Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы таможенного сопровождения
1.1. Понятие таможенного сопровождения
В процессе перемещения грузов под таможенным контролем важным аспектом является таможенное сопровождение. Данная мера направлена на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и включает в себя сопровождение не только товаров, но и транспортных средств и соответствующих документов на них.
Одним из отличий таможенного сопровождения от обычного экспедирования груза является необходимость этих мер при международных грузоперевозках, которые включают пересечение государственных границ. Главной целью данной меры является обеспечение соблюдения действующего таможенного законодательства, что осуществляется при помощи привлечения должностных лиц таможенных органов, группы таможенного сопровождения, брокерских компаний, предприятий, учреждений и организаций .
Таможенное сопровождение грузов является одним из непременных условий их перемещения через государственные границы в соответствии с Российским законодательством. Это позволяет убедиться в том, что весь процесс осуществляется в соответствии с действующим законодательством и способствует предотвращению нарушений .
Решение таможенных органов Российской Федерации имеет важное значение в контексте таможенного сопровождения. Это связано с тем, что должностные лица данных органов осуществляют контроль за перемещением товаров, транспортных средств и документов на них. Роль этих лиц заключается не только в осуществлении контроля и надзора, но и в сопровождении товаров на всех стадиях таможенного оформления.
Должностные лица таможенных органов осуществляют осмотр документов и товаров, которые пересекают границу Российской Федерации. При обнаружении нарушений они могут вынести решение о запрещении их ввоза или вывоза. Кроме того, должностные лица контролируют правильность оформления документов и наличия соответствующей разрешительной документации.
Одним из основных инструментов таможенных органов является таможенный контроль. Данный вид контроля подразумевает осмотр и проверку товаров, транспортных средств и документов на наличие запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу товаров. Управление таможенного контроля осуществляется в соответствии с правилами и требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации .
Для обеспечения эффективной работы таможенных органов при сопровождении грузов, начальникам таможенных подразделений необходимо разрабатывать инструкции на основе утвержденной Типовой инструкции с учетом особенностей оперативной обстановки. Эти инструкции утверждаются и представляются в отдел по контролю за доставкой товаров Управления в копии для подчиненных подразделений. Оперативные группы создаются за счет численности подразделений таможенной охраны, и обучение сотрудников осуществляется по доступным специальным программам.
Таможенное сопровождение груза – это сложный процесс, который включает в себя две основные услуги: оформление всей необходимой таможенной документации и сопровождение груза в процессе доставки . Они оба необходимы для обеспечения безопасности груза и его успешной доставки. Как часть борьбы с криминальной обстановкой, при сопровождении груза создаются оперативные группы, которые осуществляют необходимые действия при возникновении сложностей. Таким образом, тщательно разработанные инструкции и опытные специалисты позволяют обеспечить высокую эффективность при сопровождении грузов в рамках таможенных органов.
Следует обратить внимание на порядок таможенного оформления товаров, перевозимых с применением книжки МДП (международная процедура доставки).
Согласно статье 4 Конвенции МДП 1975 года, таможенные органы не могут применять меры по обеспечению уплаты таможенных платежей в отношении грузов и транспортных средств, которые перевозятся по процедуре МДП. Это означает, что таможенные власти не вправе требовать залога или иных гарантий от перевозчиков, чтобы обеспечить уплату таможенных сборов по этим товарам.
Однако, согласно статье 23 Конвенции МДП, таможенные органы имеют право требовать сопровождения товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, за счет перевозчика лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения соответствия грузов строгим требованиям таможни. Это право распространяется только на исключительные случаи и может быть использовано только при наличии веских оснований для обеспечения безопасности общества и защиты интересов государства. .
В процессе осуществления процедуры МДП в соответствии с комментарием к статье 23 Конвенции МДП , могут возникать ситуации, когда таможенные органы обязаны требовать от перевозчика сопровождения товаров и транспортных средств. Также они могут потребовать оплату таможенных платежей, если их сумма превышает 50 тыс. долларов США.
В соответствии со статьей 17 Конвенции МДП, на основании вышеуказанной ситуации таможенные органы не могут требовать предъявления дополнительных книжек МДП . Однако, стоит отметить, что на практике законодательные акты и инструкции таможенных органов часто нарушаются. Это может привести к нарушениям в сфере таможенного контроля и потерям как перевозчика, так и таможенных органов. Обеспечение соответствия правилам процедуры МДП является одним из главных аспектов современной таможенной деятельности.
В России наблюдается проблема совместимости законов из-за создания новых постановлений и распоряжений, которые не всегда соответствуют основному законодательству. Например, появился приказ, согласно которому арендованные автомобили должны проходить таможенный контроль. Кроме того, приказ от 15.07.2002 обязывало транзитные автопоезда проходить через таможенные посты, находящиеся на территории Астраханской, Брянской и Смоленской таможенных служб, при наличии одобрения Председателя ГТК, который в настоящее время является Федеральной таможенной службой .
Предположим, что груз должен проехать от Европы до Атырауской области через Астрахань. В таком случае, таможня при въезде на территорию России должна поговорить об этом с Москвой и получить согласование на дальнейший проезд через территорию до Астраханской таможни. Однако, такое согласование может вызвать задержки на границе, что является нежелательным в условиях международных перевозок.
При столкновении с ситуацией, в которой таможенные органы отказывают в возможности перевозки товаров по процедуре МДП, возникает необходимость принятия действенных мер для защиты прав перевозчиков. В первую очередь, следует требовать от таможенных служб выполнения конкретных действий, например, оформления книжки МДП или назначения таможенного сопровождения для продолжения перевозки.
Если такие меры оказались неэффективными, можно порекомендовать организацию таможенного сопровождения в соответствии с установленными ставками. Важно учитывать, что процесс оформления разрешения на транзит может занять до трех дней, поэтому планирование перевозки товаров должно проводиться заранее.
В современных условиях важно обеспечить эффективный механизм защиты прав перевозчиков от произвола таможенных органов. Организаторы перевозок должны иметь четкое представление о законодательных актах, регулирующих транзит грузов через границу.
Это позволит им предотвратить возможные нарушения, связанные с оформлением необходимой документации в соответствии с процедурой МДП. Ситуация, когда таможенные органы вынуждают перевозчиков отказаться от транзита товаров, приводит к серьезным экономическим потерям, поэтому защита прав перевозчиков является важной задачей в современном мире.
Права и интересы перевозчиков играют важную роль в международных автомобильных перевозках. Одной из проблем, с которой они могут столкнуться, является принуждение таможенных органов к отказу от перевозки по процедуре международной доставки груза . В таких случаях, перевозчики могут обратиться в Администрацию ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), чтобы эффективно решить проблему .
С целью защиты своих прав и интересов, перевозчики должны обратиться в АСМАП с информацией о принуждении таможенных органов. В данном случае, письменное описание произошедшего с приложенными документами является необходимым условием. Эти документы доказывают неправомерные действия таможенных органов и позволяют перевозчикам добиться защиты своих прав и интересов.
Защита прав и интересов перевозчиков в международных автомобильных перевозках - важный этап успешной доставки груза. Решение проблемы принуждения таможенных органов, которое может быть достигнуто через обращение в АСМАП, поможет обеспечить успешное осуществление международной доставки груза. Этот процесс не только предотвращает неприятные последствия в будущем, но и служит необходимым шагом для обеспечения прав и интересов перевозчиков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). (Заключена в г. Женеве 14.11.1975) // АСМАП, "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)", М., 1993 (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, (дата обращения: 27.05.2023)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023)
3. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 (ред. от 26.04.2022) "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров" // "Собрание законодательства РФ", 06.04.2020, № 14 (часть I), ст. 2099.
4. Приказ ГТК РФ от 08.09.2003 № 973 (ред. от 02.06.2011) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // "Российская газета", N 241, 27.11.2003, (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2003 № 5228)
5. Приказ ГТК РФ от 15.07.2002 № 749 (с изм. от 22.01.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке применения свидетельств о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем" // "Таможенный вестник", № 16, 2002 (опубликован без приложения 2)
6. Приказ ФТС России от 20.12.2018 № 2080 "Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2019 № 53518) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.05.2023)
7. Агамагомедова С.А. Время как критерий эффективности таможенного контроля // Журнал российского права. 2022. № 12. С. 111 - 120.
8. Бекяшев, К. А. Таможенное право. Учебное пособие / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, ТК Велби, 2020. - 184 c.
9. Ворона А.А., Яковлев К.В. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 17–21.
10. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
11. Греков И.В. Оценка экономической эффективности таможенных услуг при таможенном контроле международных почтовых отправлений // Таможенное дело. 2020. N 4. С. 36 - 40.
12. Звезда И.И. Проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза // Таможенное дело. 2023. № 1. С. 10 - 13.
13. Илдарханов Р.Ф. Тенденции развития рынка автомобильных перевозок / Р.Ф. Илдарханов // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – №2(92). – С. 16–18
14. Истомин, С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин. - М.: Деловой двор, 2019. - 280 c.
15. Моисеев, Е. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза / Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2021. - 460 c.
16. Наследова, Т. Д. Совершенствование организации таможенного контроля за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей / Т. Д. Наследова // Colloquium-journal. — 2019. — № 18–7(42). — С. 49–50.
17. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с.
18. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности "Таможенное дело". Российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2022. - 342 c.
19. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
20. Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учеб. пособие для вузов / Л. И. Попова. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 227 с.
21. Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. - М.: Инфотропик Медиа, 2019. - 368 c.
22. Промышленность и торговля в законодательных учреждениях 1907 - 1912 гг.. - М.: Электро-Типография Н. Я. Стойковой, 2022. - 530 c.
23. Сваин Б.Л. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение" // Нормативные акты для бухгалтера. 2018. N 19. С. 80.
24. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
25. Современные проблемы правового регулирования таможенной деятельности в Российской Федерации. - М.: ГУАП, 2021. - 130 c.
26. Стрельцов Р.С., Хапугина Д.В. Таможенное оформление товаров, перемещаемых с применением карнета АТА: проблемы и перспективы // Транспортное право. 2021. № 2. С. 22 - 24.
27. Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2022. - 320 c.
28. Устинова А.В. Элементы обложения таможенным сбором за таможенное сопровождение (особенности финансово-правового регулирования) // Таможенное дело. 2019. № 1. С. 13 - 16.
29. Четверикова М. Анализ актуальных проблем механизма администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-aktualnyh-problem-mehanizma-administrirovaniya-tamozhennyh-platezhey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 27.05.2023).
30. Ящишин, С. Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. - М.: Элмор, 2020. - 128 c.