Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ледники представляют собой массу льда атмосферного происхождения. Под действием силы тяжести она испытывает вязкопластическое течение и принимает форму потока, системы ручьев, купола или плавучей плиты. Обычно ледники образуются в результате накопления и последующего преобразования твердых атмосферных осадков в виде снега при их положительном многолетнем балансе.
Тема курсовой работы - «Влияние ледников на климат Земли и режим океанов» - является актуальной и значимой. Существующие миллионы лет ледники активно влияют на природу планеты. Они охлаждают климат, воздействуют на его колебания, теплообмен и изменяют уровень Мирового океана. Целью данного курсового сочинения стало изучение образования и особенностей движения ледников, а также анализ их влияния на Землю и океаническую систему. Для достижения поставленной цели в ходе работы были решены следующие задачи:
- сформулировано и раскрыто понятие ледников;
- рассмотрена их классификация;
- изучены виды деятельности ледников и ареалы их распространения;
- проанализировано влияние ледников на экосистему Земли и режим океанов.
При написании курсовой работы автор использовал аналитические и теоретические методы научного исследования.
Структурно курсовое сочинение состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Роль ледников в нашей жизни велика. Еще в 1871 году известный русский климатолог А. И. Воейков показал, насколько значительную роль играет ледяной покров в процессе формирования климата и погоды. Кроме того, Александр Иванович заложил основы нового научного направления в географии – ледники. Это течение следует рассматривать как один из основных разделов гляциологии. Собственно гляциологические исследования горных ледников начались в XVIII веке с гор Европы. В XIX веке изучением ледников занимались Ж. Агассис, Ф. Форель, Д. Тиндаль.
Особое место в гляциологии принадлежит П. А. Кропоткину. Именно он является создателем теории древнего ледяного покрова Европы. Развитию гляциологических представлений в России, а затем и в СССР мы обязаны К. И. Подозерскому, Б. В. и М. В. Тронову, Н. Н. Пальгову. Их исследования проводились в горах Кавказа и Алтая. Кроме того, ледниками Арктики занимались В. Ю. Визе, П. А. Шумской, М. М. Ермолаев.
Идеи В. И. Вернадского о зоне охлаждения земной коры и о классификации природных льдов являются крупным вкладом в развитие криологии как самостоятельной науки. Работы об эволюции ледников С. В. Калесника и об энергетике оледенения П. А. Шумского стали основой современных представлений о динамике ледниковых процессов.
Развитие теории о ледниках и других наземных природных льдах в наше время связано с именами К. Ф. Войтковского, М. Г. Гросвальда, Л. Д. Долгушина, А. П. Капицы, В. М. Котлякова, А. Н. Кренке, Л. С. Троицкого. Сейчас тема вечной мерзлоты, ледников и обледенения, а также влияния этих природных явлений на экосистему планеты представляет не меньший интерес как для российских, так и для зарубежных ученых.
Глава 1. Общие сведения о ледниках
1.1 Образование и движение ледников
Ледники существуют там, где скорость накопления снега намного выше, чем скорость абляции - таяния и испарения. Источником понимания механизма образования ледников является изучение высокогорных снежников.
Свежевыпавший снег состоит из тонких пластинчатых шестигранных кристаллов. Многие из них имеют кружевную или решетчатую форму. Пушистые снежинки, падающие на многолетние снежники, в результате оттаивания и вторичного промерзания превращаются в зернистые кристаллы ледяной породы, которую называют фирном. Эти кристаллы могут достигать трех и более миллиметров в диаметре. Фирновый слой выглядит как замерзший гравий. Со временем, по мере накопления снега и фирна, нижние слои последнего уплотняются и превращаются в твердый кристаллический лед.
Толщина льда постепенно увеличивается, пока лед не начнет двигаться и не образуется ледник. Скорость такого превращения снега в ледник напрямую зависит от того, насколько скорость снегонакопления превышает скорость его абляции .
Важнейшими особенностями льда являются его пластичность и способность течь под давлением, поэтому движение ледника во многом похоже на движение водного потока. Но в отличие от последнего движение льда происходит с гораздо меньшими скоростями.
Первые наблюдения за движением ледников относятся к началу ХХ века. Позднее такие исследования стали проводиться регулярно. Самым простым и распространенным является следующий способ наблюдения за движением ледника. Поперек ледникового языка идет прямой ряд окрашенных камней или кольев. В створе с ним по берегам ледниковой долины проложены стационарные репера. Через определенный промежуток времени всегда можно заметить деформацию прямой линии камней или кольев. Ниже по течению середина линии продвигается значительно быстрее, а ее крайние, прибрежные части отстают, хотя и выдвигаются вперед по отношению к установленным неподвижным ориентирам на берегах .
Такого рода наблюдения позволяют установить, что наиболее быстро лед движется в середине ледника, в центре ледяного потока. У берегов движение льда замедляется из-за трения о склоны долины. Подобное замедление движения льда характерно и на глубине у основания ледника, так что наибольшие скорости имеют надводные части языка ледника. Поэтому движение ледника ни в коем случае нельзя рассматривать как простое сползание льда со склона. Движение льда действительно представляет собой своеобразный поток воды, обусловленный пластичностью льда под давлением верхних слоев на нижние и давлением верхних частей ледника на расположенные ниже в долине.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Быков, В.Д. Мир географии: География и географы / В.Д. Быков, В.Д. Саушкин - М.: Мысль, 1984.
2. Войтковский, К.Ф. Основы гляциологии / К.Ф. Войтковский – М.: Наука, 1999.
3. Галай И.П., Жучкевич В.А., Рылюк Г.Я. Физическая география материков и океанов. - Минск: Университетское, 1988.
4. Гировка Н.Н. – Рекреационные ресурсы: снежный покров в горах. – Монография.: Н. Новгород: изд-во ННГАСУ, 2013.
5. Гляциологический словарь / под ред. В. М. Котлякова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984.
6. Говорушко С.М. - Ледники и их значение для человеческой деятельности // Вестник ДВО РАН. – 2006, № 6.
7. Добровольский, В.В. Геология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В.В.Добровольский - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Долгушкин, Л.Д. Ледники / Л.Д. Долгушин, Г.Б. Осипова - М.: Мысль, 1989.
9. Казеев К.Ш., Стрелкова В.И. – Физическая география. – Ростов-на-Дону, 2008.
10. Калесник С. В. Очерки гляциологии. М.: Географиздат, 1963.
11. Канленский, Ф.Л. Гляциальная геология: методическое пособие по изучению ледниковых образований при геологической съемке крупного масштаба./ Ф.А. Канленский, В.Д. Тарноградский – СПб.: Нева, 1993.
12. Короновский, Н.В. Общая геология: учебник / Н.В.Короновский. – М.:КДУ, 2006.
13. Котляков В. М. Мир снега и льда / В.М. Котляков — М.: Наука, 1994.
14. Котляков В. М. Снежный покров Земли и ледники. Л. : Гидрометеоиздат, 1968.
15. Леонтьев О. К. Физическая геграфия Мирового океана. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.
16. Наумов В. Д. География почв. - Учебник. - М.: Проспект, 2020.
17. Раковская Э.М. Физическая география России. В 2 т. Т. 2: Учебник / Э.М. Раковская. — М.: Academia, 2018. — 448 c.
18. Романова Э.П., Алексеева Н.Н., Аршинова М.А. - Физическая география материков и океанов, в 2 томах. – М., 2014.
19. Терез Э.И Устойчивое развитие и проблемы изменения глобального климата Земли // Ученые записки Таврического национального университета. - 2004. - Т. 17, № 1.
20. Ходаков В. Г. Снега и льды Земли. М.: Наука, 1969.