Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В истории — и страны, и литературы — признаками времени и советской эпохи было характерное противостояние между творческим процессом поэтов и безымянным идеологическим чиновничьим кругом. Смехотворные запреты и преследования СМОГа и ее лидера Владимира Алейникова, пробудили в характере поэта редкую, исключительную энергию преодоления. Непреклонность, противостояние тоталитарной системе, борьба с советской цензурой — эта инстанция в то время имела название «Главлит» — обеспечили поразительную огранку и творческой манере, и судьбе поэта. Тексты и фамилии поэтического круга СМОГа сохранились в истории.
Об аналогичном явлении 19-го века писал Евгений Евтушенко — «о «роли положительной» царей, опалой своевременной своей из царедворцев делавших поэтов».
Творческая инициатива Владимира Алейникова была ориентирована преимущественно на эстетическое воздействие на читательскую аудиторию. Поэт стремился — да и сегодня стремится! — чтобы художественное восприятие читателей обрело большую адекватность. В реальности жизнь и быт советских людей вовсе не представляли собой идеальный социум— как об этом стабильно декламировалось. Вдруг читатель начнет взирать глазами поэта, и поймет всю бессмысленность, безысходность, захудалость жизни, да и самого себя определит в ней — вот что вызывало страх у пресловутого «Главлит»[10, с. 184].
Творчество поэта отмечено множеством премий: Андрея Белого, медалью Кирилла и Мефодия, медалью имени Циолковского, Лучшая поэтическая книга и Поэт 2009 года, журналов «Молодая гвардия», «День и ночь», «Поэтоград», газеты «Литературные известия», Международной отметиной имени Давида Бурлюка, Бунинской премией. Однако в современном литературоведении не так много работ, посвященных исследованию творческого своеобразия Владимира Алейникова, что, в свою очередь, обусловило актуальность работы.
Так, объект исследования – творчество Владимира Алейникова.
Предмет исследования – особенности творчества Владимира Алейникова.
Цель исследования – выявить особенности творчества Владимира Алейникова.
Цель работы обусловила задачи исследования:
- рассмотреть жизненный и творческий путь Владимира Алейникова;
-рассмотреть поэта как представителя СМОГа;
-определить особенности творчества Владимира Алейникова;
-определить значимость творческого наследия поэта.
Методы исследования: анализ и синтез научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой послужили работы: Горевич М. [5], Журбина А.А. [6], Плеханова И.И. [9], Семенова В.Г. [12] и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут стать методической базой в рамках преподавания дисциплины «Русская литература» для студентов вузов и ссузов филологического направления.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть и обобщить особенности творчества Владимира Алейникова.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА
1.1. Биографические сведения о писателе
Владимир Дмитриевич Алейников известен как русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, художник, был рожден 28 января 1946 года в Перми.
В 1946 году семейство будущего поэта переехало на Украину, в Кривой Рог, на родину отца. Отец, Дмитрий Григорьевич Алейников, талантливейший художник-акварелист, фронтовик, чей природный дар восхищал, был разносторонне развитым, был известен как музыкант, а также занимался садоводством, был также изобретателем, знавшим различные ремёсла. Семья отца происходит из очень древнего украинского, запорожского, казацкого рода, который корнями восходит к ведическим векам, к государям, ратникам и жрецам. Мать, Мария Михайловна Железнова, была известна как выдающийся педагог, который воспитал несколько поколений учеников, преподавала русский язык и литературу, был прекрасно образована, будучи очень одарённой в различных предметных областях женщиной [10, с. 187].
Воспитывала Владимира Алейникова жившая в семье его бабушке по матери, Пелагея Васильевна Железнова, в девичестве Кутузова. Именно бабушка стала для него хранительницей старинной ведической устной традиции, при феноменальной памяти, она помнила колоссальное количество давних и даже забытых песен, сказок, поговорок и всех прочих произведений русского фольклора. Алейникова можно назвать человеком степным. Именно степь стала родиной его предков. Украинские скифские степи в Приднепровье – и степные территории за Волгой.
Детство и юношество Алейникова прошли в Кривом Роге, который известен как большой, промышленный, с давней историей, живописный город, где он закончил среднюю школу. Алейников начал пробовать свои силы и в написании стихотворений, и в написании прозы. Кроме того, владимир закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Ему пророчили успешную карьеру музыканта. Однако Алейников вовсю создавал стихи – и музыка вошла в поэзию. В 15 лет, увлекаясь джазом, он выступал с местными джазовыми ансамблями, показал себя как хороший импровизатор.
Рисует Алейников с детства. Потом, в юности, занимался графикой и живописью уже всерьёз Поэта называли молодой восходящей звездой, Алейников получил известность сначала в родном городе, позже и на Украине, в 1962 году.
В тот период были впервые опубликованы его стихотворные тексты в украинской периодике. В то время в Кривом Роге функционировала группа молодых поэтов. Это было – окружение. Творческое, дружеское. Общение, неординарная литературная школа –стали бесценным опытом для Алейникова.
Во времена хрущёвских гонений на формалистов Алейников был подвержен обвинениям в украинской прессе за свои новые идеи и мысли в поэтическом контексте. Оперативно были приняты соответствующие меры. Немедленно, с весьма тяжкими последствиями, возникли неприятности с властями и с комсомолом [8].
Однако украинские власти, которым среди украинских поэтов требовался хотя бы один русский талантливый юный поэт, стремились различными способами переманить его в Киев, на учёбу в университете, взять под свое крыло, приглашали на литературные форумы литераторов, прогнозировали перспективное будущее. Однако Алейников переехал в Москву. В столице он обрел популярность ещё осенью 1963 года. Он нашел новых хороших друзей, молодых литераторов. Сформировалось необходимое для него окружение. Там были – все составляющие элементы культурного облика Москвы в, которая в то время заменяла всем творческим личностям Париж [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алейников В. «Избранное» в двух томах, Киев, Бизнесполиграф, 2012.
2. Алейников В. Поэты России.
3. Алейников В. Седая нить. – Рипол Классик, 2016.
4. Иванов А. В. Авангардистские группы в русской литературе второй половины XX века. – 1998.
5. Горевич М. Единый мир Владимира Алейникова / журнал Крещатик, номер 4, 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://magazines.gorky.media/kreschatik/2012/4/edinyj-mir-vladimira-alejnikova.html (Дата обращения: 30.10.2023)
6. Журбин А. А. Где мой голос хранят.. //Библиография и книговедение. – 2016. – №. 4. – С. 135-156.
7. Журбин А. А. Рембо–Губанов: сравнительная характеристика художественного метода //Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. – 2006. – №. 6. – С. 19.
8. Персональный сайт Владимира Алейникова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://v-aleynikov.ru/biblio.html (Дата обращения: 30.10.2023)
9. Плеханова И. И. Русская поэзия рубежа ХХ-ХХ1 веков. – 2015.
10. Романов С. С. Правда и художественный вымысел в воспоминаниях Владимира Алейникова //Эпоха" великих потрясений" в литературе, языке и культуре (" Фетовские чтения"). – 2018. – С. 184-189.
11. Рухлов А. В. " Холст 37 на 37..." Леонид Губанов: в поисках портрета. – 2019.
12. Семёнова В. Г. Встречи с Леонидом Губановым Про Лёню Губанова:[книга воспоминаний]/ред.-сост. АА Журбин.-М.: Пробел-2000, 2016.-459,[3] c.: ил., 12 л. цв. вкл.-500 экз //Библиография и книговедение. – 2016. – №. 4. – С. 157-160.
13. Сурикова О. А. Русский самиздат 1960–1980-х годов: Судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания //Московские творческие объединения и периодические издания: авторерферат дисс. на соиск. науч. степени канд. филол. наук. – 2013.
14. Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. – Litres, 2017.