Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время идет активное развитие интеллектуальной собственности. Поэтому государство должно тщательно следить и защищать авторов и их интеллектуальную и духовную собственность на законодательном уровне. Сегодня законодательство должно уделять особое внимание вопросу защиты авторских прав в интернете. Нарушителями авторских прав являются как физические, так и юридические лица, которые незаконно изготавливают и распространяют экземпляры или воспроизведения произведений и фонограмм на различных материальных носителях, используют результаты интеллектуальной деятельности других лиц или используют охраняемый авторским правом материал без согласования с автором. Вопрос определения степени нарушения авторских и смежных прав при незаконном размещении в глобальной сети Интернет или опубликовании для всеобщего доступа в любое время и из любого места по собственной воле экземпляров произведений, охраняемых авторским правом, в настоящее время является малоизученным, что затрудняет практическое применение соответствующих норм уголовного законодательства. Это затрудняет практическое применение соответствующих норм уголовного права.
Актуальность избранной темы исследования подтверждается не только необходимостью полноценной и качественной защиты прав авторов на национальном уровне, но и важностью выработки единых универсальных подходов и критериев к охране авторских прав и их произведений на мировом уровне.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные международным регулированием охраны авторских прав.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы международного регулирования охраны авторских прав.
Целью исследования является исследовать проблемы международного регулирования охраны авторских прав.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть принципы международного регулирования охраны авторских прав по законодательству зарубежных стран;
2.проанализировать Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений как основной источник правового регулирования охраны авторских прав;
3.выявить проблемы действия Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 года) и Всемирной конвенции об авторском праве (6 сентября 1952 года);
4.рассмотреть способы защиты авторских и смежных прав в российском законодательстве.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: международное законодательство, Конституция РФ; ГК РФ, иные материалы судебной практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем защиты авторских и смежных прав.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты международного регулирования охраны авторских прав
1.1.Понятия и принципы международного регулирования охраны авторских прав по законодательству зарубежных стран
Анализируя зарубежное право, следует отметить, что исторически сложилось так, что правовые системы авторского права и интеллектуальной собственности в мире делятся на две основные системы.
Суть различий между системами общего права (англосаксонская модель) и гражданского права (континентально-европейская модель) заключается в следующем: "В странах общего права (Великобритания, США) авторское право рассматривается как форма собственности, которая, по сути, может быть создана автором (физическим или юридическим лицом) и, будучи созданной, может использоваться в коммерческих целях, как и любая другая собственность. Авторское право рассматривается как форма собственности, которая, по сути, может быть создана автором (физическим или юридическим лицом) и после создания может быть использована в коммерческих целях, как и любая другая собственность .
В странах гражданского права (большинство европейских стран) авторское право также рассматривается как обладающее характеристиками "собственности", и закон защищает содержание этой собственности, но существует еще один аспект авторских прав - философская и интеллектуальная концепция, согласно которой произведение автора является выражением его личности, что, в соответствии с концепцией универсальной справедливости, требует, чтобы произведение требует защиты, как и его имущественный потенциал.
Таким образом, англосаксонская система по своей сути является экономической, в то время как европейская доктрина "авторских прав" имеет культурное происхождение.
В зарубежной литературе термин "авторское право" ("copyright", "urheberecht" и т.д.) обычно имеет два значения:
-понятие гражданского права, совокупность правовых норм, регулирующих создание и использование литературных, научных и художественных произведений;
-субъективные права, приписываемые лицу (автору или другому субъекту авторского права) в отношении определенного произведения.
Прежде всего, о сущности понятия «копирайт».
В частности, Новый словарь Уэбстера (США, 1993) определяет его как "исключительное право на воспроизведение произведения, предоставляемое по закону автору или его представителю на определенный срок". Копирайт- это собственность, которая может быть передана или завещана.
Слово "копирайт" происходит от двух английских слов: right - право, copy - экземпляр, копия, репродукция.
Проще говоря, копирайт - это право на воспроизведение копии .
Копирайт рассматривается как право собственности в следующих областях:
-литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения;
-записи, фильмы, программы и программы кабельного телевидения;
-перепечатка опубликованных произведений.
Согласно английскому законодательству, автором является лицо, создавшее соответствующее произведение, а именно:
-в случае звукозаписи или фильма, лицо, которое делает необходимые приготовления для звукозаписи или фильма;
-в случае передачи в эфир (речи) - лицо, осуществляющее передачу в эфир;
-в случае программы кабельного вещания: лицо, обеспечивающее обслуживание программы кабельного вещания, в которую включена такая программа;
-в случае произведения, созданного с помощью компьютера, лицо, которое делает необходимые приготовления для создания такого произведения;
-в случае печатного издания, лицо, которое делает необходимые приготовления для создания такого произведения.
В качестве примера можно рассмотреть правила правовой охраны произведений в Дании, изложенные в Законе № 158 от 31 мая 1961 года об авторском праве на литературные и художественные произведения. Этот закон является результатом совместных усилий представителей стран Северной Европы (Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании), поэтому в этих странах действует идентичное законодательство .
По сравнению с большинством других стран законы по авторскому праву северных европейских государств значительно короче, чем законы многих других стран, но в них уделяется особое внимание изложению основ авторского права в доступной форме. Эти законы содержат положения о защите прав профессиональных исполнителей, радиооператоров и производителей фонограмм.
Объектом правовой охраны согласно разделу 1 Датского закона является само произведение в конкретной индивидуальной форме, предоставленной автором. Известно, что охрана авторского права носит строго ограниченный территориальный характер и относится к категории исключительных прав.
Исключительность авторского права проявляется не только в персонификации одного из прав и отождествлении этого права с его владельцем, но и в том, что владелец авторского права противопоставляется индивиду и обществу в целом, в отличие от обычных отношений собственности, где кредитор с правами противопоставляется конкретному должнику с обязанностями.
Субъективное авторское право на конкретное произведение возникает в каждой стране, независимо от того, охраняется ли это произведение в другой стране, и они независимы друг от друга (принцип территориальности).
При наличии суверенного равенства государств территориальность авторского права может быть преодолена только путем уважения права каждого государства определять условия признания авторского права на иностранные произведения в соответствии со своими культурными и экономическими особенностями.
Таким образом, исторически в мире сложились две основные правовые системы в отношении авторского права и интеллектуальной собственности.
И если англосаксонская система основана на экономических категориях (авторское право - это лишь форма собственности), то европейская доктрина "авторского права" - культурная, с философской и интеллектуальной концепцией, согласно которой произведение автора является выражением его личности, и через концепцию универсальной справедливости произведение требует защиты, а также возможности владения .