Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 5
1.1 Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» 5
1.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения 7
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ СО СКАЗКАМИ 12
2.1 Диагностический инструментарий, определяющий сформированость «коммуникативных универсальных учебных действий» младших школьников 12
2.2 Методические основы работы со сказкой 16
2.3 Приемы организации работы над содержанием сказки 21
2.4 Содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Новые образовательные стандарты ставят главной целью школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу средней школы включены различные сказки.
Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки.
Содержание образования - это универсальные учебные действия. В первую очередь те предметные способы действий, которые рассматриваются как основа для развития и формирования способностей учеников и как основа продолжения образования на следующих ступенях обучения. Результатом сформированности данных действий можно считать прогресс ребенка в основных сферах личностного развития и воспитание умения учиться.
Существует довольно много исследований посвященных анализу работы со сказкой, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П. Лупановой, Е.М. Медриша, Д.Н. Мелетинского и др.
Объект исследования - формирование коммуникативных универсальных действий учащихся начальных классов.
Предмет исследования – условия использования сказки в формировании коммуникативных действий младших школьников.
Цель исследования – рассмотреть формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при работе со сказками.
Для достижения поставленной цели выдвинем ряд задач:
- определить сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»;
-рассмотреть формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения;
-проанализировать аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения при работе со сказками;
- изучить приемы организации работы над содержанием сказки;
-дать содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения.
При написании работы использовались следующие методы: изучение и анализ теоретической работы, педагогический эксперимент.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам, а итогом, показывающим результаты обучения, обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. Меняется и цель обучения.
Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД). [21, с 84]
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.
Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:
-Метапредметный, характер. Понятие УУД, не относят к какому – либо одному учебному предмету;
-Формируют психологические способности обучающихся;
-Они находятся в основе любой деятельности обучающегося.
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
-Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
-Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
-Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений. [7]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: «Просвещение», 2008. – 162 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве». Учебник для 3-го класса. - М.: Баласс, 2012г.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011
4. Гарифулина Г. М., Минюк Т. В., Талапчук Г. И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 27-29.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - ЧеРо, Сфера; Москва; - 2003. – 118 с.
6. Гузенко, Ю.В. Реализация программы формирования УУД в образовательном процессе / Ю.В. Гузенко // Методист. – 2011. - № 9. – С. 62-64.
7. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность. / Э.Д. Днепров. Государственный университет. – Высшая школа экономики. – М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2007. – 75 с.
8. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
9. Кубасова О. В. Литературное чтение: пособие для учителя Методические рекомендации к учебнику для 4 класса образовательных учреждений. - Смоленск Ассоциация 21 век, 2014.
10. Кубасова О. В. Учебно - методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 иск, 2012.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: «Сфера», 2012. – 464 с.
12. Линникова, И.А. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных действий в начальной и средней школе и условия их развития // Формирование УУД в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
13. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
14. Маниченко, И.В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов / И. В. Маниченко. – изд. Умница, 2008. – 70 с.
15. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
16. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2012. - 188 с.
17. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 274 с.
18. Ноговицин, А.Е. Типология сказки / А.Е. Ноговицин, В.И. Пономарева. – М.: Генезис, 2011. – 336.
19. Осмоловская, Т.Ф. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Т.Ф. Осмоловская // Начальная школа. – 2012. - №10. – С.6-12.
20. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Чтение и начальное литературное образование» // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: - М.: Просвещение, 2013.
21. Скоморохова, М.И. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: учебное пособие / М.И. Скоморохова. – Иркутск: ВСГАО, 2012. – 216 С.
22. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – Владос, 2005. – 291 с.
23. Шаршов, И.А., Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования УУД. / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник ТГУ. 2012. – № 12 (116).