Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одним из основных средств передачи информации выступают наглядные средства. Наглядность в образовательном процессе оказывает положительное влияние на учащихся. При помощи восприятия предметов и процессов окружающего мира, складываются представления, верно отображающие объективную реальность. Применение наглядных средств обучения на уроках обществознания способствует насыщению материала и росту скорости восприятия.
Непосредственно при помощи новых электронных средств у педагога есть возможность более удобного применения наглядных средств обучения в процессе обучения. Кроме того, исходя из роста степени и значения влияния интеллектуальных систем на различные стороны жизни людей, информатизация сегодня выступает объективным процессом в развитии социума. Применение возможностей компьютерных средств может в большей степени усилить развитие образовательной системы.
Степень изученности проблемы. В разработку теоретико-методологических основ применения в учебном процессе средств наглядности огромный вклад внесли работы классиков мировой и отечественной научной педагогики Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского.
Большое значение в развитии теоретических положений и условий использования наглядных средств в учебно-воспитательном процессе имеют труды в сфере общей дидактики Б. П. Есипова, А. А. Гиля, А. В. Смирнова, П. И. Пидкасистого, И. Ф. Харламова, Е. М. Буслаевой, А. Н. Леонтьева, Ю. К. Бабанского, Г. М. Коджаспировой.
Принцип наглядности выступал предметом обсуждения различных педагогов. Первым о нем заговорил Я. А. Коменский. Он рассуждал о том, что нужно исследовать именно вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского находится значимость более всесторонней опоры на чувственное познание в ходе обучения. Наглядность по Коменскому – основной аспект усвоения учебной информации. Песталоцци находил в наглядных средствах единственный фундамент любого познания. Чувственное познание можно свести к наглядности учебного процесса. Наглядность преобразуется в самоцель. Ж. Ж. Руссо вынес учебный процесс в природу. По данной причине наглядность учебного процесса не обретает самостоятельной и значимой роли. Ученик находится в природе и лично наблюдает то, что должен узнать и выучить. К. Д. Ушинский предоставил всестороннюю психологическую трактовку наглядности начального обучения. Л. В. Занков изучал взаимодействие слова и наглядных средств в учебном процессе. Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, которые совершаются ребенком под руководством педагога в ходе овладения знаниями.
В 2010 г. было опубликовано практическое пособие А. В. Дружковой, в котором представлен широкий обзор педагогического опыта работы с меловыми рисунками, карикатурами, исторической картой, схемами, хронологическими комплексами, репродукциями художественных произведений и таблицами.
Об активном использовании наглядности излагается в работе И. В. Дедушко. В данной работе даны конкретные рекомендации по проведению уроков обществознания с использованием различных видов наглядности.
О роли использования условно-графической наглядности на уроках обществознания пишут в свой статье М. А. Еремеева и В. В. Виноградов «Использование схем и таблиц в обучении обществознанию». Авторы указывают на то, что данный вид наглядности вызывает у учащихся интерес к учебной деятельности и более быстрое усвоение нового материала.
Никифоров Д. Н. и Скляренко С. Ф. в своем труде «Наглядность в преподавании истории и обществознания» подробно излагают об использовании на уроках различных видов наглядности . Особое внимание авторы уделяют работе со схемами на уроках обществознания в старших классах.
Историография. Применение наглядных средств в учебном процесса обладает продолжительной историей. Наглядность использовали и тогда, когда не было письменности и школы.
В школах древних государств – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была распространена повсеместно. В практике учебно-воспитательного процесса применялись чувственные образы в ходе изучения книжной информации. Книги были полны рисунков, однако это было только эмпирическое использование наглядных средств без теоретической трактовки, потому что изначально словесно-схоластический путь учения не использовал наглядные пособия, и слово было, в сущности, единственным средством обучения. И только спустя много лет появились наглядные средства в процессе обучения.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, которые регламентируют государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ» , ФГОС.
Цель исследования: обосновать педагогические условия использования условно-графической наглядности на уроках обществознания в 10-11 классах.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятия «средства наглядности»;
2. Раскрыть классификацию средств наглядности;
3. Дидактически обосновать использование условно-графической наглядности на уроках обществознания;
4. Определить методику и способы использования средств условно-графической наглядности на уроках обществознания в 10-11 классах.
С целью решения выдвинутых задач были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за процессом обучения обществознанию в 10-11 классах; анкетирование; беседа; эксперимент; статистический и качественный анализ.
Объектом изучения выступает условно-графическая наглядность.
Предметом исследования являются приемы и методы использования условно-графической наглядности на уроках обществознания в 10-11 классах.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ
1.1 Понятие о наглядности и ее роли в процессе преподавания обществознания
Наглядность является свойством, которое выражает меру доступности и ясности психических образов объектов познания для познающего субъекта. Наглядность выступает для учеников как средство познания окружающей действительности, и по данной причине данный процесс проходит с большим успехом, если основывается на непосредственном наблюдении и исследовании предметов, явлений либо событий.
Наглядные методы обучения – это методы, при которых усвоение нового материала находится в некоторой зависимости от используемых в учебно-воспитательном процессе наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы применяются в тесной связи со словесными и практическими методами учения и направлены на наглядно-чувственное знакомство учеников с явлениями, процессами, в их натуральном виде либо в символьном изображении при помощи разнообразных рисунков, репродукций, схем.
Применение наглядных методов оказывает положительное воздействие на осуществление дидактического принципа наглядности в учебном процессе. Использование наглядности делает богаче методику преподавания, с ее помощью возрастает результативность и продуктивность занятия. Наглядность способствует развитию наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания.
В последнее время характер средств наглядностей значительно возрос, и возможность ее использование сильно увеличились. Выбор средств наглядности и приемов их применения проходит, учитывая цели и условия преподавания.
Наглядность в учебном процессе делает богаче образное мышление школьников, гарантирует прочность знаний, оказывает положительное влияние на развитие речи, памяти, оказывает эмоциональное влияние на учеников. Принцип наглядности должен занимать основную позицию, потому что 80% информации индивид получает путем зрения. Данная специфика, отмеченная исследователями, широко применяется и в преподавании обществознания. Но он предусматривает не только опору на зрение, а также и на иные органы чувств. Физиологи и психологи трактуют данное утверждение тем, что различные органы чувств человека находятся в тесной связи.
В ходе экспериментов исследователями было доказано, что если индивид обретает информацию параллельно при помощи зрения и слуха, то информация воспринимается лучше, чем та, которая поступает лишь посредством зрения, либо лишь посредством слуха.
Представляется необходимым выделить основные функции наглядности:
1. познавательный процесс требует включения в овладение знаниями разных органов восприятия; по К. Д. Ушинскому, знания будут намного прочнее и обширнее, чем большим числом разных органов чувств они воспринимаются;
2. наглядность обучения выступает средством познания школьниками окружающего мира, и по данной причине данный процесс идет с большим успехом, если основывается на непосредственном наблюдении и исследовании предметов, явлений либо событий;
3. наглядность увеличивает интерес школьников к знаниям и делает учебный процесс более лёгким, наглядность обучения основывается на спецификах мышления учеников;
4. понятия и абстрактные положения понимаются и осознаются школьниками проще, если они подкреплены определенными фактами, примерами.
В настоящее время педагоги имеют в собственном распоряжении компьютерную технику, которая является универсальной с целью разработки средств наглядности и осуществления принципа наглядности. Возможности новых технологий в сфере отображения информации довольно велики от деловой графики до виртуальной реальности. Интенсивно, прежде всего, в последнее время, разрабатываются специальные компьютерные
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Под ред. Н. В. Гончарова. – М.: Просвещение, 2019. – 61 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. (с изм. и доп. от 25 декабря 2018 г.) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
Литература
3. Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации школы // Под ред. Ф. Н. Зиатдиновой. – Уфа: БГАУ, 2014. – 386 с.
4. Бахмутова Л. С., Калуцкая Е. К. Методика преподавания обществознания / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. – М.: Юрайт, 2017. – 289 с.
Бейсембина А. Б. Применение современных информационных технологий на уроках истории и обществознания / А. Б. Бейсембина // Психология и педагогика. – Пенза, 2016. – С. 165-167.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2016. – 536 с.
6. Глебова М. В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления старшеклассника: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / М. В. Глебова. – СПб., 2000, 26 с.
7. Гугнина О. В. Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания / О. В. Гугнина. – Оренбург: ОГПУ, 2014. – 64 с.
8. Дедушко И. В. Использование наглядности на уроках обществознания / И. В. Дедушко. – М.: Пресвещение, 2009. – 252 с.
9. Денисов А. Е., Казанский В. М. Дидактические принципы применения средств обучения / А. Е. Денисов, В. М. Казанский. – Киев: Высшая школа, 2018. – 52 с.
10. Дружкова А. В. Методика преподавания обществознания в средней школе / А. В. Дружкова. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с.
11. Еремеева М. А., Виноградов В. В. Использование схем и таблиц в обучении обществознанию / М. А. Еремеева, В. В. Виноградов // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве. – Волгоград, 2017. – С. 97-103.
12. Калуцкая Е. К. Актуальные вопросы методики преподавания обществознания в 11 классе / Е. К. Калуцкая // Повышение квалификации. – М., 2017. – С. 82-89.
13. Молибог А. Г. Использование ТСО в учебном процессе / А. Г. Молибог // Материалы семинара-совещания. – М., 2010. – С. 46-58.
14. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2014. – 224 с.
15. Никифоров Д. Н., Скляренко С. Ф. Наглядность в преподавании истории и обществознания / Д. Н. Никифоров, С. Ф. Скляренко. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.
16. Панченко Д. А. Применение документов на уроках обществознания / Д. А. Панченко // Образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2017. – С. 58-59.
17. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву / Е. А. Певцова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
18. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.
19. Понькина С. А. Использование наглядности на уроках обществознания / С. А. Понькина // Образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2017. – С. 62-63.
20. Реализация ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования и требований профессиональных стандартов // Под ред. О. С. Васиной, Т. К. Харьковой. – Рязань: Центр мониторинга и сопровождение образования, 2016. – 200 с.
21. Сидоров С. В., Пылкова Л. С. Мультимедийная презентация как средство уплотнения учебного материала на уроке / С. В. Сидоров, Л. С. Пылкова // НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 52-56.
22. Тихомирова Т. Б. Использование информационных технологий в преподавании истории, обществознания, подготовке к сдаче ЕГЭ / Т. Б. Тихомирова // Форум серия. – 2010. – № 1-3 (2). – С. 109-113.
23. Умаханов Р. М. Проблемы методики преподавания обществознания при подготовке к ЕГЭ / Р. М. Умаханов // Неделя науки. – 2017. – С. 449-451.
24. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2014. – 528 с.
25. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществознания // Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
26. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
27. Хухлаева О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2014. – 160 с.