Фрагмент для ознакомления
2
На пути валютной интеграции между Россией и странами ЕАЭС существуют значительные вызовы, в первую очередь из-за существенных различий их валютно-финансовых параметров. Ключевые параметры, такие как курсы национальных валют, международные резервы, внешнеторговый оборот и инфляция, играют решающую роль в оценке потенциала увеличения расчетов в национальных валютах.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что Россия играет центральную роль в интеграционной группе ЕАЭС, что приводит к сложностям в решении различных вопросов, включая создание единой или коллективной валюты. Проект такой валюты отложен до 2025 года из-за принципиальных разногласий между странами ЕАЭС по этому поводу.
В настоящее время существуют различные способы оформления межгосударственного взаимодействия, способствующие стабильности и развитию валютных рынков, а также совершенствованию системы расчетов с минимальными валютными рисками между странами ЕАЭС. Так, например, установлен перечень валютных операций, на которые не распространяются валютные ограничения, а за любые нарушения будет применяться административная и уголовная ответственность. Законодательством допускается открытие неограниченного количества счетов (вкладов) как в иностранной, так и в национальной валюте [9].
Создание интегрированного финансового рынка в рамках ЕАЭС является перспективным направлением валютной интеграции с долгосрочной целью создания валютно-финансового союза с использованием единой расчетной единицы.
В 2022 году были внесены существенные изменения в законодательство о валютном и экспортном контроле. В июле 2021 года требование о репатриации валютной выручки было отменено для многих категорий валютных резидентов [8]. Резиденты теперь могут выполнять экспортные соглашения путем перечисления валютной выручки на счета в иностранных банках или иными способами, разрешенными российским законодательством. Это означает, что резиденты больше не обязаны получать валютную выручку от нерезидентов на российские счета.
Данное правило распространяется на экспортные контракты, заключенные между резидентами и нерезидентами до вступления его в силу, при условии, что обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены, за исключением отдельных позиций по ТН ВЭД.
Тем не менее, важно отметить, что погашение иностранных кредитов и авансов на российские счета, взаимозачетные платежи и другие сопутствующие процессы по-прежнему требуются вместе с надлежащей документацией.
В соответствии с законодательством о борьбе с отмыванием денег происходит переход к использованию электронных способов оплаты [10]. С 1 июля 2022 года введен новый термин - «Переводы денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставляемых резидентам иностранными платежными системами». Этот термин используется в нормативных актах, регулирующих использование иностранных платежных систем валютными резидентами Российской Федерации.
Еще одним событием в условиях антироссийских санкций стал запрет на использование электронных кошельков для приема платежей за товары, услуги и интеллектуальную собственность. Действия, связанные с использованием электронных способов оплаты, влекут за собой ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в том числе:
За запрещенные валютные операции - штраф в размере от 75% до 100% суммы переведенных средств с использованием электронных средств платежа.
За непредоставление отчетов - штраф в размере от 20% до 40% от суммы зачисления на кошелек.
За несвоевременную отчетность - штраф до 3 000 рублей (для физических лиц) или до 50 000 рублей (для организаций/индивидуальных предпринимателей) в зависимости от количества дней просрочки.
Оборот криптовалюты увеличивается с 2020 года. Криптовалюта относится к цифровым активам и платежным системам, которые служат альтернативой государственным валютам. Учитывая интерес к криптовалюте в 2022 году, введена ответственность за незаконную торговлю. Несообщение о транзакциях с криптовалютой влечет как уголовную, так и административную ответственность:
Непредоставление отчета по криптовалютам влечет за собой штраф в размере 10% от суммы оборота.
Несообщение об открытии счета в финансовой организации, владеющей криптовалютой, влечет за собой штраф в размере 50 000 рублей.
Неуплата налогов по операциям с криптовалютой влечет за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога [7].
Во избежание юридических последствий физическим лицам необходимо предоставлять отчеты об обороте криптовалюты и активах в иностранной валюте. Правительство России предложило банкам, работающим на территории страны, делиться информацией о подозрительных валютных операциях с налоговыми и таможенными органами. Банки имеют право запрашивать и получать информацию и документы, связанные с валютными операциями, включая доказательства происхождения средств на банковских счетах, IP-адреса и MAC-адреса, а также основания для кредитования средств.
Нововведение также направлено на расширение обмена информацией о клиентских операциях между банками, Росфинмониторингом и Федеральной налоговой службой России. Это облегчит рассмотрение налоговыми органами дел о нарушениях валютного законодательства.
На рассмотрении находится предложение о предоставлении резидентам возможности не зачислять 10% выручки по валютным товарным контрактам в Российской Федерации. С 1 июля 2021 года отменено требование о репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырья (за некоторыми исключениями).
Разработан новый законопроект (номер не указан), предполагающий возможность разрешить резидентам с 1 января 2022 г. исключать 10% выручки по валютным товарным контрактам в Российской Федерации. Предлагаемый лимит будет постепенно увеличиваться до полное освобождение достигается к 2024 году.
Кроме того, произошла разработка критериев выявления подозрительных транзакций. С учетом международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона № 115-ФЗ, Методических рекомендаций по управлению банковскими рисками в рамках соблюдения требований ПОД/ФТ и писем ЦБ РФ внесено предложение о введении определения и критерии подозрительных операций.
Указание Банка России от 20.10.2020 № 5599-У перечисляет около 100 признаков подозрительных операций. Указанием, вступающим в силу с 1 октября 2021 года, вносятся изменения в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П, определяющие требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выборочный мониторинг изъятия и возврата средств планируется осуществлять на основе установленных критериев и понятий, как указывают официальные источники и СМИ.
Таким образом, экспортный контроль занимает важное место в политике регулирования внешней торговли любой развитой страны и служит важным компонентом современной рыночной экономики. Рассматривая основные изменения в валютно-экспортной деятельности Российской Федерации в 2023 году, важно признать многочисленные внутренние и внешние преобразования, произошедшие в процессе осуществления валютно-экспортного контроля в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 13.05.2023)
2. Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).
3. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 24.06.2021 № 101 «Об утверждении Обзора правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2020 год» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).
4. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25.06.2020 № 82 «Об утверждении обзора правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2019 год // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).
Научная и учебная литература
5. Алексеева Е.В., Петухова В.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля // Вестник Академии знаний. - 2020. - №6 (41).
6. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник академии знаний. - 2020. - №6 (41). - С. 36-38.
7. Витюк В.В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №7.
8. Козлова, А. С. Проблемы осуществления экспортного контроля в Российской Федерации [Текст] / А. С. Козлова, А. Р. Шафиева // Экономика и бизнес. - 2020. - № 69. - С. 44-46.
9. Непарко М.В., Радаев А.Е. Анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России, как составная часть экономической безопасности государства // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №34 (2). - С. 160-164.
10. Петрушина О.М., Бурыкин С.И., Ярославцева М.К. Актуальные вопросы об изменениях валютного законодательства в России // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №33 (1). - С. 171-174.
11. Петрушина О.М., Дорожкина Т.В., Мельник В.Н. Экспортный контроль в Российской Федерации // Вестник Калужского университета. - 2019. - № 2. - С. 69-72.
12. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в торговом обороте // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 76-80.