,187с.
10. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998., 240с.
11. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.
12. Красовицкая, Лилия Михайловна.
Советская детская книжная графика 1920-х годов и развитие ее традиций в современной детской книге : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1987. - 16 с.
13. Немнясова М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 70-71.
14. Никитина Т. Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584
15. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2003 г.
16. Панов В.П. Иллюстрация в книге. М.: Юный Художник, 2001 г.
17. Позднякова О.В. Дизайн современной детской книги как искусство [текст] //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013, № 2 (117)
18. Ситникова Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий [Текст] Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 1. - C. 62-68. URL : www.gramota.net/materials/2/2016/2-1/16.html
19. Фаныгина Д.А. , Ризен Ю.З. Детская книжная иллюстрация как способ коммуникации. Томский политехнический университет, г. Томск, 2020г.
20. Шэн К.А. Техника акварели в иллюстрациях детской книги 1980—2020-х годов советских и современных российских художников. Обсерватория культуры. 2021
21. Электронный ресурс «От художника до «пачкуна»: детская книжная графика 1920 х — начала 1930 х годов»: https://vatnikstan.ru/culture/detknizh-grafika-1920h/
22. Электронный ресурс «Лиза Плавинская о советской графике и детских иллюстрациях: https://www.sobaka.ru/kzn/entertainment/books/42558
23. Электронный ресурс «ВИЗУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКИХ КНИГ 20–30-Х ГОДОВ XX ВЕКА В СССР: ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnoe-oformlenie-detskih-knig-20-30-h-godov-xx-veka-v-sssr-opy
24. Электронный ресурс «Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации»: https://polka.academy/materials/737
25. Электронный ресурс «Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов»: https://diary.ru/~Illustration/p32218042_iz-istorii-detskoj-illyustrirovannoj-knigi-1920-h-godov.htm
26. Электронный ресурс: «Как детская литература создавала нового человека в постреволюционной России»: https://theoryandpractice.ru/posts/17416-avangard-i-otorvannye-lapy-kak-detskaya-literatura-sozdavala-novogo-cheloveka-v-postrevolyutsionnoy-rossii
27. Электронный ресурс «РУССКАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА. 1920-1930»: https://www.tg-m.ru/articles/3-2004-04/russkaya-detskaya-kniga-1920-193
28. Электронный ресурс «Как советские детские книжки покорили мир»: https://www.babyblog.ru/community/kids_books/post/3238163
29. Электронный ресурс «Детская книга советского периода»: https://studfile.net/preview/9362316/page:4/
30. Электронный ресурс «ДЕТСКАЯ КНИГА 1917-2017: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ»: TTPS://BIBLIOGID.RU/ARCHIVE/KONTEKST/STATI-O-DETSKOJ-LITERATURE/2320-DETSKAYA-KNIGA-1917-2017-ISTORIYA-S-PRODOLZHENIEM