Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своего исторического развития экономическая система государства претерпевает существенные модификации, которые вызываются всевозможными факторами, а именно техническими, политическими, а также общественными и иными явлениями. Перемены, которые происходят в Российской Федерации, обладают более глубоким характером, который связан с стержневой перестройкой хозяйственной системы государства. Сегодня качественные структурные преобразования в экономике, а также институциональные реформы становятся почти единственными условиями перехода России к стабильному экономическому подъему.
1 Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства
1.1 Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание
Понятие национальная безопасность отсутствует в Основном законе российского государства. В тексте Конституции России встречаются определения таких терминов как безопасность и государственная безопасность. [1] Ранее самыми распространенными являлись дефиниции основных прав на государственную безопасность, к примеру, само существование государства, самосохранение государства. Также в качестве определений следует привести независимость и равенство всех государств, право всех стран на взаимовыгодную торговлю, а также право на уважение соседних государств. При этом каждое право государств, которое относили к основным правам, появлялось в конкретных исторических условиях в борьбе за мир.
Необходимо подчеркнуть, что все государства, которые входят в Организацию Объединенных Наций (далее – ООН), решают свои международные споры мирными средствами и не подвергают угрозе международный мир и национальную безопасность других государств. При этом все участники (члены) ООН должны воздержаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и независимости всякой страны. Именно такое содержание в Уставе ООН определяет национальную безопасность стран и показывает намерение в сохранении мира между государствами. [51]
Следует отметить, что в действовавшем ранее законе России «О безопасности» 1992 г., безопасность представляла собой состояние защищенности жизненно важных интересов социума, государства, а также личности от различного рода угроз как внутреннего, так и внешнего характера. Вместе с тем, далее редакция изменилась и термин интересы сменился угрожаемым объектом. Потому что защита государства нужна объекту безопасности, а существующие интересы нужно удовлетворять.
В российском государстве понятие национальная безопасность впервые указано в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». В современных реалиях под национальной безопасностью понимается отсутствие угроз объекту безопасности, а также наличие систем, которые противодействуют данного рода угрозам.
Важно указать, что в качестве объекта безопасности выступает человек, как социальный объект, общество, государство как политическое и правовое образование, а также в целом мировое сообщество. Кроме прочего, существуют также технические, природно-технические объекты, а также природные. Они подлежат соответствующей защите, как международно-правовой, так и иной.
1.2 Факторы и инструменты обеспечения финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность в качестве важнейшего элемента национальной безопасности оказывает колоссальное воздействие, как на уровень жизни граждан, так и на государство в целом. В современных реалиях имеется масса аспектов, над которыми отсутствует подобающий контроль, которые способны негативным образом повлиять на безопасность страны. Финансовая безопасность, а также национальная безопасность близко связаны между собой. Так, к примеру, угрозы в финансовой области способны повлиять на национальную безопасность страны, так и наоборот. [16, с. 60]
Важно указать, что финансовая, а также экономическая безопасность государства выступает стержневой в вопросах защиты стратегических национальных интересов, ценностей и приоритетов. Существенным элементом обеспечения безопасности выступает состояние финансовой системы государства, а также способность рассматриваемой системы в полной мере обеспечить требуемым количеством средств государство для выполнения всех функций. Собственно, финансовая безопасность признается значимым условием финансового благополучия всего государства.
1.3 Мировой опыт обеспечения финансовой безопасности государства
Обеспечение экономической безопасности, а также защита российского государства выступает существенным условием развития как страны в целом, так и ее предпринимательских элементов. Особенно явно это проявляется в обстановке усиления международной интеграции и глобализации, при одновременном обострении кризисов и неустойчивости национальных экономик. Поэтому важно пересмотреть качество системы управления экономической безопасности, учитывая наработанный зарубежный опыт в поиске новых моделей.
Исходя из уровня валового продукта, наиболее передовыми странами выступают КНР, Япония, Франция, а также США. Следует также отметить Италию, Индию, Южную Корею, Испанию и т.д. Изучение зарубежных практик по определению экономической безопасности показывает развитие государственных экономических стратегий и создание механизма государственного управления. Позиции разных государств в экономической безопасности разнятся исходя из места нахождения, сути экономического развития, интеграции и менталитета всего населения, а также приоритетов интересов. [52]
Необходимо подчеркнуть, что ведущими правительственными органами управления, компетенцию которых составляет обеспечение экономической безопасности, баланс промразвития, торговли, в США выступает Министерство торговли, в Китае – Министерство промышленности и информатизации, а в Японии – Министерство внешней торговли и промышленности. Так, в некоторых государствах (к примеру, в Японии) упрочение данной безопасности равняется защите национальных интересов и национальной безопасности в основных областях жизни населения. Базовыми документами, которые определяют ключевые вектора в области, выступают концепции национальной экономической безопасности. [33, с. 160]
Так, экономическая безопасность в американском государстве рассматривается в качестве центрального элемента национальной безопасности. Сам механизм обеспечения экономической безопасности основывался на мероприятиях, которые определены в Законе о неотложных мерах и антикризисном плане.
2 Анализ и оценка уровня финансовой безопасности
2.1 Анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности государства
В целях определения уровня финансовой безопасности государства требуется сравнение фактических данных с определенными нормативными параметрами. Они должны быть обоснованы с научной точки зрения, а также приниматься на уровне государства. В качестве примеров выступают пороговые значения индикаторов финансовой безопасности государства. Их следует определить, как некие предельные величины, баланс на грани которых указывает о значительном возрастании угроз, которые мешают нормальному функционированию, а также развитию финансовой системы и защите национальных интересов государства. [31, с. 295]
Необходимо подчеркнуть, что настоящий подход несет в себе сущностные черты категории самой финансовой безопасности страны. Кроме того, указывает на определенные рамки действия пороговых значений. Потому что угрозы финансовой безопасности нарастают постепенно, в пределах конкретных значений, а также под воздействием определенной совокупности обстоятельств. В качестве центральных индикаторов финансовой безопасности России, по которым должны устанавливаться пороговые значения, выступают показатели (Таблица 3):
Вследствие ускорения глобализационных процессов, а также интеграции мировых финансовых рынков появилась возможность использования заимствований для упрощения процесса привлечения заемного капитала для государств. Центральную часть дохода бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления, тем не менее, публично-правовые образования используют заимствования. Внешний долг представляет собой обязательства, которые возникают в иностранной валюте, за исключением обязательств российских регионов и муниципалитетов перед Россией, которые возникают в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
2.2 Организация системы обеспечения финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность государства определяется как уровнем защищенности финансовой системы, так и самим качеством данной системы. Это стержневое качество представляет собой самодостаточность, которая предполагает значительный уровень развития финансовых отношений. Именно он обеспечивает их способность эффективно функционировать, а также реагировать на рыночные реалии, а также организовывать конкурентоспособные финансовые институты.
Необходимо подчеркнуть, что финансовая безопасность включает в себя признак финансовой силы государства. Она дает ему возможность обеспечивать собственное развитие, а также безопасность. В требовании обеспечения реализации и безопасности национальных интересов финансовая безопасность взаимодействует с дефиницией экономическая безопасность государства, ядром которого она выступает. [39, с. 263]
Характеризуя некоторые качества финансовой системы государства, финансовая безопасность обретает особенности этого центрального понятия. Для исследования финансовой безопасности страны, следует явно определить ее границы. Так, в советский период в условиях преобладания общегосударственной собственности, финансовая система являлась государственной. Она обладала гораздо меньшим многообразием звеньев, а также функций, чем финансовые системы стран с рыночной экономикой. Поэтому в отечественной экономической науке финансовая система и изучалась преимущественно как государственная.
2.3 Основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности
Многообразные процессы глобализации, которые происходят в мире, приводят к возрастанию зависимости национальных экономик от мировой системы и сопутствующих ей внешнеэкономических угроз. Риски, которые характерны для рыночной экономики в целом, принимают тяжелый характер в условиях экономических спадов, а также нуждаются в систематизации. [7, с. 23]
Необходимо подчеркнуть, что оценка уровней финансовой безопасности должна базироваться на адекватности оценочных параметров сущности процессов. Они выступают предметом анализа, выделения главных элементов опасностей и угроз, а также последовательности проведения оценки. Интересы российского государства в финансовой сфере выступают одними из стержневых в обеспечении ее национальной безопасности. [47, с. 7] Среди внутренних угроз финансовой безопасности России следует выделить:
- нестабильность банковской системы, которая обусловлена в основном слабостью российских банков (низкий уровень капитализации, неспособность привлечь средства населения из-за устоявшегося недоверия, банкротство банков, рискованная кредитная политика);
- слабость фондового рынка (низкая капитализация, малый объем торгов, замкнутость средств преимущественно в кругу экспортоориентированных компаний и финансово-банковского сектора, узкий выбор финансовых инструментов);
- низкая эффективность бюджетной системы (преимущественно перераспределительная система, которая строится на краткосрочной основе, что не позволяет проводить в жизнь долгосрочные проекты экономического развития);
- утечка капитала, которая обусловлена неуверенностью его владельцев в преемственности политического курса, незаконностью приобретения денежных средств компаниями, а также сокрытием доходов от налогов);
- криминализация экономики и т.д. [18, с. 75]
Следует отметить, что внешние угрозы финансовой безопасности России обусловливаются объективными процессами, которые происходят в мировой экономике (глобализация, взаимопроникновение национальных экономик, неустойчивость мировой финансовой системы), а также проблемами непосредственно российской экономической политики.
3 Инструменты обеспечения и перспективы укрепления финансовой безопасности страны
В современных реалиях в условиях расплывчатости в политической и экономической сферах особенное значение приобретают меры, которые направлены на укрепление всех подсистем финансовой безопасности. Они обеспечивают эффективную защиту от внешних и внутренних угроз, а также предполагают сосредоточение финансовых ресурсов на самых приоритетных отраслях экономики и сферах общественной жизни для приумножения финансовой независимости страны, а также укрепления ее экономического суверенитета. [23, с. 31]
Необходимо подчеркнуть, что в условиях глобализационных процессов, финансовая система анализируется как составной элемент общемирового рынка, где экономики разных стран тесно переплетены хозяйственными связями, а также общими интересами. Умножение уровня мировой финансовой интеграции, которая происходит в русле процессов глобализации, углубляет взаимозависимость между участниками финансовых отношений. [40, с. 10]
Быстро изменяющиеся условия внешней среды, а именно, последствия пандемии, с которой столкнулись все государства, а также конфликты политического и военного плана приводят к мониторингу всех процессов, которые протекают в финансовой отрасли. Непрерывное рассмотрение событий, которые возникают в области финансовой безопасности нужно для пересмотра, а также последующей корректировки ее стратегических целей и тактических задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных реалиях финансовая безопасность находится в контексте национальной, а также экономической безопасности. Финансовая безопасность обнаруживается в готовности финансовой системы государства к быстрому и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей на необходимом уровне. Обеспечение финансовой безопасности в настоящий период выступает в качестве приоритетного направления финансовой политики государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378.
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
6. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
Книги и сборники
7. Акопян О.А. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян и др. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 304 с.
8. Борденков А.Г., Сухарева А.А., Шалаев И.А. Современное состояние финансовой безопасности как составляющей экономической безопасности страны // А.Г. Борденков / Россия: тенденции и перспективы развития: сб. трудов. 2019. С. 159-161.
9. Воликова А.А. Финансовая безопасность как основа национальной безопасности страны // А.А. Воликова / Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях: сб. статей. 2020. С. 11-14.
10. Гапонова С.Н., Родионов Е.В. Повышение финансовой безопасности страны с помощью информационных технологий // С.Н. Гапонова / Математические методы и информационные технологии в моделировании систем: сб. статей. 2019. С. 57-61.
11. Данилова А.Е. Финансовая безопасность в стране и в мире. Перспективы развития // А.Е. Данилова / Новая экономика, бизнес и общество: сб. трудов. Владивосток, 2021. С. 762-765.
12. Евстигнеева Е.О. Финансовая безопасность страны и ее основные инструменты // Е.О. Евстигнеева / Проблемы научно-практической деятельности. Перспективы внедрения инновационных решений: сб. статей. 2019. С. 68-69.
13. Зайцева Я.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности страны // Я.А. Зайцева / Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сб. статей. Курск, 2020. С. 60-66.
14. Иминова С.С., Романюк Е.В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны // С.С. Иминова / Проблемы информационной безопасности социально-экономических систем: сб. трудов. Симферополь, 2023. С. 77.
15. Ковалева Л.Ф. Роль цифровых технологий в обеспечении финансовой безопасности страны // Л.Ф. Ковалева / Социально-экономическое и экологическое развитие приграничного региона: возможности и вызовы: сб. трудов. Смоленск, 2021. С. 214-219.
16. Коваленко В.В., Перова К.В., Исачкова Л.Н. Факторы, оказывающие влияние на финансовую безопасность страны // В.В. Коваленко / Современные проблемы обеспечения экономической безопасности: сб. статей. Краснодар, 2022. С. 59-63.
17. Котунов М.А., Рыбников М.С. Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности государства // М.А. Котунов / Проблемы информационной безопасности: сб. трудов. 2020. С. 57-58.
18. Крикуненко Е.В. Угрозы финансовой безопасности страны // Е.В. Крикуненко / Развитие финансовой науки: дискуссионные вопросы современных исследований: сб. трудов. 2021. С. 74-77.
19. Крохина А.А. Влияние криптовалюты на личную финансовую безопасность и финансовую безопасность страны // А.А. Крохина / От научных идей к стратегии бизнес-развития: сб. статей. 2019. С. 105-111.
20. Лисина О.В. Вопросы финансовой безопасности страны // О.В. Лисина / Актуальные проблемы экономики и управления: сб. статей. 2020. С. 57-59.
21. Макарова П.С. Зарубежный опыт Японии по обеспечению экономической безопасности // П.С. Макарова / Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: сб. трудов. 2018. С. 43-48.
22. Овчинникова Т.Л., Зыбин А.Я. Налоговое администрирование, как элемент финансовой безопасности страны // Т.Л. Овчинникова / Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы страны: сб. трудов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 35-39.
23. Павлинов А.В. Отдельные аспекты современного обеспечения национальной безопасности на постсоветском пространстве // А.В. Павлинов / Цивилизация знаний: российские реалии: сб. трудов. Москва, 2020. С. 31-41.
24. Песоцкий А.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности страны и региона: подходы к определению // А.А. Песоцкий / Стратегические приоритеты устойчивого социально-эконмического развития различных систем: сб. статей. Уфа, 2020. С. 50-53.
25. Полтораднева Н.Л. Мировые и российские тренды в развитии финансовой безопасности в условиях цифровизации // Н.Л. Полтораднева / Общество – наука – инновации: сб. статей. 2019. С. 173-175.
26. Рассказов Е.С., Иншакова Е.И. Состояние финансовых рынков как неотъемлемый компонент финансовой безопасности страны // Е.С. Рассказов / Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления: сб. трудов. 2019. С. 316-319.
27. Федосова С.П. Внешний долг РФ: динамика, структура и проблемы финансовой безопасности страны // С.П. Федосова / Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: сб. трудов. 2020. С. 172-176.
28. Шумилина В.Е., Широкобородова А.А. Сущность, роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности // В.Е. Шумилина / Проблемы экономики и экономической безопасности в Российской Федерации в условиях цифровизации: сб. трудов. 2019. С. 6-10.
29. Щеглакова Н.А., Полтораднева Н.Л. Роль налогов в формировании бюджета и финансовой безопасности России // Н.А. Щеглакова / Экономика и общество: современные исследования и инновационное развитие: сб. трудов. Омск, 2022. С. 463-468.
Статьи из журналов и периодических изданий
30. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности: тенденции и перспективы // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 2 - 5.
31. Анесян А.А., Сергеева И.А. Актуальность развития финансовой безопасности страны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 25. С. 293-296.
32. Борисов В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в РФ и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 5. № 2. С. 64-71.
33. Васильева И.А. Зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности и экономической безопасности // Экономические науки. 2019. № 181. С. 156-161.
34. Горохова С.С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 2 - 4.
35. Горохова С.С. Устойчивое развитие национальной финансовой системы как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Банковское право. 2019. № 3. С. 38 - 44.
36. Горохова С.С. Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 2 - 5.
37. Дыхова А.Л. Проблемы социально-экономического развития России в условиях роста угроз финансовой безопасности страны // Интеграция науки и производства. 2019. № 6. С. 37-43.
38. Егорова М.А., Белицкая А.В. Публичное регулирование криптовалютных отношений в контексте риска национальной безопасности // Юрист. 2021. № 1. С. 2 - 10.
39. Елизарова В.В. Финансовая безопасность страны // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 262-265.
40. Костикова Е.Г. Правовое регулирование безопасности в сфере финансов: новые подходы в условиях перехода к цифровой экономике // Финансовое право. 2018. № 7. С. 9 - 13.
41. Кудашкин И.В., Маркушина К.Е. Система обеспечения экономической безопасности: международный и российский опыт // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 299-304.
42. Лавров С.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // С.А. Лавров / Человек: преступление и наказание: сб. трудов. Рязань, 2021. С. 19-25.
43. Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 11. С. 9 - 13.
44. Пещеров Г.И., Радченко Е.П. Проблемы экономической безопасности в условиях единого информационного пространства в мире // Безопасность бизнеса. 2021. № 4. С. 30 - 33.
45. Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: анализ, эффективность, перспективы // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 36 - 39.
46. Пылаев Н.М., Ферова И.С. Банковские риски как угроза финансовой безопасности страны // Молодой ученый. 2023. № 11 (458). С. 107-109.
47. Саттарова Н.А. Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности // Финансовое право. 2022. № 11. С. 7 - 10.
48. Тархова К.И. Особенности правового обеспечения финансовой безопасности в области налогообложения // Налоги. 2022. № 6. С. 31 - 33.
Диссертации
49. Новоселов К.В. Стратегия развития экономической безопасности России в сфере регулирования бюджетно-налоговых отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Йошкар-Ола, 2021. С. 365.
50. Ханипова Е.Х. Институциональный контур отношений экономической безопасности в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа. 2018. С. 139.
Электронные ресурсы
51. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (Дата обращения 25.04.2023 г.)
52. Стратегии национальной безопасности США [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/info/4825512 (Дата обращения 25.04.2023 г.)