Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире активно проводятся исследования по стратегическому развитию туризма на различных территориях, разрабатываются различного вида программы по реализации данных стратегий. Активное развитие данного направления связано с признанием высокого потенциала вклада туристической отрасли для социально-экономического развития территорий. В последнее десятилетие в нашей стране активно разрабатываются целевые программы по поддержке и развитию туризма, в рамках таких проектов, чаще всего, на исследуемой территории выделяют рекреационные зоны или туристские кластеры.
Целью данной работы является проведение анализа туристических кластеров, находящихся на территории Липецкой области.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести анализ программ (стратегий) развития туризма на территории Липецкой области;
- проанализировать преимущества Липецкой области с точки зрения туристической привлекательности;
- найти и проанализировать информацию по динамике развития туристической сферы Липецкой области;
- изучить современное состояние существующей туристской инфраструктуры и проанализировать рекламно-информационное сопровождение туристических кластеров Липецкой области;
- сделать выводы по возможным сценариям и тенденциям развития туризма на территории Липецкой области.
В работе применены следующие методы исследования: статистический, анализа и синтеза, литературный, описательный, сравнительный и другие.
Методологическую базу работы составили нормативные документы, научные работы и статьи, посвященные изучению особенностей туристических кластеров в РФ, развитию туризма в Липецкой области, различные официальные информационные сайты.
1 Развитие туризма на территории Липецкой области
1.1 Программы (стратегии) развития туризма на территории Липецкой области
На данный момент в Липецкой области утверждена «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года», согласно которой туризм считается одним из приоритетных направлений развития области, в рамках данного документа определены туристско-рекреационные районы и приоритетные виды туризма [2].
Стратегия является базовым документом долгосрочного развития Липецкой области, направленным на обеспечение высокого качества жизни для населения путем создания условий сохранения и приумножения здоровья и благополучия, обеспечения условий комплексного развития, создания комфортной и безопасной среды, достойных условий эффективного труда и предпринимательства для каждого жителя.
Согласно анализу достижения показателей действующей Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2024 г., представленному в рамках новой утвержденной Стратегии до 2030 года задачи, относящиеся к развитию туризма: обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни, создание условий для развития туризма и рекреации — были выполнены лишь частично. Также хочется отметить, что лишь частично была выполнена и задача по обеспечению высокой инвестиционной привлекательности региона.
Национальный инвестиционный рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Липецкая область в 2020 г. заняла 24 место, уступив Тульской, Белгородской, Калужской, Воронежской, Тамбовской, Нижегородской областям и Республики Татарстан. Находится рядом с Калининградской (23) и Челябинской (25) областями. При этом в 2015 г. Липецкая область занимала 34 место, а к 2017 г. поднялась 14 место.
При этом, нельзя не отметить, о выполнении такой задачи как: повышение доступности и пропускной способности транспортной инфраструктуры, ведь развитая транспортная инфраструктура является одним из благоприятных факторов для развития туризма.
Базовый и оптимистический сценарий Стратегии развития (эволюционно: в рамках 2 сценариев) обеспечивают реализацию стратегического выбора: "Липецкая область - 2030 - Промышленно-технологический ESG-регион": ESG-регион с развитым промышленно-технологическим сектором, экологичным сельским хозяйством, туризмом и ставкой на удержание и привлечение человеческого капитала и развитие среды. Регион, успешно реализующий национальные цели развития на своей территории. Оптимистический сценарий обеспечивает реализацию максимального потенциала развития, оцененного в рамках каждого из приоритетных направлений экономики и социальной сферы.
В рамках Стратегии до 2030 года дана текущая оценка состояния культуры и туризма в регионе. Рассмотрим ключевые моменты, относящиеся к развитию туризма на территории области.
На территории Липецкой области расположено 702 объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации. Из них 178 - федерального значения (в т.ч. 115 объектов археологического наследия).
Ключевые проблемы развития:
- Старение кадров сферы культуры и отсутствие квалифицированных специалистов по продвижению деятельности учреждений культуры среди молодого поколения с целью их эстетического и культурного развития.
- Ликвидация учреждений культуры в сельской местности в связи с оттоком населения.
- Изношенность основных конструктивных элементов зданий учреждений культуры и материально-технической базы в учреждениях.
Стратегические вызовы:
- Развитие культурно-событийного туризма.
- Рост спроса на сувенирную продукцию, а также продукцию и услуги мастеров народного и декоративно-прикладного творчества.
- Форсированная цифровизация сферы культуры.
- Реализация международных и всероссийских творческих инновационных проектов.
- Рост популярности творческих проектов формата Open air.
Риски:
- Высокий уровень конкурентоспособности культурных продуктов соседних регионов.
- Сокращение населения.
В качестве приоритетных задач стратегического развития региона, относящихся к развитию туризма, были утверждены следующие:
- развитие туризма в малых городах и сельской местности (аграрный, рекреационный, культурный, духовный) как отрасли индустрии здорового образа жизни, отдыха от городской суеты "среди клубничных ферм, яблочных плантаций", на адаптированных для туристов пастбищах. Популяризация походов, велосипедных туров, практик ландшафтной живописи (у водоемов, храмовых объектов). Арендное жилье - усадьба, комнаты в избе и другое.
- разработка комплексных межмуниципальных проектов в сфере туризма.
- повышение конкурентоспособности области путем улучшения состояния рекреационной базы и развитие на ее основе экологического туризма, включая создание экологических троп, восстановление рекреационного пространства вблизи водных объектов.
В Стратегии развития до 2030 также представлены приоритеные направления развития в сфере туризма Липецкой области.
Туристский комплекс Липецкой области - современная, технологичная, диверсифицированная и экономически устойчивая инфраструктура, предоставляющая разнообразный турпродукт в сфере экологического, культурно-познавательного, событийного и паломнического туризма, развивающаяся на основе богатого культурно-исторического наследия, благоприятных природно-климатических условий и предпринимательской активности.
Приоритетные виды туризма Липецкой области:
– событийный туризм;
– культурно-познавательный туризм;
– паломнический туризм;
– детский туризм.
- экологический и сельский туризм;
– деловой туризм.
К главным задач по реализации приоритетных направлений туризма отнесены представленные ниже пункты.
Расширение ассортимента туристских услуг, диверсификация турпродукта по приоритетным для области видам туризма, реализация проекта «Усадебное кольцо».
Разработка и актуализация разноплановых туристских маршрутов и культурно-познавательных программ.
Разработка системы мер поддержки представителей туристского бизнеса.
Продвижение турпродукта Липецкой области, организация взаимодействия субъектов туриндустрии, органов власти и СМИ.
Формирование и ежегодное обновление уникального туристского предложения, туристских продуктов.
Привлечение новых сегментов туристского рынка (бэкпекеры, автотуристы, семейные туристы, сегменты, интересующиеся нишевыми видами туризма).
Диверсификация регионального туристского продукта, в том числе создание продуктов различных ценовых категорий.
Включение региона в межрегиональных туристские маршруты, организация межрегионального сотрудничества.
Создание, развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры области, в т.ч. с использованием кластерных моделей развития туризма.
Разработка мастер-планов новых и существующих кластеров.
Поддержка инициатив субъектов малого и среднего бизнеса - коллективных средств размещения.
Повышение узнаваемости туристских продуктов Липецкой области на российском и зарубежном рынках, продвижение турпродукта Липецкой области.
Разработка системы маркетинговых мероприятий в рамках единой стратегии продвижения бренда «Липецкая земля».
Модернизация туристского портала liptur.ru
Организация ежегодного мониторинга турпотока, проведение маркетинговых исследований, составление портрета туриста, в т.ч. с использованием технологий «больших данных».
Разработка дифференцированного предложения туристских продуктов области для различных сегментов рынка.
Популяризация туристских объектов региона в социальных сетях, СМИ, взаимодействие с блогерами, телевизионными проектами.
Участие в мероприятиях международного и федерального уровня туристской направленности.
Разработка системы мер поддержки представителей туристского бизнеса.
Развитие детского туризма, реализация проекта "Липецкая земля - детям!". популяризация народных ремесел и промыслов, обычаев и традиций региона.
Актуализация и разработка разноплановых туристских маршрутов и культурно-познавательных программ.
Разработка системы мер поддержки представителей туристского бизнеса.
Создание интерактивных мультимедийных решений в музеях Липецкой области.
Организация продвижения турпродукта Липецкой области, взаимодействия субъектов туриндустрии, органов власти и СМИ.
Создание туристской и обеспечивающей инфраструктуры на территории МО Липецкой области.
Государственная программа Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области» разработана на основе «Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» [3]. Данная программа направлена на решение следующих задач:
- развитие туристско-рекреационного комплекса в области;
- продвижение туристского продукта Липецкой области на мировом и внутреннем туристских рынках [3].
За время реализации Стратегии в Липецкой области сложилась система управления туристско-рекреационной системой, включающая в себя инструменты мониторинга и анализа как системы в целом, так и отдельных подсистем, что послужило основой ряда научных исследований, которые дают конкретные представления о современном состоянии и динамике изменений в сфере туризма. Отправная точка для формирования новой стратегии развития туризма — современное состояние туристско-рекреационной системы области. Именно исходя из актуального состояния системы новая программа должна привести к повышению эффективности туристской сферы и увеличению роли туристического сектора в экономике субъекта.
Липецкая область располагает большим культурным наследием, который имеет достаточно высокий потенциал развития. Липецкая область на своей территории имеет уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и исторического наследия, что дает возможность для дальнейшего развития практически всех видов туризма [2].
Важным инструментом региональной политики, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития области и муниципальных образований является создание условий для повышения качества жизни граждан Липецкой области, в том числе за счет дальнейшего развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг [2].
Успешная реализация целей и задач, представленных в новой программе по развитию культуры и туризма, начинающей действовать с 2024, позволит достичь цели стратегии социально-экономического развития области: «туристский комплекс Липецкой области – современная, технологичная, диверсифицированная и экономически устойчивая инфраструктура, предоставляющая разнообразный турпродукт в сфере экологического, культурно-познавательного, событийного и паломнического туризма, развивающаяся на основе богатого культурно-исторического наследия, благоприятных природно-климатических условий и предпринимательской активности».
1.2 Туристические кластер(ы), заявленные в программах (стратегиях) развития туризма Липецкой области
На территории Липецкой области имеется три рекреационных зоны:
1. Липецкая рекреационная зона (Восточная) расположенf в восточной и юго-восточной части области, включает в себя Липецкий, Добровский, Грязинский, Добринский, Усманский районы.
2. Лебедянская рекреационная зона (Северная) расположена на севере региона и включает в себя Лебедянский, Чаплыгинский, Данковский и Лев-Толстовский районы.
3. Елецкая рекреационная зона (Западная) расположен на западе и юго-западе области, в него вошли Становлянский, Воловский, Задонский, Хлевенский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Елецкий, Тербунский районы.
Туристские кластеры созданы в каждом из рекреационных районов Липецкой области согласно мнению большинства исследователей. Однако в рамках действующей программы развития туризма Липецкой области на территории выделено всего два туристических кластера: туристко-рекреационный кластер «Елец» и автотуристский «Задонщина», которые в рамках реализации программы Стратегии с 2006 года относятся к территориям особой экономической зоны регионального уровня. Данный факт призван привлекать в область инвестиционные компании для организации и развития туризма [3]. Согласно Стратегии в этих особых экономических зонах регионального уровня туристско-рекреационного типа осуществляют деятельность 14 участников с объемом инвестиций 9,4 млрд. руб. Также стоит отметить, что вышеназванные кластеры Липецкой области входили в свое время в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [1, 2, 3].
Под туристско-рекреационным кластером принято считать комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности: коллективные средства размещения, предприятия питания и сопутствующие сервисы, снабженные необходимой обеспечивающей инфраструктурой [9].
Автотуристский кластер объединяет предприятия и организации, которые предоставляют туристские и сопутствующие услуги, которые взаимно дополняют друг друга и обеспечивают цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристский кластер включает в себя кемпинги, придорожные гостиницы (мотели), кафе и рестораны, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, автосервисы, автозаправочные комплексы, магазины придорожной торговли, и др. [9].
Автотуристский кластер «Задонщина» расположен на федеральной трассе М4 и будет включать в себя парковки для легкового и грузового автотранспорта, автобусов, придорожные гостиницы или мотели, кафе-рестораны, магазины придорожной торговли, автосервисы, автозаправочный комплекс и другие объекты [2, 15].
Туристско-рекреационный кластер «Елец» расположен в историко-культурном центре г. Ельца, являющегося региональным центром притяжения туристов [2, 15].
Как уже упоминалось выше Липецкая область вошла в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В рамках реализации данной программы на территории региона помимо названных кластеров с 2013 года формируется АТК «Ораниенбург» (г. Чаплыгин, Чаплыгинский район), а с 2015 года — «Добрый» (Добровский район) и Шуховский» (Данковский район) [1].
В рамках реализации развития туристических кластеров на территории области созданы программы формирования ТРК «Елец» и АТК «Задонщина» [6, 15]. Однако на данный момент эти программы освоены лишь частично.
В рамках проекта государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области», которая должна вступить в силу действия с 01.01.2024 года, на территории области будут реализовывать Региональный проект «Развитие туристической инфраструктуры», ключевым моментов которого является увеличение количество событийных культурных мероприятий.
Создание цифрового "двойника" Липецкого и Елецкого ареалов агломерации (цифровой информационно-аналитической модели управления развитием территории ЦИМ УРТ).
Подготовка мастер-планов исторических городов Чаплыгин, Данков, Лебедянь, Задонск, Усмань, село Тербуны с разработкой туристического кода центра города.
Также стоит отметить, что большинство авторов, проводящих исследование туристических кластеров на территории Липецкой области приходят к выводу, что на данный момент, нельзя говорить о перечисленных выше территориях как о сформированных туристических кластерах [7, 8, 12]. Отмечается лишь наличие туристских агломераций, имеющих возможность сформировать кластерные системы на основе сетевого взаимодействия. В связи с чем туристическую привлекательность в следующей главе мы будем оценивать для области в целом, а не для конкретного туристического кластера в целом.