Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существенные изменения социальной жизни нашей страны в ХХI веке привели к закономерным трансформациям медиасреды, которые объясняются не только внутренними факторами развития языка, но и по большей части внелингвистическими причинами. Средства массовой информации как совокупность средств публичной передачи информации, в частности печатные издания, ярко демонстрируют перемены в разных аспектах функционирования СМИ, в том числе и в жанровом наполнении. На сегодняшний день в периодике наблюдается процесс конвергенции жанров, а также появление новых жанровых структур.
Изменения, которым в настоящее время подвержен рынок периодической печати, появление большого количества изданий способствуют индивидуализации жанров и стилей публикаций. Действительно, в жанровом наполнении печатных изданий ХХI в. произошли существенные метаморфозы. Прежде всего, это связано с отсутствием цензуры, а также проявлением в текстах авторской индивидуальности, потребностью использовать новые способы выражения. Раскрытие характерных особенностей современной газеты, принципиально отличающих ее от других изданий, дает возможность журналистам сформулировать определенный алгоритм действий, следуя которому можно создать индивидуальный стиль публикаций. Возникает необходимость углубленного изучения и систематизации результатов журналистской деятельности в контексте жанрового наполнения современных печатных изданий, что имеет значение для развития СМИ в целом. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объект исследования – основные тенденции развития жанров и стилей современной периодической печати.
Предмет настоящей работы – реализация данных тенденций в современной газете (на материале публикаций «Российской газеты»).
Цель данного исследования – определение жанрового своеобразия и стилистических характеристик современного периодического издания на материале публикаций «Российской газеты».
Поставленная цель определила задачи настоящей работы:
1) определить специфику жанров современной газеты;
2) выявить стилистические особенности современных печатных изданий;
3) проанализировать жанровую специфику «Российской газеты»;
4) охарактеризовать особенности функционирования языковых средств на страницах издания.
Научная база работы: исследования в области жанров периодической печати Г.Я. Солганика, В.Г. Костомарова, А.А. Тертычного, В.В. Ученовой и других ученых.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Описательный метод, дающий возможность интерпретации эмпирических данных.
2. Анализ: разностороннее изучение жанрового и стилевого многообразия современных печатных изданий.
3. Классификация: выделение жанровых особенностей «Российской газеты».
Материалом для исследования послужили публикации «Российской газеты» – современного авторитетного российского издания. Для анализа была взята как печатная, так и электронная версия газеты. Хронологические рамки нашего анализа – 2014 по 2017 гг. (период неоднозначных изменений во внешней и внутренней политике России).
Научная новизна данной курсовой работы состоит в целостном изучении текстов «Российской газеты» за 2016-2018 гг., результатом которого стало выявление ее характерных жанровых и стилистических особенностей.
Структура работы определена целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении говорится об актуальности, цели, задачах, объекте и предмете исследования. Первая глава обращается к теоретическому анализу жанрово-стилистического многообразия современных печатных изданий. Здесь говорится о специфике жанров и стилистических особенностях современных российских газет. Вторая глава посвящена жанровому наполнению и особенностям стиля «Российской газеты». Характерные черты издания демонстрируются на конкретном языковом материале. В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы. Список литературы состоит из 17 единиц. Фактический материал проанализирован на базе 18 источников (5 из них – интернет-источники).
ГЛАВА I. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
1.1. Специфика жанров современной газеты
Понятие «жанр» составляет терминологический аппарат не только журналистики, но и других областей науки и искусства: литературы, кино и телевидения и др. Применительно к журналистике А.А. Тертычный определяет жанры следующим образом: «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками». В современных научных исследованиях можно встретить точку зрения о том, что придерживаться каких-либо жанров нет никакой необходимости, главное – чтобы публикуемый материал был интересным и понятным. Однако те жанры, которые распространены в современной медиалингвистике, позволяют сделать взаимодействие с читательской аудиторией наиболее эффективным, т.к. жанровая форма – понятная и привычная для читателя структура.
Если проанализировать журналистские публикации, можно заметить, что материал, написанный разными авторами, но при этом имеющий общие цели, задачи и сходное содержание, в любом случае приводит к стилистическому и композиционному единству публикаций. По этой причине в журналистике сформировалась относительно стабильная жанровая система.
Следует отметить, что существует большое количество жанровых классификаций, выделяемых по различным жанрообразующим признакам. В данной курсовой работе мы опираемся на классификацию А.А. Тертычного, который разделяет журналистские жанры по предмету, целям и методам. Предметом журналистской публикации могут быть различные политические реалии, а также актуальные аспекты экономической, культурной сторон жизни общества и так далее. Важную роль в создании текста публикации играют целевые установки автора. Одна из самых распространенных целей – описание предмета, связанная с информирующей функцией журналистики. Без описания не может существовать ни один журналистский текст, т.к. тестовый материал базируется на конкретных фактических данных, без которых журналистский текст становится художественным.
Еще одна распространенная цель – установление причинно-следственных связей. Данную цель журналист преследует в том случае, когда нужно рассмотреть явление с разных сторон, узнать его причину. При этом, по мнению А.А. Тертычного, для установления причинно-следственных связей недостаточно просто последовательно перечислить события. Важно досконально изучить первопричины этих событий и, таким образом, найти глубинную связь между ними. Данная цель лежит в основе аналитических и некоторых художественно-публицистических жанров журналистики.
Оценочную цель журналист ставит перед собой, когда возникает необходимость оценки какого-либо явления. Однако для аудитории здесь важна компетентность журналиста, его эрудированность и достаточная осведомленность. Также недостаточно просто положительно или отрицательно оценить событие. Важно предложить читателям аргументированную точку зрения.
Журналист в своем материале также может давать прогноз возможных вариантов развития событий, тогда будет выполняться цель прогнозирования. Однако для этого необходим определенный склад ума.
Рассмотрев основные цели журналистских жанров, можно сделать вывод, что в одном журналистском тексте может присутствовать сразу несколько целей, одна из которых будет первостепенной.
Жанры базируются также на методах, которые используются журналистом. В.М. Горохов выделяет на эмпирическом уровне следующие методы: наблюдение, интервью, работа с документами, эксперимент. На теоретическом уровне журналистские методы принято разделять на формально-логические (индукция, дедукция, сравнение, аналогия) и содержательно-логические (анализ и синтез, гипотетический метод, метод историзма и др.).
Таким образом, роль жанрообразующие факторы имеют большое значение для журналистики, так как на их основе можно отнести журналистский текст к тому или иному жанру.
Классификацией жанров журналистики занимались многие ученые (А.А. Тертычный, М.Н. Ким, В.В. Ученова, З.С. Смелкова и другие). В данной курсовой мы опираемся на классификацию А.А. Тертычного. Исследователь подразделяет все журналистские на следующие группы:
1) информационные;
2) аналитические;
3) художественно-публицистические.
К информационным жанрам относятся:
• заметка (небольшой по размеру материал, позволяющий оперативно передавать информацию без глубинного анализа событий и прогнозов);
• интервью (диалог с собеседником в форме чередования вопросов и ответов). Акцент в интервью делается на личности собеседника, однако данный жанр в любом случае определяется особой роль
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРА
1. Барт Р. Избранные работы: семиотика: поэтика. М., 1994.
2. Беззубов А.Н. жанрово-стилистическая типология // Современная газетная публицистика. Проблемы стиля. Л. Изд-во ЛГУ, 1987.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2010.
4. Горохов В.М. Методы журналистского творчества. М., 1982.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
6. Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. Учебное пособие. —М.: Факультет журналистики МГУ, 1987.
7. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учебное посо- бие… Саратов: Изд-во Сарат. у-та. 2011.
8. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Изд-во Московского ун-та,1971.
9. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. Спб., 2000.
10. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.
11. Максимов В.И. (Ред.) Стилистика и литературное редактирование. - М.:Гардарики, 2007.
12. Славкин В. В. Журналистский текст в динамическом аспекте / В. В. Славкин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2.
13. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ / Г. Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. – 2004, №1.
14. Солганик Г.Я. Язык СМИ и политика. – М.,2012.
15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000.
16. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2002.
17. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1976.
ИСТОЧНИКИ
1. Российская газета, №12, 2016
2. Российская газета, №26, 2016
3. Российская газета, №76, 2016
4. Российская газета, №34, 2017
5. Российская газета, №41, 2017
6. Российская газета, №54, 2017
7. Российская газета, №67, 2017
8. Российская газета, №73, 2017
9. Российская газета, №21, 2018
10. Российская газета, №64, 2018
11. Российская газета, №90, 2018
12. Российская газета, №94, 2018
13. Российская газета, №95, 2018
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. Акция «Бессмертный полк» впервые прошла в Женеве и Амстердаме [Электронный ресурс]: «Российская газета» — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/05/akciia-bessmertnyj-polk-vpervye-proshla-v-zheneve-i-amsterdame.html
2. В 2019 году может появиться экологический сбор за одноразовую посуду [Электронный ресурс]: «Российская газета» — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/05/v-2019-godu-mozhet-poiavitsia-ekologicheskij-sbor-za-odnorazovuiu-posudu.html
3. Закон о ежемесячных выплатах на первенца принят окончательно [Электронный ресурс]: «Российская газета» — Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/21/zakon-o-vyplatah-za-pervenca-priniat-okonchatelno.html
4.Зарплата пошла вверх [Электронный ресурс]: «Российская газета» — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/02/v-rossii-vyros-minimalnyj-razmer-oplaty-truda.html
5. Россиянам спишут долги по налогам [Электронный ресурс]: «Российская газета» — Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/21/rossiianam-spishut-dolgi-po-nalogam.html