Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем системы государственного и муниципального управления в России является повышение эффективности труда государственных (муниципальных) служащих.
Труд государственных служащих недооценен. Существенная разница в оплате труда между государственными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики, что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.
Учитывая перечисленные проблемы, должна быть разработана эффективная система обучения персонала. Ключевым фактором в обеспечении лидерства всех предприятий и учреждений на рынке является качественный персонал – образованный, высококвалифицированный, знающий состояние дел в своей отрасли, идеи и технологии, применяемые предприятиями-конкурентами. Отобрать такой персонал, обучить, воспитать и переподготовить – задача первостепенной важности для всякой фирмы.
Обучение персонала служит важнейшим средством достижения стратегических целей организации, является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов. Помимо всего прочего, без своевременной подготовки и переподготовки персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.
Система профессионального обучения должна, в первую очередь, соответствовать социальному и правовому положению служащего, степени возлагаемой на него ответственности.
Именно от четкой разработки эффективной системы обучения зависят результаты деятельности специалистов, повышение их социальной и творческой активности, а также в целом состояние экономики и положение страны в мировом сообществе.
Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального обучения служащих (на примере Администрации городского округа «Люберцы»). Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и сущность профессионального обучения;
2) Провести общую характеристику Администрации;
3) Исследовать систему профессионального обучения работников;
4) Разработать мероприятия по совершенствованию профессионального обучения сотрудников.
Объект курсовой работы – обучение служащих.
Предмет курсовой работы – совершенствование профессионального обучения служащих.
В процессе написания курсовой работы применялись такие методы исследования, как теоретического анализа, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения, индукция и дедукция.
Степень разработанности проблемы. Специфика исследования заключается в том, что оно базируется на достаточно широкой эмпирической базе. Особо следует отметить работы таких отечественных и зарубежных исследователей проблемы профессионального обучения работников, как В.И. Герчиков, Т.В. Бедяева, Т. Ю. Базаров, В.М. Бугаков, Г. М. Зайцев, А. С. Жукова, Е. П. Ильин, О.М. Исаева, А.Я. Кибанов, Г.И. Михайлина, Ю.Е. Мелихов, О.Н. Полякова, Б.А. Райзберг, Т.О. Соломандина и пр.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения экономической теории, управления человеческими ресурсами, в частности, Е. В. Арсенова, Е.Р. Баханькова, И. В. Емельянова, О. Ю. Кашанова, С. Н. Титова, И. В. Тумасова и пр.
Источниками информации послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы периодических печатных изданий и Интернет-ресурсов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и материалы работы могут явиться базой для последующих разработок по данной тематике. Результаты исследования следует рассматривать, как определенный вклад в управление персоналом на предприятии.
Предприятия и организации могут применять рекомендации и выводы, содержащиеся в работе, для комплексного применения мероприятий по совершенствованию системы профессионального обучения.
Информационные материалы курсовой работы могут быть востребованы при разработке учебно-методических материалов и чтении лекций по учебным курсам «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации».
Структура курсовой работы обусловлена общей логикой исследования и отражает попытку последовательно решать поставленные в работе задачи. Курсовая работа изложена на 51 - ой странице, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Профессиональное обучение: понятие, сущность, принципы
1.1 Понятие и сущность профессионального обучения
Главным направлением профессионального развития любого сотрудника является профессиональное обучение, то есть процесс формирования у работников специальных, профессиональных знаний, навыков при помощи методик и методов обучения. Профессиональное развитие представляет собой более широкое понятие, чем профессиональное обучение, но в действительности разница между ними условна, так как и профессиональное развитие, и профессиональное обучение исполняют одну задачу - подготовку персонала к выполнению им своих обязанностей. Разница в том, что профессиональное обучение ориентируется на современные потребности предприятия, а профессиональное развитие - на будущее и более фундаментальное.
Профессиональное обучение - комплексный, планомерный процесс, содержащий в себе ряд этапов: обучение развития, подготовка, переподготовка, повышение квалификации [15, с. 24]. Управление всем ходом профессионального обучения возникает с установления потребностей, формируемые на базе потребностей развития персонала, а также важностью выполнения работниками своей текущей деятельности и исполнения своих обязанностей.
Потребности, которые связаны с выполнением производственных задач, определяются на базе заявок линейных руководителей и самих работников. В первую очередь, это относится к работникам, которые вновь приняты на работу[10, с. 18].
Профессиональная образовательная программа ориентирована на разрешение задач поэтапного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, которые подготавливают специалистов той или иной квалификации.
Выделяются такие виды профессионального образования, как [11, с. 36]:
- начальное профессиональное образование, которое имеет цель подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ключевым направлениям общественно значимой деятельности на базе основного общего образования. По некоторым профессиям начальное профессиональное образование может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование приобретается человеком в различного рода училищах;
- среднее профессиональное образование производит подготовку специалистов среднего уровня, удовлетворяет потребности человека в расширении своего образования на основе общего, среднего общего или начального профессионального образования;
- высшее профессиональное образование ставит перед собой цель в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на основе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование приобретается в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (то есть ВУЗах).
Профессиональное обучение связано с большими затратами ресурсов, в частности, материальными, в связи с этим, установление финансов в бюджете – необходимый компонент управления профессиональным развитием.
Система профессионального обучения – комплекс методических, организационных, человеческих компонентов для подготовки персонала для конкретной занимаемой должности.
Выделим требования к системе профессионального обучения[11, с. 44]:
- наличие мотивации к обучению;
- условия обучения. На предприятии следует сформировать благоприятный климат для реализации обучения, то есть обучение должно проводиться в оборудованных помещениях;
- поэтапность обучения. Знания, которые приобретаются в ходе обучения, следует разделить на последовательные этапы (от более простого - к более сложному);
- обратная связь. В ходе обучения и после него все слушатели должны почувствовать обратную связь по результатам проведенного обучения.
Содержание программ обучения определено целями предприятия и формируется, как для создания и закрепления профессиональных навыков и умений, так и для установления конкретного типа мышления (экономического, экологического) и поведения.
Главными факторами, мотивирующими сотрудников учреждений на активное участие в профессиональном обучении, являются[12, с. 42]:
- стремление сохранить рабочее место/должность;
- заинтересованность в повышении оплаты труда и
желание повысить свою квалификацию или уровень должности (менеджер, старший менеджер, руководитель и пр.);
- заинтересованность в освоении новейших знаний и навыков;
- стремление установить контакт с о своими коллегами.
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы[13, с. 84]:
- профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
- состояние материально-технической базы обучения;
- программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
- качество преподавательских кадров;
- финансовое обеспечение;
- качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
- приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
- конкуренция на рынке труда;
- социально-психологический климат в коллективе.
Весь процесс профессионального обучения состоит из двух взаимосвязанных компонентов: профессионально-педагогической деятельности и педагогов и профессионально-познавательной деятельности муниципальных служащих (рисунок 1)[35].
Рисунок 1 - Процесс профессионального обучения муниципальных служащих
Для обеспечения высокого профессионализма муниципальных служащих необходима эффективная система их непрерывного обучения. При этом, в условиях дефицита времени и средств, первоочередное внимание следует уделять осуществлению непрерывного дополнительного образования служащих. В последние годы четко проявилась тенденция к возрастанию у муниципальных служащих спроса на непрерывное образование. Это связано в основном с двумя причинами:
1) с осознанием потребности в получении современных знаний, которые требуются в новых условиях развития общества;
2) с нормативным закреплением квалификационных требований к служащим, замещающим государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.
Муниципальный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого специалиста должно носить постоянный характер, т. е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате «базового» образования, и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, при формировании учебных графиков обучения муниципальных служащих должны быть учтены их пожелания по месту обучения (дистанционное, с выездом, в образовательном учреждении и т.п.) и решены вопросы софинансирования учебного процесса.
Кроме того, при построении системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к содержанию учебных планов и программ, методам обучения. В первую очередь, подготовка муниципальных служащих должна быть научно обоснованной, высокоэффективной, экономически разумной. Она должна обеспечивать всестороннее развитие необходимых качеств, овладение современными теоретическими знаниями и формирование навыков практической работы.
1.2 Виды, методы и принципы обучения персонала
Как было рассмотрено ранее, обучение персонала - целенаправленно сформированный, периодически реализуемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и методами общения под руководством на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ//Консультант плюс
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Гарант
3. Устав Администрации городского округа «Люберцы»
4. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 192 c.
5. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
6. Бабынина Л.С. Формы стимулирования персонала / Л.С. Бабынина // Справочник по управлению персоналом.- 2015. - № 8. – С. 10.
7. Базаров Т. Ю. Управление персоналом/Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ, 2015. - 352 с.
8. Базаров Т. Ю.Управление персоналом/Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. – М.: ИНФРА - М, 2016. - 417 с.
9. Бедяева, Т.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 c.
10. Варламова Е. М. Как и зачем обучают персонал // Кадровое дело. 2014. - № 2. - С. 48.
11. Веснин, В. Р. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 2014. – С.384.
12. Воронин, А. Г. Повышение эффективности управления персоналом: проблемы теории и практики / А. Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 176 с.
13. Официальный сайт Администрации городского округа «Люберцы». Режим доступа: http://www.luberadm.ru/administraciya-goroda (дата обращения: 14.05.2015)
14. Сербиновский, Б. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник / Б. Ю. Сербиновский, С. И. Самыгина. – М.: «Издательство Приор», 2015. – с. 134.
15. Система профессионального обучения. Режим доступа: http://sistema_professionalnogo_obycheniya_65874_24536 (дата обращения: 15.03.2018)
16. Специфика профессионального обучения. Режим доступа: http://specifica_professionalnogo_obycheniya_5458_654862 (дата обращения: 15.03.2018)
17. Старобинский, Э. Е. Как управлять персоналом [Текст]: учебник /Э. Е. Старобинский. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. – С.145.
18. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов/Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 448 с.
19. Управление персоналом: Учебное пособие/Под ред. П.В. Шеметова. М.: Инфра – М, НГАЭиУ, 2015. - 352 с.
20. Шмелева, А. Н. Оценка эффективности управления предприятиями: монография / А. Н. Шмелева. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2016. – 159 с.
21. Яковлева, Н. Г. Менеджмент персонала: учебное пособие /Н. Г. Яковлева, Б. М. Герасимов, В. Г. Чумак. – М.: Феникс, 2014. – 448с.