Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок труда – динамическая система, включающая в себя социально-трудовые отношения, связанные с предложением и наймом ресурсов труда. Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для развития кадрового потенциала взаимосвязаны и непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий. Это направление требует особого подхода и скорости принятия решений в постоянно изменяющихся условиях среды .
Молодежный рынок труда является неотъемлемым элементом социально-экономической системой. Его эффективному функционированию способствует поступательное развитие экономики России в целом, обеспечение финансовой устойчивости страны и повышения уровни жизни. Поскольку молодые люди чаще всего не имеют практического опыта (или этого опыта не достаточно), появляются трудности с поиском подходящей работы. Отсутствие опыта работы становится препятствием при подборе вакансий на работу, так как руководители предприятий и организаций предпочитают брать на работу в большинстве случаев, именно специалистов с достаточным опытом.
Целью данной работы является рассмотрение проблем занятости молодежи в России и путей их решения.
Задачи:
- рассмотреть определение молодежи, безработицы, занятости;
- описать безработицу среди молодежи России, причины проблем на молодежном рынке труда;
- изучить проблему трудоустройства выпускников ВУЗов;
- проанализировать пути формирования конкурентоспособности молодежи на рынке труда: поддержка предпринимательства; использование гибкого режима времени;
- изучить программу содействия молодежной занятости до 2030 года;
- рассмотреть центры взаимодействия с работодателями как решение проблемы трудоустройства выпускников .
Объект исследования – занятость молодежи в России. Предмет исследования – проблемы и пути их решения в вопросе занятости молодежи в России.
Глава 1 Теоретические основы занятости молодежи
1.1 Молодежь: определение, специфика возрастной категории
Молодежь является основным источником воспроизводства и повышения трудового потенциала большинства стран. В России слово «молодежь» подтверждено законодательно в 1993 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» , согласно которому к группе молодежи принадлежит население в возрасте от 14 до 30 лет.
В современной России молодежь рассматривается как важнейший стратегический ресурс, который может быть использован как для обеспечения целостности государства, сохранения суверенитета, так и для его разрушения. Можно с уверенностью сказать, что молодежь должна играть определяющую роль в решении стратегических внутренних и внешних геополитических задач стоящих перед страной в двадцать первом веке: воспроизводство населения, с обеспечением высокого уровня жизни и социальной защиты, повышение эффективности государственного механизма, совершенствование элементов правовой системы, комплексное развитие экономики, создание легитимной и справедливой политической системы на основе принципов
1) традиционных семейных ценностей,
2) государственного патриотизма и
3) общественной безопасности (порядка), реализация которых детерминирует приоритет государственных интересов и содержание национальной идеи на ментальном уровне сознания населения .
Достижение поставленных целей возможно при условии проведения надлежащей государственной молодежной политики всеми институтами общества по созданию комплексных гарантий, обеспечивающих гармоничное единство национальных интересов и индивидуальных потребностей каждого молодого человека:
1) нельзя требовать от молодого человека сохранения историко-культурного наследия без реальной ответственности государства за социально-экономические перспективы его будущего;
2) нельзя требовать от молодежи высоких стандартов культурного поведения и стремления к высоким морально-этическим нормам, реального противодействия коррупции и любви к Родине при отсутствии подобного поведения у представителей политической, экономической и культурной элиты и их ближайшего круга, непосредственно связанных с органами власти, позволяющими себе в жизни фактическое пренебрежение теми ценностями, которые публично ими декларируются;
3) нельзя использовать молодежь исключительно как объект воспитания и образования, как безмолвную массовку очень важных по содержанию, но бездарно организованных и скучных мероприятий «для галочки», как дешевую волонтерскую силу для маскировки профессиональной некомпетентности и человеческого равнодушия;
4) в процессе воспитательной работы уполномоченным ответственным лицам и органам власти нужно научиться доверять и делать, слушать и понимать не только социально активную, безмолвно-лояльную и правильно мотивированную часть молодежи, но и остальные её восемьдесят процентов сомневающихся и равнодушных, разочаровавшихся и слабых, обозленных и потерявшихся .
Если главной задачей государственной молодежной политики является активизации участия молодых людей «в социально-политических процессах, позволяющих молодому поколению реализовывать наиболее значимые социально-политические инициативы», то почему, как минимум, не обеспечить публичное реальное участие представителей молодежи в честных и открытых дискуссионных площадках, где обсуждаются острые проблемы жизни общества с яркими представителями современной прогрессивной национально-патриотической части российской интеллигенции способными отстаивать принципы традиционных культурных ценностей, государственного патриотизма и общественного порядка. Ведь кто-то же должен вместо нудных нравоучений, пустых бесед и бессмысленных мероприятий ярко и убедительно, доказательственно и доступно разъяснять лживость псевдо демократических либеральных ценностей, продажность и предательство прозападной оппозиции, безнравственность и аморальность части нашего шоу-бизнеса и прочее, прочее, прочее.
Сознание современной молодежи формируется в с непростых условиях снижения социально-экономического уровня жизни, кризиса духовно-нравственных ценностей и информационно-политического давления внутренних деструктивных антипатриотических сил и внешних провокаторов, что влияет на содержание, формы и характер воспитательной работы.
1.2 Занятость и безработица как экономические понятия
Вопросы занятости являются главной составной частью социальной политики государства и относятся к основным макроэкономическим показателям состояния общества.
Слово «занятость» означает свойство, состояние, наличие работы, занятости. Существует экономическое и юридическое определение занятости.
Экономическое: занятость – это экономическая категория, определяющая систему отношений между людьми по поводу обеспечения их рабочими местами и участия в трудовой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/?ysclid=lgnfvnacn7853064703 (дата обращения 20.10.2023)
2) Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2138/ (дата обращения 20.10.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Бабинцев В.П. Государственная молодежная политика. М. : Юнити, 2018.
4) Безработица в России 2023: статистика Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (дата обращения 20.10.2023)
5) Бувашева Е.Д., Манджиева Д.В., Малунова В.И., Мухлаева А.С., Хулхачиева А.В. Молодежная безработица как угроза экономической безопасности государства //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-2. С. 18-23.
6) Гилязутдинов К. Н. Проблема безработицы среди молодежи// ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ: ОЦЕНКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ : сборник статей VI Международной научно-практической конференции (15 мая 2023 г.). – Петрозаводск : МЦНП «НОВАЯ НАУКА», 2023. С. 64-70
7) Землянухин Н.С. Современные тенденции в сфере занятости населения // Гуманитарный научный журнал.-2019.-No1.-С.38-40
8) Кашапов Р.Н. Безработица. Последствия безработицы // Мировая наука. 2019. No 4 (25). С. 330-332
9) Кузько А. В. Актуальные аспекты молодежной политики// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.А. Коньшаковой. Брянск, 2022. С. 46-50
10) Лучкова Д.В. Безработица в Российской Федерации, меры по ее минимизации среди молодежи / Д.В. Лучкова, А.С. Куреневский, Я.Г. Зинченко // Национальное гуманитарное знание. – 2020. – С. 148-152
11) Монусова Г. А., Безработица в массовом восприятии европейцев // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 4. — С. 84-90
12) Омарова К.А., Элдарова А., Курбанова К. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации выпускников вузов на рынке труда // РППЭ. 2019. № 12 (110). С. 240-247.
13) Охотников О.В., Казакова Ю.Е. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18. № 3. С. 431–449
14) Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Формирование культуры трудоустройства выпускников вузов // Перспективы науки и образовния. 2021. № 6 (54). С. 172-191.
15) Попов Ю.А. Теоретические аспекты и современные тенденции преодоления безработицы в России// ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ». 2022. № 3. С. 15-20
16) Свечнов В.Д., Коновалова К.Г. Безработица в России в период пандемии// MODERN SCIENCE. 2022. № 1. С. 67-70
17) Соловьева Д.А., Семина Л.А. Проблема занятости молодежи в России // Актуальные исследования. 2021. №18 (45). С. 73–76
18) Тихонов М. М. Пути формирования конкурентоспособности молодежи на рынке труда// Современные проблемы экономического развития : материалы Всерос. науч. студен. конф. (Омск, 19 апр. 2023 г.) / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Ом. гос. техн. ун-т ; отв. ред. Е. А. Кипервар. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2023. С. 126-130
19) Урусова, А. А. Современные проблемы безработицы в Российской Федерации [Текст] / А. А. Урусова // Вестник Евразийской науки. – 2019. – No5. – С. 21-25
20) Фан Чэнмин. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников ВУЗа (на примере центра взаимодействия с работодателями УРФУ)// Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей. Вып. 6 / Уральский государственный педагогический университет ; научная редакция Е. В. Донгаузер, Т. С. Дороховой. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2023. С. 471-475
21) Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Социальная стабильность как фактор развития региона на примере обеспечения социальной защиты безработных граждан// Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2018. No 1 (2). С. 225-230
22) Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2019. 116 с
23) Шутихина Д. Э., Птицына П. А., Шутихин О. Э., Русских Е. А. Проблемы трудоустройства молодежи в Российской Федерации и их пути решения//ЛУЧШАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА 2023. Сборник статей VII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2023. С. 73-76
24) Эфендиева Д.С. Молодежная безработица: проблемы и пути решения // Журнал прикладных исследований. 2022. С. 164-169.
Ашмаров, И. А. Экономика рынка труда [Текст] / Ашмаров И.А. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — С. 52