Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значением Правительства и тем, что больше 10 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее также - Указ N 314), которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий.
Произошедшие изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти представляют уникальную возможность проследить формы таких изменений, их интенсивность и периодичность, выявить общие характерные черты.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с Правительством Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие положение и структуру Правительства РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы..
Целью настоящей работы является анализ института Правительства Российской Федерации и его структуры.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти;
• изучить принципы формирования Правительства РФ;
• исследовать порядок формирование и структуру Правительства РФ;
• проанализировать ответственность Правительства РФ.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Статус Правительства и принципы его формирования
1.1. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти
Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей.
Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками:
- являются составной частью системы органов государственной власти;
- порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;
- обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;
- обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
- в зависимости от изменения задач, стоящих перед государством, изменяется их система и структура;
- для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
- всегда действуют от имени государства;
- наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
- их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
- руководители органов исполнительной власти в большинстве своем не избираются (исключение - главы исполнительной власти регионов в ряде государств с федеративным устройством), а назначаются в соответствии с нормами национального законодательства;
- во всех государствах абсолютное большинство государственных служащих работают в органах исполнительной власти.
Как известно, в юриспруденции государственное управление исследуется с точки зрения различных концептуальных подходов. Большинство ученых справедливо определяют государственное управление как подзаконное исполнительно-распорядительное государственно-властное воздействие, как вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти.
Использование этого концептуального подхода к анализу современных реалий Российского государства позволяет сформулировать сущность осуществляемого государственного управления не только как государственную деятельность по реализации исполнительной власти, а, главным образом, как организацию и предоставление государственных (муниципальных) услуг. Происходящие в России процессы реформирования государственного управления, к сожалению, в меньшей степени затрагивают совершенствование таких неотъемлемых составляющих любого государства, как устойчивость экономического развития и национальная безопасность. В этой связи высока вероятность превращения Российского государства из «жизнеобустраивающей» организации в сервисную организацию по предоставлению государственных (муниципальных) услуг.
Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
Согласно Закону Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, действующим на основе Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ Закон устанавливает народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же как и органы законодательной и судебной власти, Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.
Формально в действующей конституционной модели организации системы государственной власти отсутствует «непосредственное подчинение» Правительства РФ главе государства и Федеральному Собранию. Однако фактически и юридически была закреплена «двойная» ответственность высшего органа исполнительной власти страны перед Президентом и парламентом страны. Согласно Конституции РФ Правительство РФ политически ответственно и подотчетно не только перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).
Как и во многих других случаях, в наиболее существенных вопросах, касающихся деятельности Правительства РФ (например, назначение Председателя Правительства РФ, формирование кабинета министров, подотчетность Правительства РФ и пр.), Конституция предусматривает использование технологий «двойного ключа», что означает необходимость согласованных действий Президента и парламента Российской Федерации и способствует снижению рисков нарушения баланса ветвей власти.
Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
Согласно Закону Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005,
4. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ «О парламентском контроле»// Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2304,
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801.
7. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.
8. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 99 - 106.
9. Вишняков В.Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции // Законодательство и экономика. 2011. N 7. С. 9.
10. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2011. С. 34.
11. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2013. С. 230.
12. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенност773и конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 602.
14. Крылова Е.Г. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг // Юрист. 2014. N 6. С. 37.
15. Морозов В.Е. К проблеме оптимизации функций президентских органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 1. С. 39 - 43.
16. Попова Н.Ф. О модернизации системы и структуры органов исполнительной власти // Муромцевские чтения: Модернизация правовой системы России: проблемы теории и практики: Материалы XI Международной научной конференции. Москва, 14 апреля 2011 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева. М.: РГГУ, 2011. С. 34 - 39.
17. Смирнова А.А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2015. N 3. С. 120 - 130.
18. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
19. Хабриева Т.Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.