Фрагмент для ознакомления
2
1 Сущность и характерные черты олигополии
1.1 Ценообразование олигополий: дилемма заключенного, ценовые войны и ломаная кривая спроса
Олигополия привлекает к себе большое внимание тем, что содержит небольшое количество членов отрасли, но в то же время имеет высокий уровень степени их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим неоспоримой является необходимость детализированного исследования многообразия форм олигополии.
Олигополия – одна из самых популярных структур рынка в прогрессивной экономике, одна из форм несовершенной конкуренции, для которой свойственны действия нескольких огромнейших компаний - производителей на рынке. К олигополистическим структурам принято относить такие отрасли, в которых существует от 2 до 24 производителей (предел обусловлен тем, что с 25 производителей наступает отсчет структур монополистической конкуренции) .
Есть некоторое количество признаков, характеризующих олигополистический рынок:
1. Однородность и неоднородность продукции – характеризует наличие или отсутствие дифференциации продукта в отрасли. В соответствии с данным признаком различают два вида олигополий:
- Дифференцированная олигополия;
- Недифференцированная олигополия.
Малочисленность и большие габариты компании – в связи с их малочисленностью, компании – конкуренты находятся в зависимости друг от друга, что означает необходимость каждого производителя принимать во внимание и учитывать решения каждого из своих конкурентов, а также их возможную реакцию на личные действия.
Впрочем, уровень олигополизации рынка устанавливается, беря во внимание не столько численность, сколько долю больших компаний в производстве .
Еще одной чертой олигополии считаются высокие барьеры входа на рынок, это обуславливается гигантскими размерами компаний - производителей, господствующих на предоставленном рынке. В данном случае свою роль играют финансовые препятствия и барьер емкости рынка.
Несовершенная информация, как личный фактор – при оценке поведения конкурентов несовершенство информации свойственное для олигополий в связи с взаимозависимостью компаний становится личным фактором производства.
Следует отметить три основные разновидности олигополии, которые выделяются в зависимости от цели работы и степени взаимовлияния и взаимодействия: нескоординированная олигополия, картели, картеле - подобная структура рынка.
Изучение поведения людей в стратегических ситуациях называется теорией игр. Можно воспользоваться моделью этой теории для анализа поведения олигополистов. Эта модель – «дилемма заключенного». Два заключенных обвиняются в совместном преступлении, котоое карается 10 годами лишения свободы. Если один из них сознается (а другой – нет), то он получит всего 3 года. Они могут и не сознаваться оба, тогда их отпустят на свободу. Но для этого им надо сговориться, чего они сделать никак не могут. Другими словами, каждому из них хочется на свободу, и каждый может не сознаться, но он не уверен, что и другой не сознается. Они предположат, что другой сознается, а потому выберут вариант сознаться. В результате оба получат по 5 лет. Здесь существует два равновесных решения. Первое – Парето-эффективное, которое максимизирует прибыль ( случай, когда они оба не признаются и их отпускают на свободу). Второе – равновесие по Нэшу (оба признаются) – ни один из них не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение.
В модели Бертрана (ценовой войны) олигополисты, обладающие примерно одинаковой рыночной властью и неограниченными производственными мощностями, одновременно принимают решение по установлению цен на свою продукцию, которая является однородной. Желая захватить большую долю рынка, данные фирмы будут стремиться снижать свои цены, что в итоге может привести к установлению цен на уровне предельных издержек. В таком случае фирмы-конкуренты будут вынуждены функционировать без получения прибыли или покинуть рынок, данная ситуация представляет собой «парадокс Бертрана» и является крайним проявлением ценовой войны.
В условиях реального рынка достижение такой ситуации маловероятно, так как фирмыолигополисты не могут обладать неограниченными производственными мощностями и ориентируются на долгосрочные цели и взаимодействия, в том числе могут вступать в сговор, а производимая ими продукция может обладать отличительными свойствами. Таким образом, предпосылки классической модели Бертрана являются нереалистичными, а модель динамической ценовой конкуренции, при которой конкуренты отказываются от ценовых войн и применяют различные ценовые стратегии, например, назначать высокую цену в ответ на установление конкурентом высокой цены (стратегия «око за око»), или внезапно и независимо от действий фирмы-конкурента назначить низкую цену (стратегия «хищничества») представляются более актуальными в условиях современной экономики.
Так, продавцы автомобилей марок Honda и Mazda в 2016 году перешли на новую форму взаимодействия с покупателями – в связи с тем, что производители данных автомобилей отказались от партийных поставок, дилеры работают по предзаказу, устанавливая на автомобиль условной комплектации цену и рассматривая возможность небольшого торга с покупателем. Отсутствие в наличии автомобилей у продавцов данных марок и необходимость ожидания поставки авто, заказанного покупателем, делает невозможной количественную конкуренцию между дилерами данных марок. Отметим также, что несмотря на то, что автомобили являются дифференцированным товаром, две рассматриваемые марки могут расцениваться покупателями как субституты, так как выпускают модели авто примерно одинаковых классов. Таким образом, взаимодействие данных компаний можно отнести к модели динамической ценовой конкуренции .
Ломаная кривая спроса - кривая спроса, отражающая модель поведения олигополиста на рынке. Кривая строится в предположении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен спроса на товар, но не последуют решению о повышении цен. Объясняет жесткость цен, но не объясняет формирование первоначальной цены .
При отсутствии сговора возможны два вероятных предположения о поведении конкурентов:
Если одна из фирм снижает цены на свой товар с целью расширения объемов продаж, то другие конкуренты также снижают цены. Поэтому фирма сталкивается с неэластичным участком кривой спроса участок
При увеличении цен на товар одной из фирм, другие фирмы не изменяют цены. Фирма сталкивается с эластичным участком кривой спроса участок
Графически модель ломаной кривой спроса представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Модель ломаной кривой спроса
Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпуска А (Р, q). Обдумывая свое решение об изменении цены, он рассуждает следующим образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих соперников, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют моему примеру. Поэтому, снижая свою цену, я вряд ли существенно увеличу объем продаж. Если же я увеличу свою цену, соперники, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют моему примеру, они сохранят свои цены на относительно более низком уровне и таким образом привлекут к себе часть моих покупателей. Иначе говоря, линия спроса на мою продукцию в окрестностях точки А имеет разный наклон, а именно на участке AD он круче, чем на участке dA. Значит, в точке А моя кривая спроса имеет излом. Подчеркнем, что речь идет не о действительной, или, как нередко говорят, объективно данной, а о субъективной оценке этой кривой самим олигополистом, или, иначе, воображаемой им кривой спроса.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бараков В.В. Конкуренция на современном этапе развития международного рынка нефти//УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. № 4. С. 29-31
2) Бахишева В. В., Литвинова Т. Ю., Авилова Д. Р., Болышева А. О. Конкурентоспособность российских нефтегазовых компаний// СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 74-79
3) Гонибова А. А. Виды олигополий и их проявление в современной экономике Российской Федерации// ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 декабря 2015 г., г. Самара). В 2 ч. Ч.1 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 190-195
4) Грибанова Д. В., Ограничивающие конкуренцию соглашения (картель) и экономическая выгода // Российская юстиция. — 2022. — № 11. — С. 31-37
5) Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2019;(2). С. 78-80
6) Данилов В. И., К теории общего экономического развития // Экономика и математические методы. — 2022. — Т. 58, № 3. — С. 19-27.
7) Дзобелова В.Б., Лебедева Н.Ю. Модели олигополии и их проявление в
современной экономике России/ В.Б. Дзобелова, Н.Ю. Лебедева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2020. – No 2. – С. 110-116.
8) Егорова А.Н., Ноева Е. Е. Влияние экономических и геополитических факторов на нефтегазовый комплекс России//ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. 2019. № 2. С. 119-121
9) Кишковская А. О. Модели ценовой олигополии и сговор на российских отраслевых рынках//КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, научно-педагогических работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. Под общей редакцией Н.В. Кудреватых, В.Г. Михайлова. Кемерово, 2021. С. 105-109
10) Кобзева Е. И., Влияние нефтегазовых доходов на бюджет Российской Федерации // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 2. — С. 147-148.
11) Кузьменков С.Г., Астапенко Е.О. Международный нефтегазовый бизнес: проблемы и тенденции//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. 2022. № 6. С. 900-913
12) Лесик И. А., Динамическая модель инвестиций в научные исследования олигополии // Экономика и математические методы. — 2020. — Т. 56, № 2. — С. 101-113
13) Пляскина Н. И., Нефтеперерабатывающая отрасль России - возможные перспективы развития : [рецензия] // ЭКО. — 2022. — № 12. — С. 174-185
14) Поминова Н.С., Слепцова Л.А. Тенденции развития в современной экономики // В сборнике: Актуальные вопросы учета и анализа в инновационной экономике. Сборник статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференция. 2020. С. 145-150.
15) Пономарев С. В., Суховей А. Ю. Мировой рынок нефти: состояние и перспективы//ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. С. 34-36
16) Росляков А. В., Коллективное доминирование, группа лиц, согласованные действия и свобода договора // Закон. — 2019. — № 1. — С. 171-187
17) Трофимов Г., Нефтяной картель делает рынок // Эксперт. — 2020. — № 4. — С. 58-63
18) Филимонова И. В., Влияние нефтегазовой отрасли на экономику добывающих стран // Вестник Санкт-Петербургского университета, Экономика. — 2020. — № 4. — С. 693-700
19) Чеботарев Н.Ф. Глобальные рынки ресурсов: монография. - М.: Проспект. 2020.
20) Шидловская Е. Ю., Конорой Е. А. Эволюция теория о рынке с несовершенной конкуренцией//сборник статей XXII Международного научно-исследовательского конкурса. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 100-110
21) Шишов И. А. Мировая нефтяная промышленность// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022: сборник статей XLVII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2022. С. 20-22