Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Представление о «Современнике» как о печатном органе писателей пушкинского круга, действующих согласованно, единой командой, не отражает всей сложности этого журнального ансамбля, так же, как и утверждение абсолютной власти издателя журнала в процессе формирования четырехтомника. Общими принципами формирования и представления авторских текстов являются, во-первых, принцип презентации авторской индивидуальности либо авторского метода, темы, идеи в соответствии с идеологическим, тематическим и структурным характером всего журнала, во-вторых, системный, в некоторых случаях иерархический, принцип соположения и расположения авторских массивов.
Просветительская тенденция «Современника» отчетливо проявилась в том предпочтении, какое оказывал его издатель документальным, хроникальным, публицистическим и критическим материалам. А.С.Пушкин обладал обостренным чувством времени; одним из первых своих современников он понял, что поэтические жанры утрачивали первенствующее положение. Все большее значение приобретала проза - и не только художественная. «...Русский метафизический язык находится у нас еще в диком состоянии,- писал Пушкин Вяземскому 13 июля 1825 г.- Дай бог ему когда-нибудь образоваться, наподобие французского (ясного, точного языка прозы - т. е. языка мыслей)». Пожелание Пушкина начинало сбываться. В 1830-е гг. происходит значительное расширение границ прозаических жанров и возрастает удельный вес прозы в отечественной словесности. Этот процесс отразился и на содержании пушкинского «Современника», в котором, правда, появились превосходные стихотворения Пушкина, Жуковского, Тютчева, Кольцова и некоторых других поэтов, но тем не менее не они определяли лицо нового печатного органа.
Предмет исследования – журнал «Современник» 1836 года как полемическое целое, полифоническое единство, где неоднородность авторских позиций становится основой его целостности.
Объект исследования – контент «Современника» за 1836 год.
Цель работы – содержательный анализ публикаций в журнале «Современник» 1836 года как отражения общественных процессов в русской культуре и обществе.
Исследовательские задачи:
1. Характеристика журналистской и издательской деятельности А.С. Пушкина и условий получения им разрешения на издание «Современника»;
2. Анализ основных издательских тенденций в «Современнике» 1836 года;
3. Стилевая и жанровая характеристика текста публикаций в «Современнике».
Глава 1. Возникновение журнала «Современник»
1.1.Состояние русской журналистики к середине 1830-х годов
Мечта иметь собственный печатный орган многие годы преследовала Пушкина. Но не так-то просто было осуществить ее. Еще 7 июня 1824 г. поэт писал П. А. Вяземскому: «То, что ты говоришь насчет журнала, давно уже бродит у меня в голове». Высланный из столицы Пушкин и находившийся под негласным надзором Вяземский не имели, конечно, реальной возможности издавать журнал.
Когда Дельвиг приступил к изданию альманаха «Северные цветы», Пушкин всячески его поддерживал, щедро отдавал ему многие - подчас наиболее любимые - свои стихотворения. Однако альманах не мог, по справедливому мнению Пушкина, заменить журнал или газету.
Вскоре после приезда в Москву осенью 1826 г. Пушкин вступает в соглашение с московскими литераторами, которые задумали издавать «Московский вестник». Пушкин надеется полновластно распоряжаться в этом печатном органе. 9 ноября 1826 г. он пишет Вяземскому: «Может быть, не Погодин, а я буду хозяином нового журнала» (XIII, 304-305). Однако московские любомудры оказались слишком крепким «орешком», и Пушкин постепенно охладевает к «Московскому вестнику».
С 1830 г. начала выходить в свет «Литературная газета» Дельвига, деятельным сотрудником которой с первых же номеров стал Пушкин. Она просуществовала полтора года, и вскоре после ее закрытия Пушкин начинает хлопотать об издании своей газеты; в 1832 г. он получил на это разрешение, но обстоятельства не позволили ему осуществить это начинание. Тогда же, в начале 1832 г., на втором номере был запрещен журнал И. В. Киреевского «Европеец», который должен был стать печатным органом писателей пушкинского круга. В 1832-1833 гг. Пушкин, Жуковский и Вяземский подают правительству проекты издания журналов. Ходатайства успеха не имеют.
Между тем журналистика все более становилась прибыльным «майоратом» нечистоплотных дельцов. Быстро шли в гору Булгарин и Греч, чья газета «Северная пчела» чутко реагировала на малейшие повороты правительственного курса в области литературы. С 1834 г. начал выходить «энциклопедический» журнал «Библиотека для чтения». Ошеломляющий успех этого предприятия О. И. Сенковского доказывал, что остроумный и порой беспардонный барон Брамбеус - таков был популярный псевдоним редактора этого журнала - безошибочно угадал общественную потребность; последующие «толстые» русские журналы («Отечественные записки» и другие) использовали его опыт. Но «Библиотека для чтения» имела не только положительное влияние. Этот журнал стал одним из первых провозвестников «массовой» культуры. Именно эту отрицательную роль «Библиотеки для чтения» отлично осознали писатели пушкинского круга; Пушкин, желая нарушить монополию журнального «триумвирата» Булгарина, Греча и Сенковского, настойчиво добивается издания своего печатного органа.
Каким хотел видеть Пушкин журналиста? Об этом он недвусмысленно заявил в небольшой статье «Обозрение обозрений», написанной в 1831 г. и опубликованной посмертно. «Сословие журналистов, - писал он, - есть рассадник людей государственных - они знают это и, собираясь овладеть общим мнением, они страшатся унижать себя в глазах публики недобросовестностью, переменчивостью, корыстолюбием или наглостью. По причине великого конкурса невежество или посредственность не может овладеть монополией журналов, и человек без истинного дарования не выдержит Tepreuve (испытания) издания».
Отвечая на вопрос о назначении журналистики, Пушкин в «Обозрении обозрений» писал, что она управляет общим мнением русской публики. С этой точки зрения он рассматривал русскую периодику. Пушкин не признавал монопольного права «указателей общественного мнения» за официозными газетами и журналами, потому что сами эти издания не являлись голосом общественного мнения. «Спрашиваю, - писал он, - по какому праву „Северная пчела" будет управлять общим мнением русской публики; какой голос может иметь „Северный Меркурий"?»
Пушкин противопоставлял европейскую периодику русской и указывал на качества, которых лишена последняя, - широкий спектр политических направлений, свобода мнений: «Журнал в смысле, принятом в Европе, есть отголосок целой партии, периодические памфлеты, издаваемые людьми, известными сведениями и талантами, имеющие
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белкин Д.И. Мир Востока на страницах пушкинского «Современника» // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. М., 1991.
2. Брудный А. Слово о подвижниках //В.А. Воропаева. А.С. Пушкин и подвижники культуры в периодике. Бишкек: КРСУ, 2009.
3. Воропаева В.А. Образ времени и пространства // Воропаева В.А. А.С. Пушкин и подвижники культуры в периодике. Бишкек: КРСУ, 2009. Вестник Европы. 1825. Ч. 144. № 21. Современник. 1836. № 1.
4. Данильченко Г.Д. Историко-культурные отношения России и Востока в русской ориентальной литературе // Вестник КРСУ 2009. Т. 9. № 5.
5. Лебедева О., Янушкевич А. Германия в зеркале русской словесной культуры XIX - начала XX века. Кёльн; Веймар, Вена, 2000.
6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
7. Сомов О.М. О романтической поэзии // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. М.,1974. Т.2. 6
8. Тарле Е.В. Пушкин как историк // Новый мир. 1963. № 9.
9. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960.
10. Фомичев С. А. «Несколько раз принимался я за ежедневные записки...» // Пушкин А. С. Пушкин А.С. Дневники. Автобиографическая проза. - М., 1989.
11. Фрайман И. О заглавии пушкинского журнала // Русская филология, № 14. Тарту, 2003.
12. Фрик Т. Б. «Английский текст» в журнале А. С. Пушкина «Современник» // Европейские исследования в Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - Вып. 4. - С. 103 - 115.
13. Фрик Т. Б. «Научный текст» в журнале А. С. Пушкина «Современник» // Прикладная филология и инженерное образование. III Международная науч.-практ. конф. Рабочие материалы. - Томск, 2005. - С. 168 - 171.
14. Фрик Т. Б. «Современник» А. С. Пушкина в аспекте проблематики межкультурной коммуникации // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сб. тез. IV Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск: Изд-во ТПУ, 2004. - С. 44 - 45.
15. Фрик Т. Б. «Современник» А. С. Пушкина как художественное единство (к постановке проблемы) // Теоретические и прикладные аспекты филологии: Сб. науч. тр., посвящ. 10-летию кафедры РЯЛ ИЯК ТПУ. - Томск: STT, 2004. - С. 273 - 277.
16. Фрик Т. Б. «Философский текст» в журнале А. С. Пушкина «Современник» // Русский язык как средство реализации диалога культур. - Хабаровск: Изд-во ХГТ, 2005. - С. 235 - 246.
17. Фрик Т. Б. Жанровое своеобразие пушкинского «Современника» // Язык в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты: Мат-лы III Международной науч. конф. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - С. 125 - 126.
18. Фрик Т. Б. Иерархия текстов в метатексте пушкинского «Современника» // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Мат-лы докладов Международной науч. конф. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005. - С. 206 - 216.
19. Фрик Т. Б. Н. В. Гоголь и В. Ф. Одоевский в структуре пушкинского «Современника» (к вопросу о художественном единстве журнала) // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сб. науч. ст. и тез. II Межвузовской науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - С. 73 - 76.
20. Фрик Т. Б. Организация пушкинского текста в журнале «Современник» // Пушкинские чтения - 2005. Материалы X Международной науч. конф. (6 июня 2005). - СПб.: САГА, 2005. - С. 55 - 62.