Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Биология является увлекательным предметом, который позволяет учащимся 5 класса познакомиться с живым миром и понять его строение.
Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, подобрать нужные символы изучаемого явления. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения школьников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
При изучении биологии учащиеся развивают наблюдательность, критическое мышление, аналитические способности и любовь к окружающему миру.
Курс биологии в 5 классе направлен на изучение основных понятий о живых организмах, их строение и функционирование.
Одной из тем, изучаемых в курсе биологии 5-го класса, является «Методы изучения живой природы». Данная тема является очень важной, так как с помощью неё учащиеся знакомятся с методами исследования живой природы и приобретают элементарные навыки их использования в жизни и учебной деятельности.
Цель данной курсовой состоит в изучении особенностей проведения урока по теме: «Методы изучения живой природы» в 5 классе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации развития представлений о методах изучения живой природы в 5 классе.
2. Рассмотреть особенности изучения темы: «Методы изучения живой природы в 5 классе».
3. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию знаний о методах изучения живой природы у учащихся 5-го класса.
Глава 1. Теоретические основы организации развития представлений о методах изучения живой природы в 5 классе
1.1. Биологические знания и этапы их формирования
Знание является результатом процесса познавательной деятельности [8]. Обычно знание понимается только как результат знания, обладающего непреходящей истиной. Оно может быть фактологически или логически обосновано и, следовательно, допускает практическую или эмпирическую проверку. Другими словами, когда мы упоминаем знание, мы обычно подразумеваем истинное знание. Истинное знание - это истинное отражение реальности в сознании человека, то есть идея, или описание, или сообщение о том, что есть на самом деле.
Наука направлена на получение истинных знаний, знаний о фундаментальной структуре объектов и явлений, об их значимых взаимосвязях, и для этой цели используется научный метод. Чаще всего знания объективируются, фиксируются, выражаются в языке или какой-либо другой знаковой системе или форме. Однако, в зависимости от того, что подразумевается под знанием, можно утверждать, что знание также может быть зафиксировано в сенсорных образах, полученных путем непосредственного восприятия [14].
Существуют различные классификации знаний, одна из них делится на три типа [4]:
1. Повседневный вид знаний, проистекающий из повседневной мудрости, здравого смысла. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в процессе контакта человека с окружающей действительностью и внешними аспектами бытия.
2. Художественное - это особый способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
3. Научное знание - это систематизированный источник информации, основанный на теоретических или экспериментальных формах отражения мира. Бывает и так, что научное знание может противоречить повседневному знанию из-за ограничений и субъективности последнего. В данной статье нас интересуют научные знания. В каждой науке, включая биологию, они включают пять стадий усвоения [2].:
Стадия 1. Понимание. Происходит восприятие объекта, то есть его выделение из общего окружения и определение его отличительных качеств. У учащегося нет опыта в этом виде деятельности. И его понимание информирует о его способности учиться и воспринимать новую информацию.
Стадия 2. Распознавание. Это связано с пониманием полученных данных, усмотрением их связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки на подсказки.
Этап 3. Воспроизведение. Он характеризуется активным самостоятельным воспроизведением информации, понятой и рассмотренной ранее, активно используется в типичных ситуациях.
Стадия 4. Приложение. На этом этапе студент включает воспринятые знания в структуру предыдущего опыта, способен применять приобретенный набор навыков в нетипичных ситуациях.
Этап 5. Творческий. Конечный уровень усвоения. На этом этапе поле деятельности для студента становится известным и понятным. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы для разрешения возникших трудностей. Действия студента считаются продуктивными и творческими.
Классификация уровней сформированности знаний позволяет качественно и доступно оценить усвоение материала учащимися. Но в школьном курсе биологии без формирования базовых биологических понятий и терминов невозможно сформировать биологические знания, в том числе знания об адаптации и приспособленчестве животных в целом.
Концепция - это мысль, в которой объекты определенного класса обобщаются и выделяются в соответствии с некоторыми общими и, в совокупности, специфическими для них признаками. Наиболее глубокая разработка этой проблемы была проведена в 50-е годы XX века коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Результатом этой работы стало создание "Теории развития биологических концепций" [14]. Эта работа стала очень важным событием в методологии преподавания биологии.
Основные положения теории развития биологических понятий школьного предмета включают следующее:
- учебный предмет "Биология" представляет собой систему базовых понятий науки и практики;
- понятия говорят о содержании предмета "Биология".;
- концепции играют важную роль в развитии мышления и обучении учащихся;
- концепции не предоставляются учащимся в готовом виде, они разрабатываются постепенно в процессе обучения;
- формирование и развитие биологических концепций осуществляется в поэтапном процессе;
- существует несколько типов концепций: специальные, местные и общебиологические;
- наиболее сложные понятия формируются в процессе их развития путем обобщения простых понятий, объединения, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других академических дисциплин (на междисциплинарной основе);
- вводятся понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие концепций;
- межпредметные и внутрипредметные связи будут важными условиями для развития концепций;
- существуют различные типы развития понятий, к ним относятся: непрерывное, прерывистое, безостановочное и привязанное к небольшим фрагментам учебного материала и времени его изучения;
- при непрерывном формировании и развитии понятий наступает непрерывное и более осознанное их усвоение;
- движение понятий в школьном предмете сопровождается более полным отражением, адекватным сути вещей и явлений.
Существующие положения формируют ядро методологической теории развития биологических концепций, которые, как раньше, так и сейчас имеют большое значение в практике преподавания биологии [16]. В теории развития биологических концепций также отмечалось, что процесс развития концепций является необходимым условием для приобретения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе придается преемственности содержания всех курсов биологии, а также 8 перспективным и ретроспективным линиям движения понятий в учебном предмете, для которых рекомендуется строить "графики движения понятий".
Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, а также агрономические. В курсе анатомии человека, физиологии и гигиены, кроме того, гигиенические и медицинские".
Общепринятое в методологии биологии разделение понятий на единичные и общие может быть конкретизировано как простые и сложные понятия. В школьной биологии есть специальные понятия, разрабатываемые в рамках одного курса (ботаника, зоология и т.д.), и общебиологические понятия, разрабатываемые во всех курсах предмета. Каждое понятие постепенно развивается, усложняясь. Простое, исходное понятие, включающее в себя один элемент знания, в сочетании с другими простыми понятиями образует сложное понятие.
Итак, понятие листа на первом занятии по теме простое, первичное. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с прожилками и черешок, т.е. они приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие "лист" становится сложным, включающим в себя ряд элементов знаний. Учащиеся знают различные формы листьев, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа солнечным светом, дыхание листьев, испарение воды листьями, адаптивные характеристики листьев у разных растений.
Понятия семени, корня, цветка и т.д. подвергаются аналогичному развитию, усложнению. Еще более сложным является представление о растении в целом, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике. Такие понятия уже составляют систему.
В то же время курс ботаники развивает концепции от темы к теме по элементам основ этой науки: морфологии, анатомии тканей растений, физиологии - об органном дыхании, питании (сначала водой и минералами, затем воздухом), перемещении питательных веществ в растении. В курсе зоологии понятие каждого животного объединяет понятия его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. В то же время развивается концепция эволюционной сложности организмов. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека простые понятия вместе дают сложное представление об анатомии каждого органа, например, сердца, легких, головного мозга и т.д. Это понятие тесно связано с понятием функциональных процессов, происходящих в клетках, тканях, целом органе и всей системе, в которую он входит. Понятие органа постепенно трансформируется в более сложную анатомо-физиологическую концепцию системы органов.
При дальнейшем изучении человеческого организма происходит еще большее углубление понятия системы (например, кровообращения), рассмотрение взаимосвязей с другими системами. Из приведенных примеров видно, что эти понятия в некоторых случаях могут быть относительно простыми и относительно сложными.
Специальные концепции - это те, которые развиваются в рамках одного курса. Среди них можно выделить локальные концепции, которые развиваются только в рамках темы или отдельных уроков [8].
Общебиологическими считаются понятия биологических законов, относящиеся ко всем живым организмам и обобщающие специальные понятия отдельных биологических курсов: клетка как жизненная единица, единство структуры и функций организмов, взаимосвязь организма и окружающей среды, организм как саморегулирующаяся система, метаболизм и преобразование энергии, самовоспроизводство организмов, эволюционное развитие мира, биологическая система и уровень организации живой материи. Эти понятия формируются из специальных концепций и разрабатываются во всех школьных курсах биологии на основе материала каждого из них [24].
Сложный и разнообразный состав биологических знаний часто затрудняет преподавателю отбор главного, существенного и приводит к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися 10 несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Знания, полученные на одном из уроков и не примененные в новых связях по дальнейшим темам, не сохраняются в памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г. URL: https://clck.ru/35JyuC (дата обращения: 04.07.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). С изменениями и дополнениями от: 2014, 2015, 2020 гг. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения 04.07.2023). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). URL: https://clck.ru/WDdSy (дата обращения: 04.07.2023).
4. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (регистрационный № 74223 от 12.07.2023). URL: https://clck.ru/35Jz39 (дата обращения: 04.07.2023).
5. Рабочие программы основного общего образования. Портал «Единое содержание общего образования». URL: https://clck.ru/35Jz5e (дата обращения: 04.07.2023).
6. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «География» (для 5–9 классов образовательных организаций). URL: https://clck.ru/33Kgww (дата обращения: 04.07.2023).
7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Биология. 2015 г. (редакция 2020 гг.) URL: https://clck.ru/rcgb6 (дата обращения: 04.07.2023).
8. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Биология. Базовый уровень (для 5–9 классов образовательных организаций). URL: https://clck.ru/35JzMR (дата обращения: 04.07.2023).
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. URL: https://clck.ru/HqzAF (дата обращения: 04.07.2023).
10. Федеральная рабочая программа воспитания. URL: https://clck.ru/357HRK (дата обращения: 04.07.2023).
11. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Учебник «Биология. 5 класс» (концентрический курс) (М., «Вентана –Граф», 2019)
12. Н.А. Богданов. «Тесты по биологии. 5 класс. к учебнику И.Н. Пономарева, И.В. Николаев,
13. О.А. Корнилова. ФГОС» (издательство «Экзамен», 2017)
14. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. Рабочая тетрадь к учебнику Пономаревой И.Н., «Биология. 5 класс» (М., «Вентана –Граф», 2019)
15. Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2015 Биология. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. 16. Методическое пособие + CD. 5-9 классы. (ФГОС) Громова Л.А.
17. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-11 классы (авторская линия И.Н. Пономарёвой). – С-Пб.: Паритет, 2006.
18. Белина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 30-35. 19. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // В сборнике: Текст культуры и культура текста Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 439-443.
20. Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 62-67.
21. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с. Кабатай Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 24-26.
22. Константинова С.А., Власюк Д.В. Результаты экспериментальной проверки восприятия и понимания информационного текста в процессе чтения детьми младшего школьного возраста // В сборнике: Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся. Материалы IV республиканской научно-практической конференции. 2017. С. 78-80.
23. Колесникова Н.С. Особенности формирования у младших школьников художественного восприятия литературных произведений // В сборнике: Гносеологические аспекты образования Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 280-283.
24. Колесова О.В., Краснова В.В. Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 275-278.
25. Косоротова Н.Н., Ямалиева Е.В. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 106-110