Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как и другие этнические культуры, обрядовая культура донских казаков имеет свою временную и пространственную идентичность, одновременно унаследовав определенные традиции или возродив их в процессе своей эволюции.
История донского речного казачества и его богатого культурного наследия является одной из спорных тем отечественной историографии. С момента своего основания российское казачество играло особую роль в политических и социокультурных процессах страны. В условиях мирового процесса глобализации именно донские казаки сохранили свои культурные традиции.
Изучение истории и культуры донского речного казачества важно не только в теоретическом, но и в практическом плане, поскольку затрагивает все вопросы обособленности казачества в структуре российского общества, его статуса как особого социального сословия, необходимости его возрождения и соответствующих социокультурных условий для этого. Историко-культурное изучение традиционной казачьей культуры способствует ее комплексному рассмотрению.
Актуальность исследования определяется важностью анализируемых явлений и необходимостью сохранения и укрепления гражданского и культурного пространства своей малой родины. Важно выявить существенные особенности человеческой деятельности в целом. Одним словом, исследование представляет собой не столько изучение историко-литературного контекста проблемы, сколько понимание общей ситуации формирования культуры малой родины. Сегодня изучение и сохранение фольклора требует пристального общественного и государственного внимания.
Степень разработанности проблемы. Изучение исторического фольклора донских казаков требует большого объема научной документации. История казачества в той или иной степени отражена в трудах Н.М. Карамзина, В.О. Крючевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, являющихся классиками русской исторической мысли.
Начиная с 19 века, интерес к фольклору продолжал расти. Исследователи стали выделять в его структуре различные семантические группы. Одним из первых, кто отделился от фольклора в целом, стал исторический фольклор. Среди славян уже велись споры о его содержании и значении. Проблема исторического фольклора была освещена в работах В.Г. Белинского, А.П. Бессонова и К.Ф. Караидовича.
Донской казачий обряд был предметом изучения донских историков, этнографов, фольклористов, а теперь и этнолингвистов. Из них наиболее важными являются работы В.Д. Сухорукова, А.М. Листопадова, В. Броневского, Н.И. Краснова, С. Номикосова, А.М. Савельева, Е.П. Савельева, Б.Н. Прозенко, Г.Д. Астапенко, Н. Владина; из журналов XIX-XX веков - С. Анашкиной В.В. «Казачьи свадьбы на Донце», А.В. Милютов «Казачьи свадьбы на хуторе Мичакинской станицы», Поляков «Свадьбы на древнем Дону», И. Ребров «Древнерусские свадьбы» и др. Публикации в журналах и научных сборниках расширяют географию обрядовой информации. В какой-то мере эти работы составляют основу современного сборника по обрядовой культуре; Е.Ф. Крицкая-Иванова обобщила первые результаты своих исследований по обрядовой культуре в докторской диссертации. Такой богатый фактический материал по обрядам донских казаков позволяет, с одной стороны, описать их историю на протяжении почти полувека, а с другой - показать незавершенность темы и предложить дальнейшие ее исследования. Только тогда вся картина станет ясной, и исследователь сможет сделать четкие выводы.
Целью данной работы является анализ культуры донских казаков. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:
• проанализировать обрядовую культуру донских казаков во всех сферах культуры и быта;
• изучить некоторые свадебные обряды донских казаков; и
• провести социологический опрос с целью определения степени осведомленности населения об обрядовой культуре донских казаков.
Объектом исследования является обрядовая культура донских речных казаков. Предметом исследования является знание обрядовой культуры донских речных казаков.
Для решения поставленных в работе задач были использованы общенаучные и специальные аналитические и синтетические методы, логический и ситуационный анализ. Исследование основано на отечественных работах авторов о донском речном казачестве. Методология исследования основана на устоявшихся в исторических науках и фольклористике методах сравнения и контраста, сравнительной истории, описания и реконструкции.
1.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
1.1 Повседневные ритуалы донских казаков
Повседневная жизнь донских казаков характеризуется становлением и развитием их как субэтнической группы и особенностями их культуры. Эти особенности включают в себя полиэтнический характер их социального формирования, отход от матрилинейных славянских традиций и дальнейшее воспроизводство культурных элементов земледелия.
Среди казаков, как и среди русских, рождение мальчика считалось большой радостью, и все они при рождении получали право на надел земли, известный как «пирог». Однако в документе говорится, что казачьи мальчики получали особый дар из-за своих «зубов». Когда сын вырастал, проводилась церемония посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, сажал его на коня с саблей наперевес, обрезал ему волосы кольцами и возвращал матери в честь того, что он стал казаком .
Езда на лошади с раннего возраста может рассматриваться как элемент мужской инициации. Если им удавалось поймать дугообразные бугорки на переднем и заднем краях седла, их обязательно замечали. Считалось, что если поймать гриву лошади, то можно вернуться живым. Если лошадь плакала или падала, ее убивали.
Пока лошадей собирали, отец брал казаков на руки, крестный отец одевал им нагрудные знаки с мечами, и все они отправлялись в родной Каллен. У ворот крестный отец говорил женщинам: «Добро пожаловать, казаки». Таким образом, посадка на коня определяла дальнейшую судьбу и качества казака-воина.
Подготовка будущих казаков основывалась на обычаях, которые складывались веками. Согласно древнерусским летописям, княжеские воины и княжеские сыновья впервые стриглись в возрасте одного года. Казак также впервые постригся в возрасте одного года. Его крестный отец постриг его первый волос, который был помещен за икону на всю оставшуюся жизнь; в возрасте семи лет мальчик получил свой второй постриг. После бритья головы мальчик принял свою первую ванну вместе с мужчинами, а затем пошел на исповедь. Затем, дома, он съел последние детские сладости. Затем он перебрался со своей кроватью на мужскую сторону и в комнату братьев. Братья проверяли его одеяла и подушки и выбрасывали их, если они были слишком горячими или слишком мягкими. «Ты больше не ребенок, ты наполовину казак», - говорили ему, и он учился служить .
Позже мальчики должны были научиться держаться в седле (когда рождались дети, им покупали лошадей, чтобы в раннем возрасте они подходили друг другу) и хорошо владеть копьем или мечом; в 13 лет мальчики начинали участвовать в турнирах. Это происходило после ежегодного сбора урожая. Он совпадает с праздником иконы матери династии Тан (1 сентября). Военные игры развивали у казаков ловкость и смелость и готовили их к сложной военной службе в будущем.
Рождение девочки празднуется не с помпой и торжественностью, как рождение мальчика, а тихо и по-семейному, с легендами, молитвами и радостью. С самого рождения девочки воспитываются иначе, чем мальчики, их учат быть женственными, внимательными, терпеливыми и отзывчивыми. Казачек с раннего возраста учат, что самое главное в жизни - это нежная душа и чистое сердце.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.
2. Аникин В.П. Русский фольклор. -М., 1987. -С.3-82.
3. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX вв. – Ростов н/Д.: Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2006. – 256 с
4. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Архипенко Н.А. Языческое и христианское в мифологических верованиях жителей станицы Раздорской. Нравственное богословие для мирян. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. – 836 с. Батайск, 2002.
5. Бершанская А. А. Субкультура донского казачества: история и современность: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2004. – 52 с
6. Волвенко, Алексей Александрович Донское казачество позднеимперской эпохи / Волвенко Алексей Александрович. - М.: Центрполиграф, 2018. - 158 c.
7. Волков Ю.Г. Донские казаки в прошлом и настоящем /Под общ. ред. проф. Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ: «Гинго», 1998. – 504 с.
8. Гордеев, А. А. История казачества: моногр. / А.А. Гордеев. - М.: Вече, 2015. - 585 c.
9. Грут В., Курков Г. Военная энциклопедия казачества. М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.
10. Ерохин, И. Ю. Казачество в царской России / И.Ю. Ерохин. - М.: Нобель Пресс, 2019. - 400 c.
11. Кашина, Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность: монография / Н.И. Кашина; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2011. 138 с.
12. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983. - С.7-20
13. Левкиевская Е.Е. Колдун // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2.
14. Морячков Н. О некоторых компонентах мужской традиции в духовной культуре донских казаков. // Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004.
15. Проценко Б.Н. Культура донского казачества в исторической ретроспективе // Донские казаки в прошлом и настоящем. VI. Культура донского казачества. – Ростов-на-Дону: «ГинГо», 1998. – С. 390-399.
16. Сараева Г. Н. Духовно-нравственные традиции быта казачества // Гуманитарные и социально- экономические науки, 2008. – № 1 (38). – С. 61–64
17. Толстая С.М. Судьба // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
18. Хохульников К. Н. Степные рыцари России!.. // Казачье зарубежье. – Ростов н/Д.: Информационно-издательский центр «Дончак», 2005. – 384 с.
19. Шумов В. В. История казачества (справочник казака). – Ростов н/Д.: ООО «КСС», 2004. – 176 с