Фрагмент для ознакомления
2
1 Предприятия — резиденты ТОСЭР как субъекты внешнеэкономической деятельности
1.1 История создания ТОСЭР
Появление объединения предприятий в виде ТОСЭР обусловлено рядом причин. В первую очередь, такая форма объединения является эффективным инструментом решения множества задач, связанных с экономическим развитием регионов.
Одной из основных причин создания объединений в виде ТОСЭР является необходимость привлечения инвестиций и развития инфраструктуры в отдаленных и малообжитых регионах России. Такие территории часто страдают от недостатка инвестиций и ограниченного доступа к современным коммуникациям, транспорту и энергетике. Создание ТОСЭР позволяет решать эти проблемы путем привлечения инвесторов, которые заинтересованы в новых перспективных проектах. Предоставление особых экономических условий, таких как налоговые льготы и упрощенная процедура регистрации бизнеса, также способствует привлечению инвестиций в эти регионы.
Еще одной важной причиной образования ТОСЭР является укрепление социально-экономического положения населения в регионах. В созданных ТОСЭР рабочие места создаются для местного населения, что способствует сокращению безработицы и улучшению жизненного уровня людей. Благодаря проектам, реализуемым в ТОСЭР, возникают новые рабочие места, как в производственной сфере, так и в сфере услуг, что способствует росту занятости и развитию социальной инфраструктуры регионов.
Кроме того, объединения предприятий в виде ТОСЭР позволяют создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Наличие поддержки со стороны государства, а также предоставление налоговых льгот и упрощенных процедур регистрации позволяют предпринимателям развивать свои бизнес-идеи и вести успешную деятельность. Это способствует укреплению экономического потенциала региона и диверсификации экономики.
В целом, появление объединения предприятий в виде ТОСЭР является положительным событием для развития региональной экономики и социальной сферы. Благодаря созданию таких объединений, регионы получают возможность развивать свои потенциалы и привлекать инвесторов, что способствует росту занятости, улучшению жизненного уровня населения и обеспечению устойчивого экономического развития.
12 декабря 2013 года президент России в послании Федеральному собранию предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт.
29 декабря 2014 года был принят ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» который ввел в правовое поле новый вид льготных территорий — ТОСЭР, в дополнение к уже существующим особым экономическим зонам, зонам территориального развития, «Сколково», ЗАТО и т. п.
Ввиду наличия особенностей различают ТОСЭР на создаваемые:
на Дальнем Востоке;
на территории моногородов;
на территории ЗАТО.
На создание территорий опережающего развития зарезервировано 3 млрд рублей.
Дальний Восток
В 2015 году правительство России одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловский» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.
В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».
Ряд проектов в ТОСЭР реализуется при участии Фонда развития Дальнего Востока.
В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая[10].
В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей. Она будет включать 233 гектара с российской стороны и 180 га с китайской; проект оценивается в 1,5 млрд долларов.
Курильские острова
В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объёмом финансирования 68,9 млрд руб. Главным её итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.
Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».
Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.
В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп. Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир. Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.
Калининградская область
В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область. В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.
Моногорода
Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области. Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.
В 2015 году статус ТОР получил поселок Кангалассы (Якутия).
В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» (в Свердловской области), в Тольятти (Самарской области). Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейске, Заринске и Новоалтайске, а также в шахтёрском городе Гуково (Ростовская область). Статус ТОР получил поселок Надвоицы (Карелия).
В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область). В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика). В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край). Этот статус может получить Новокузнецк.
В 2019 году город Галич стал первым из двух моногородов Костромской области, получившим статус ТОРа.
В феврале 2019 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении статуса ТОСЭР городу Костомукша (Республика Карелия), Чапаевску (Самарская область).
Смоленская область
6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».
Ярославская область
28 сентября 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Тутаев».
Белгородская область
16 марта 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Губкин».
Самарская область
В 2016 году статус ТОР получил Тольятти.
В 2019 году статус ТОР получил Чапаевск.
Ивановская область
17 февраля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Наволоки».
14 декабря 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Южа».
Фрагмент для ознакомления
3
Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и автор предисловия Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 313 с.
Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. 2013. № 3 (225). С. 12-18.
Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2016. С. 156.
Богомолов О. Т. Социально-гуманитарные аспекты модернизации России // Вестн. Рос. акад. наук. - 2012. - Т. 82. - № 1. - С. 64-69.
Загоруйко И. Ю. Современные тенденции развития территорий опережающего социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 7 (96). - С. 422-425.
Зельднер А. Г. Государственные преференции привлечения инвестиций в развитие территорий опережающего социально-экономического развития // Вопросы экономики и права. - 2018. -№ 6 (120). - С. 79-84.
Какаулина М. О. Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 4. - С. 78-89.
Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Финансово-банковское регулирование макроэкономических процессов в России // Финансы и кредит. 2015. № 20 (644). С. 22-30.
Косов М.Е. Нелинейность и внесистемность развития экономических отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (52). С. 54-63.
Льготы предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории опережающего социально-экономического развития. URL: https://rosco.su/ press/lgoty_predprinimatelyam_osushchestvlyayushchim _deyatelnost_na_territorii_operezhayushchego_sotsialno/ (дата обращения: 08.11.2023).
Левкин Н. В., Ларченко О. В. Вклад человеческого капитала в развитие территорий опережающего социально-экономического развития // Теория и практика общественного развития. -2018. - № 8 (126). - С. 76-80.
Окунь С., Скоробогатько Д. Особые зоны по специальным ценам // Коммерсантъ. 2016. 9 июня. С. 1.
Процедура получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОСЭР) в любых городах, сельских и городских поселениях, районах, иных муниципальных образованиях России с марта 2018 года. URL: Ы1р://решение-верное.рфЛозег--villa ge-2018-procedure дата обращения: 08.11.2023)
Стецюк В. В. Экономический анализ влияния реализации проекта «Территории опережающего развития и свободный порт Владивосток» на социально-экономическое развитие субъектов Дальнего Востока России // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2018. - № 44. - С. 104-124.
ТОР: как получить и не потерять статус резидента. URL: http://chelny-biz.ru/business/125521/ дата обращения: 08.11.2023)
Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО. URL: https://tass.ru/info/2215388 дата обращения: 08.11.2023)
Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.01.2015. № 1 (часть I). Ст. 26.
Чичканов В. П., Беляевская-Плотник Л. А. Территории опережающего развития в контексте обеспечения экономической безопасности макрорегиона // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 1. - С. 227-242.