Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Массовая культура: трансформации социального феномена и содержание понятия 5
1.1 Понятие массовой культуры 5
1.2 Массовая культура и общество: точки взаимодействия 10
ГЛАВА II Феномен моды как один из центральных элементов формирования массовой культуры 15
2.1 Анализ понятия мода 15
2.1 Мода, как социокультурное явление 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека.
Одним из механизмов регуляции в структуре культурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями. В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблем социокультурных коммуникаций в современных условиях через призму анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.
Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Мода относится к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных пересечений, не управляемых никакими рациональными факторами. Для доказательства обратного в исследовании причин изменения моды применяется ретроспективная проекция этого феномена, нашедшего отражение в призме исторического развития общества. Если моду рассматривать на относительно большом отрезке времени, тогда ее изменения представляются регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды представляются спонтанными.
Изучение закономерностей изменения моды в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования. Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения.
Таким образом, в настоящем исследовании ставится цель – изучение феномена моды в аспекте массовой коммуникации.
Задачи исследования:
определить понятие массовой коммуникации;
проанализировать сущность моды и ее массовой коммуникации;
рассмотреть технологии fashion-индустрии, способствующие развитию массовой коммуникации;
Объект исследования: мода, как феномен массовой коммуникации.
Предмет исследования: механизмы массовой коммуникации в fashin-индустрии.
ГЛАВА I Массовая культура: трансформации социального феномена и содержание понятия
1.1 Понятие массовой культуры
В 1944 году американский интеллектуал Дуайт Макдональд бросает работу в редакции, где было «слишком много литературы», чтобы основать собственный журнал – «Политика».
В первый номер вошли статьи «Сталинская политика в Европе», «Навстречу перманентной военной экономике»; также редактор поставил и свой материал – «Теория популярной культуры», поскольку, очевидно, считал данную тему также политической.
Автор начал с представления о том, что последние сто лет западная культура – это на самом деле две культуры: «высокая», о которой пишут в учебниках, и «популярная», которая существует для продажи на массовом рынке.
Мысль вполне в русле общественных представлений 40-х и даже 30-х годов.
Макдональд, который всю жизнь славился отсутствием телевизора («до того, как это стало мейнстримом») мог бы продолжить текст с понятной позиции критика пошлых вкусов («убийственный и коробящий эффект длительного воздействия кинофильмов, журналов и радиопередач трудно переоценить…») [11].
Если знаешь, что статья написана одним из основателей термина «массовая культура», то, конечно, ждешь появления и других понятий, которые этот концепт обычно тянет за собой: «деградация», «унификация», «деиндивидуализация» или даже «духовная эрозия». Однако вместо этого Макдональд призывал взглянуть на популярную культуру, чтобы попытаться понять ее. [10].
В этом тексте Дуайт Макдональд не формулировал впервые определение массовой культуры, как считают иногда. [8, с. 153]
Однако сегодня его статья должна быть интересна не псевдо-о
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы / Е.А. Аброзе. – СПб.: Нестор, 2005.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2006.
3. Афанасьевский В.Л. Потребление как феномен культуры / В.Л. Афанасьевский, С.В. Краснов // Философия культуры: межвузовский сб. науч. ст. – Самара: [Б.и.], 1995.
4. Балдано И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М.: ОЛМА-пресс, 2002.
5. Барт Р. Культурология. – М.: Рослэн, 2007.
6. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкин. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
7. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М.: Академия, 2003.
8. Вайнштейн О. Одежда как смысл: идеологемы современной моды / О. Вайнштейн // Иностранная литература. – 1993. – № 7.
9. Галанова Г.Э. Об основных принципах современной культурологии // Культурология в контексте гуманитарного мышления. Материалы Всероссийской межвузовской конференции. МГУ им. Огарева. Саранск, 2004.
10. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 2-е изд. – М.: Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.
11. Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики. – М., 1988. – Вып. 54.
12. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Жуков Л. Общественные связи в натуральную величину. – М.: Владос, 2000.
14. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Академия, 1996.
15. Зиммель Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение. – 1901. – № 5.
16. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. – СПб.: СПГУТ, 2001.
17. Лебсак-Клейманс А. Сегменты и профессии в индустрии моды. http://www.fashionconsult.ru
18. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 2005.
19. Масленникова Е.М. Поликультурность и язык. // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты. Ростов-на-Дону: Книга, 2004.
20. Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы 6-Международной научной конференции / ред. Н.М. Калашникова. – СПб.: СПГУТД, 2003.
21. Новикова Е.Ю. Социально-психологические стороны ориентации на моду у подростков // Вопр. психол. 2000. № 1.
22. Омельяненко Т.Н. О некоторых факторах, влияющих на успешность коммуникации. Язык и интеллектуальный мир человека. Сборник материалов международной научной конференции. – Архангельск: Аквариум, 2004.
23. Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л.: Наука, 1973.