Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы основных методов оценки качества услуг в сфере физической культуры и спорта
1.1. Особенности спортивного маркетинга
В данный момент времени спортивная современная индустрия наращивает все больше мощности, вводится самым неожиданным образом в разные сферы жизнедеятельности, оставаясь при этом одновременно идейным вдохновителем, а также эффективным мотиватором для определенного современного сегмента общества, определяя при этом направления массовой культуры, моды, а также стиля жизни. [2,7,12].
Так именуемая «жизнь» спорта как рыночной составляющей, т.е. категории, которая в свою очередь дает возможность получить прибыль, осуществляется непосредственно посредством соответствующего вида маркетинга [11,12].
Ориентируясь на внешнего, по отношению к области в целом, и внутреннего потребителя, простого зрителя, или же медиакомпанию соответственно, инструменты спортивного маркетинга дают возможность осуществлять весь полноценный комплекс продвижения как спортивных команд и спортсменов в частности, так и соответствующую спортивную и физкультурную продукцию.
Дефиниция спортивный маркетинг появилось достаточно спонтанно, так как значительное время считалось, что законы рынка на данную область деятельности не действуют.
Однако примеры прошлого века показали, как при помощи государственных сил спорт может стать современным инструментом пропаганды, затем в 21, трансформируясь, стал частью международного бизнеса и наконец, в него внедряется PR и маркетинг [2,12].
Помимо всего прочего компании, которые осуществляют свою деятельность в совершенно иных сферах, а также отраслях производства зачатую желая укрепить свои позиции на рынке, обращаются непосредственно к спортивному сегменту.
Удачным примером применения данной стратегии можно считать многочисленные компании, которые во время крупных спортивных состязаний становятся спонсорами трансляций, открывают пресс-центры в поддержку того или иного мероприятия [10,14,15].
Немаловажным аспектом является спортивная продукция, которая, несмотря на все ее категориальное разнообразие, сложность дифференцирования в разрезе товар-услуга, позволяет наиболее полно осуществлять те цели, которые стоят перед маркетингом продаж в сфере спорта. В современном глобализирующемся мире имеется ряд классификаций спортивных продуктов. В соответствие с одной из них последние можно разделить на четыре категории:
-товары как таковые;
- спортивные мероприятия:
-тренировки и информацию.
В ряде случаев организуясь как совокупность данные элементы, являются объектом комплекса маркетинга, одновременно применяются для продвижения [2,11,15].
Следует отметить, что спортивный маркетинг не обязательно будет явлением дорогостоящим. Безусловно выбранный, в т.ч. и ценовой, сегмент будет завесить от выбранной стратегии компании, однако ориентация на крупные соревнования совсем необязательна [11,14].
Спортивному маркетингу уже около 30 лет, в России же он существует по оценкам специалистов 13-15 лет, с момента, когда профессиональные спортивные клубы стали полностью самостоятельными.
В настоящее время многие спортивные организации все еще не имеют штатного маркетолога, который бы специализировался именно на продаже спортивного события. Эти обязанности все еще выполняют менеджеры. Ситуация осложнена еще и хваткой литературы и научных трудов о маркетинговой деятельности профессиональных спортивных клубов [8,10,12].
Следует в то же время отличать "спортивный маркетинг" от "маркетинга в спорте", под которым следует понимать адаптацию уже известных и отработанных в других сферах маркетинговых инструментов. Профессионалы сходятся во мнении, что традиционные методы маркетинга в приложении к спортивной сфере имеют крайне низкую результативность, поэтому сегодня это направление можно считать самостоятельной практической дисциплиной.
Самое главное отличие "спортивного маркетинга" от маркетинга в других сферах состоит в том, что, несмотря на то, что есть определенные правила, которых необходимо придерживаться, это направление, в котором "спланированная импровизация", эксперименты играют очень важную роль [10,14].
1.2 Характеристика основных методов оценки качества услуг в области физической культуры и спорта
Рыночная экономика в современном мире предъявляет повышенные требования к качеству предлагаемых физкультурных услуг.
Качество является совокупностью совокупность характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям.
Качество услуг приобретает все большее значение в связи с постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество услуг, множество, и для каждой услуги они различны, поэтому возникла необходимость развития в менеджменте такого направления, как управление качеством.
С целью оценки качества физкультурных и спортивных услуг на основании государственных стандартов, а также рекомендаций многими исследователями в рассматриваемой сфере разработаны авторские перечни критериев оценки качества.
Так, например, А.С. Акимов советует включать в такой перечень включить 8 основных критериев :
полезный эффект и результативность услуги;
технологичность, гибкость форм и оперативность;
безопасность; гигиена и микроклиматические условия;
комфортность, эргономичность и эстетичность;
культура общения и доступность персонала;
экономичность;
благоприятный имидж;
наличия дополнительных, а также сопутствующих услуг [17].
Качество услуги – определенная совокупность свойств услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению. За основу определения качества услуг берутся отзывы клиентов, персонала и привлеченных экспертов [2,6,10].
При чем применяются разные различные методы – анкетирования, устного опроса, фокус-группы.
Сбор маркетинговой информации осуществляется кабинетными или же полевыми методами, либо их комбинацией.
Под кабинетными исследованиями подразумевается метод сбора маркетинговой информации, который содержится во вторичных источниках [11,13,15].
Под полевыми исследованиями подразумевается метод сбора, а также оценки информации об основном объекте исследования, что регистрируется посредством опроса, наблюдения или же эксперимента непосредственно в момент возникновения этой информации, т.е. на основании первичных источников информации. Кабинетные методы сбора информации используются для получения и анализа опубликованной или собранной ранее информации.
Такие сведенья содержатся в печатных изданиях, рекламе, телерадиопередачах, а также в отчетах о предыдущих исследованиях, выполненных самостоятельно или кемлибо другим. Любое маркетинговое исследование практически всегда начинается со сбора и анализа вторичной информации.
Достоинства кабинетного метода: позволяет быстро и недорого получить необходимые сведенья. В частности, такие, которые предприятие самостоятельно получить не в состоянии.
Полевые методы используют первичные источники информации. Т.е непосредственно сам объект исследования.
Достоинства полевых методов: информация собирается в точном соответствии с целями исследования; методику и процесс сбора информации можно контролировать; результаты исследования достаточно надежны и не доступны конкурентам.
Опрос – метод сбора информации путем выявления субъективных мнений или предпочтений людей в отношении какого-либо объекта, события или процесса.
В зависимости от характера и состояния спроса маркетологами ставится задача, и они выбирают для ее решения подходящий метод маркетинга ( Таблица 2.1.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лапина, О.О. Организация и планирование PR-кампании / О.О. Лапина, // European Scientific Conference. – 2019. С. 106-109.
2. Литвишко, О.В. Специфика определения фундаментальной стоимости профессионального спортивного клуба / О.В. Литвишко // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2017. Т. 27. №. 5.
3. Малыгин, А.В. Финансирование спортивных организаций: структура и маркетинговые задачи / А.В. Малыгин // Вестник Российского международного олимпийского университета. – 2016. – №. 2. С. 68-75.
4. Молчанов, Н.Н. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.]; под общей редакцией Н. Н. Молчанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 257 с.
5. Прохоренкова, И.А. Обоснование модели маркетинга спорта и ее структурных элементов / И.А. Прохоренкова // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2017. №. 2 (33).
6. Починкин, А. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Уч. Пособие. М.:Литрес. 2017. 479 с.
7. Синицина, О.Н. Основы маркетинга сферы услуг: учебник / О.Н. Синицина. – Москва: Академия, 2018. 224с.
8. Талай, В.А. Спортивный менеджмент и маркетинг: Курс лекций / В.А. Талай.- Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2023. 153с.
9. Туркина, К.Г. Спортивный маркетинг: принципы позиционирования профессионального спортивного клуба / К.Г., Туркина, Л.А. Мокеева // Инновационные исследования и разработки в области гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. С. 154-156.
10. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: учебник для среднего профессионального образования / Д.В. Тюрин. — Москва: Издательство Юрайт. 2019. 342 с.
11. Фомичёв, С.А. Стратегии формирования имиджа спортивной организации / С.А. Фомичёв, Н.М. Фролова // Основные проблемы гуманитарных наук. 2016. С. 52-56.
12. Фролов, В.В. Социальные сети как PR-инструмент Российских профессиональных хоккейных клубов (на примере ХК «СКА») / В.В. Фролов //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. 2018. №. 7. С. 127-131.
13. Чуб, А.Ю. Применение маркетинговых инструментов на разных этапах жизненного цикла спортивной организации / А.Ю. Чуб // Вектор экономики. 2019. №. 9. С. 5-5.
14. Щадилова, И.С. Современные пути стратегического управления профессиональным баскетбольным клубом / И.С. Щадилова // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивнооздоровительного туризма. 2019. С. 184-186.
15. Шаяхметов, Т.А. Профессиональный спорт как новый вид экономических отношений / Т.А. Шаяхметов, В.Л. Мельников // Менеджмент XXI века. Драйверы социально-экономического развития. 2016. С. 244-248.
16. Шубаева, В.Г. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Шубаева, И.О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 120 с.
17. Щу, Е. А. Оценка качества физкультурно-оздоровительных услуг плавательного бассейна гостиничного комплекса /Е.А. Щу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2671–2675.