Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Возникновению концепции «глобальных проблем» предшествовало осознание человеком уязвимости существования современной цивилизации. Динамика проблемы, неизбежный и естественный результат общественного развития, прошла несколько этапов, отличающихся как глубиной возникающих противоречий, так и широтой охвата кризиса. Исторически первыми по времени возникновения были локальные, локальные проблемы, характерные для периода перехода от родового общества к государственной власти и государству.
С развитием производства, товарообмена между народами, укреплением государства, заселением новых мест наступило время территориального перераспределения, войн и возникновения первых империй. Около 10 000 лет назад появились земледелие (полеводство) и животноводство. Все это ознаменовало новый этап в развитии проблем как двигателя социального прогресса.
Они приобретают качественно новый характер, уже отличающийся наднациональными чертами, и становятся региональными. В процессе развития материального производства, углубления и расширения промышленной интеграции возникли принципиально новые проблемы.
С другой стороны, проблемы, волнующие все человечество, настолько сложны и масштабны, что ресурсы, необходимые для их решения, во много раз превышают материальные и иные возможности отдельных, даже самых богатых государств. Из этого следует, что глобальные проблемы могут быть решены только путем объединения всех стран и народов.
В настоящее время изучение учащимися глобальных проблем на курсе географии становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Это связано со сложной ситуацией на нашей планете: стремительный рост населения и, следовательно, проблема обеспечения продовольствием, снабжения промышленности минеральным сырьем, проблема энергоснабжения и, конечно же, загрязнение окружающей среды ставят под угрозу существование самой жизни на планете.
Одна из важнейших причин такой ситуации - экологическая неграмотность населения, неспособность предвидеть последствия своего посягательства на природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического просвещения жителей Земли.
Формирование экологической культуры населения, начало формирования приходится на первые 7-8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст - самый важный период в жизни человека, поскольку именно здесь закладываются основы правильного отношения к миру. Учащиеся, получившие определенные экологические представления, будут относиться к природе более бережно. Это может повлиять на улучшение экологической ситуации как в конкретном регионе, так и в стране в целом в будущем.
Экологическое образование становится ядром современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Поэтому роль экологического образования как основы новой морали и основы для решения многочисленных вопросов практической жизни людей сегодня особенно актуальна.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения глобальных проблем в школьном курсе географии.
Объектом исследования является процесс изучения глобальных проблем в школьном курсе географии.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения глобальных проблем в школьном курсе географии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для изучения глобальных проблем в школьном курсе географии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть глобальные проблемы современности: понятие, сущность и классификация;
- изучить философские основы изучения глобальных экологических проблем;
- детально проанализировать глобальные экологические проблемы: геоэкологический подход;
- проанализировать психолого-педагогические основы изучения глобальных экологических проблем;
- дать оценку влиянию глобальных экологических проблем на развитие экологического образования;
- изучить основные пути экологизации географического образования;
- рассмотреть проблемы экологического образования школьников;
- проанализировать особенности организации учебной деятельности по теме «Глобальные проблемы человечества».
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по географии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: ФИЛОСОФСКИЕ, ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ,
ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Глобальные проблемы современности:
понятие, сущность и классификация
Термин «глобальность» происходит от латинского слова «глобус», то есть Земля, и буквально означает «пространственно-планетарное измерение». Глобальное означает, что оно охватывает все на Земле, все аспекты человеческой жизни, все живые существа, всю среду обитания, в которой оно развивалось в течение миллиардов лет, что происходит не только во всем мире, но и угрожает всему без исключения.
Эти проблемы становятся все более опасными, они не только масштабны сами по себе, но и предполагают глобальные последствия. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «угроза национальной безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации». С нашей точки зрения, глобальные проблемы следует рассматривать как глобальные угрозы, поскольку они представляют потенциальную, а зачастую и реальную опасность неблагоприятных последствий как для отдельных стран и народов, так и для всего мирового сообщества [12].
Например, такая проблема, как глобальное потепление, грозит такими неблагоприятными последствиями, как гибель людей от теплового удара, голод, истощение запасов пресной воды, экологические миграции, климатические войны и т. д. Ряд ученых придерживаются схожих взглядов. В частности, считает И.В. Чекмасова, что глобальные проблемы современности представляют угрозу существованию не только каждого конкретного общества, но и современной цивилизации как систем социально-исторических организмов, взаимодействующих друг с другом, и, таким образом, представляют угрозу глобальной безопасности. Именно такое понимание этих проблем входит в предмет настоящего исследования. В науке предпринимались попытки разработать концепцию и систематизировать глобальные проблемы современности. Например, Г.С. Гудожник и В.С. Елисеева считают, что противоречия, трудности и проблемы, стоящие на пути социального прогресса, без решения которых тот или иной социальный организм погибнет, следует рассматривать как таковые.
В.П. Прытков и В.М. Селезнев считают, что глобальные проблемы современности - это социальные проблемы, затрагивающие интересы человечества в целом и каждого отдельного человека в частности. В.В. Колотуша считает, что глобальные проблемы современности представляют собой комплекс взаимосвязанных задач, от решения которых зависит дальнейшее развитие и сохранение цивилизации, а само это решение может быть обеспечено только совместными усилиями народов существующих стран, поскольку специфика глобальных проблем заключается в том, что каждая из них отвечает интересам общества [15].
В контексте интернационализации преступности неизбежно возникает вопрос о возможности отнесения ее к числу глобальных проблем современности. Учитывая масштабы угроз национальной экономике и политической стабильности, многие авторы считают, что преступность в целом и ее отдельные виды, в частности, можно отнести к глобальным проблемам современности.
К ним относятся, например: транснациональная преступность, экстремизм, терроризм, коррупция, киберпреступность, экологические преступления. Отмечается зависимость глобализации от конкурентоспособности. Понятны криминологические и другие криминологически значимые последствия глобализации. Некоторые ученые также называют среди глобальных проблем наркоз, алкоголизм, работу, безработицу, бедность, международную миграцию, интернет-зависимость, тотальный контроль и манипулирование людьми и т. д.
Такая глобальная проблема современности, как последовательная деградация права, являющегося важным регулятором общественных отношений, явно недооценена и не поддается криминологическому анализу. Столетия и тысячелетия становления права и национальных правовых систем закрепили в общественном сознании непреложную истину, заключающуюся в том, что одно не может существовать без другого, в неразрывном единстве права и государственных институтов.
Развитие государства от примитивных деспотических форм к современной развитой демократии неизбежно сопровождалось поступательным развитием права, совершенствованием и усложнением его структуры, основных институтов и норм. Эволюция повлияла как на форму, так и на содержание самого права. В свою очередь, глобализация, как величайшее достижение цивилизации, нанесет значительный, если не сокрушительный удар по праву [13].
В контексте формирования «новой нормальности», которая медленно, но неизбежно заменяет существующий мировой порядок, роль национального суверенного государства последовательно снижается, уступая место власти глобальных банков, транснациональных корпораций (ТНК) и их приспешников. Вымывание из «социальной структуры» так называемого среднего класса, то есть многомиллионной массы мелких и средних собственников, людей, обладающих достаточным потенциалом для сохранения своей независимости от государственной власти, создает угрожающие возможности для подрыва основ демократии. В этих условиях возникает вопрос, сохраняется ли само право как таковое и происходит ли его постепенная замена другими регулирующими органами общественных отношений.
Обладание государствами с их собственными исторически развитыми правовыми системами является непременным атрибутом сохранения их независимости, что называется внешней стороной государственного суверенитета. Напротив, стремление к глобалистским проектам ведет к потере значительной части этого суверенитета, замене национальных законов в лучшем случае международным правом, а фактически корпоративными нормами ТНК. Примером может служить напряженная борьба вокруг вопроса о смертной казни, в которой Российская Федерация была вынуждена уступить под давлением глобалистов и, соответственно, потеряла часть своего суверенитета.
Проблема усугубляется тем, что национальное право является непременным показателем национальной истории, культуры и духовной сферы и формируется в течение жизни ряда поколений под влиянием многих факторов. Вопрос классификации глобальных проблем современности является весьма спорным. Существует широко распространенная классификация, согласно которой глобальные проблемы делятся на три группы:
1) проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (угроза миру, в том числе термоядерная война, разрыв в уровнях социально-экономического развития и т.д.;
2) проблемы, связанные с отношениями между человеком и окружающей средой (охрана окружающей среды, энергия и продовольствие, освоение космоса и т.д.);
3) проблемы, фиксирующие внимание между человеком и обществом (ликвидация болезней, неграмотность и т.д.
Разделите глобальные проблемы на такие типы, как: межсоциальные, экологические и социальные проблемы.
П.К. Левин выделяет две основные группы глобальных проблем современности. Первая - это проблема ограниченных ресурсов. К ним относятся: проблема глобального энергетического баланса; глобальная проблема водных ресурсов; проблемы изменения климата и экологические проблемы; проблема человеческих ресурсов: демографические и миграционные проблемы. Вторая группа - это проблемы неравномерного экономического развития государств, это: глобальная проблема наркомании; режим нераспространения ядерного оружия; глобальная проблема терроризма [12; 19].
Таким образом, несмотря на различия в представленных подходах, исследователи сосредоточены на угрожающих, планетарных и насущных проблемах. Как видно из приведенных классификаций, большинство авторов в своих работах говорят о наличии экологических проблем современности.
На нашей планете существует множество нерешенных проблем, но не все из перечисленных выше проблем можно считать глобальными, поэтому критерии отнесения проблем к «глобальным» должны быть определены. Исходя из представленных в науке критериев классификации универсальных проблем как таковых, можно считать, что, во-первых, они носят глобальный, масштабный характер, поскольку затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов мира. Во-вторых, они имеют сложную, взаимосвязанную и взаимозависимую природу.
Практически ни одна из рассматриваемых проблем не существует сама по себе. Все они тесно переплетены, дополняют друг друга и усложняют решение, что требует комплексного подхода. В-третьих, отличительной чертой глобальных проблем является их неразрывная связь с такими сферами деятельности мирового сообщества, как политика и экономика. Глобальные вызовы, которые, несомненно, носят объективный характер, очень эффективно используются международными организациями, отдельными государствами и ТНК для получения выгод [18; 29].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Туманит, ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. Самара. «Учебная литература». 2005. 304 с.
3. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. – 2006. – №3.
4. Бурова, Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе / Л.И. Бурова. – Череповец: Прометей, 2012. – 162 с.
5. Виноградова, И.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы развития / И.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – №4.
6. Габышев А. Н. Основные проблемы экологического образования // Школьная педагогика. 2017. №2. С. 10-14.
7. Гладкий, Ю. Н. География. Современный мир. 10–11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.
8. Гладкий, Ю. Н., Сухоруков, В. Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран [Текст] / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. – М. : Академия, 2009.
9. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Феникс, 2012. – 326 с.
10. Домогацких, Е. М., Алексеевский, Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: Общая характеристика мира [Текст] : учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 232 с.
11. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный, И.Т.Суравергина. – М.: Феникс, 2011.-422 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов.; изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2005. – 384 с.
13. Зуева, Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней школы / Н. К. Зуева. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 179-182.
14. Ирхин, Ю. В., Зотов, В. Д., Зотова, Л. В. Политология [Текст] : учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М. : Юристъ, 2002. – 511 с.
15. Клепинина, З.А. Уроки природоведения во втором классе: Пособие для учителя / З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. – М.: Просвещение, 1988. – 320 с.
16. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с.
17. Кропочева, Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – №11. – С.48-52.
18. Кузнецов, А. П. География. 10–11 классы. Базовый уровень [Текст] : учебник / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – М. : Дрофа, 2015. – 367 с.
19. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников / В.Д. Купров // Начальная школа. – 2000. – № 7.
20. Лапшина, Л.М. Воспитание патриотизма на уроках географии Сборник по итогам районной (заочной) педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива» / Л.М. Лапшина. – Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. – 39 с.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – Прометей, 2008. – 262с.
22. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира [Текст] : учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2004. – 400 с.
23. Максаковский, В. П. Географическая картина мира [Текст] : учебник для вузов. Кн. I: Общая характеристика мира / В. П. Максаковский. – М. : Дрофа, 2003. – 496 с.
24. Механизмы формирования и диагностика универсальных учебных действий при обучении географии [Текст] : методическая разработка / авт.-сост. И. С. Синицын. – Ярославль : Провинциальный колледж, 2014. – 19 с.
25. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2022. - 352 с.
26. Обучающие задачи по страноведению: пособие в помощь учащимся 10–11 класса [Текст] / авт.- сост. И. С. Синицын. – Ярославль : Провинциальный колледж, 2014. – 27 с.
27. Одум. Ю. Основы экологии. «Просвещение». Москва. 1968.
28. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М.: Феникс, 2012. – 192 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
30. Садыгова, Е.Н. Познавательные задачи на уроках природоведения в начальной школе / Е.Н. Садыгова // Начальная школа: опыт, результаты, перспективы Нижневартовск. – М.: МУП «Нижневартовская типография», 2009. – 103 с.
31. Синицын, И. С., Иванова, Т. Г. Географические головоломки: дидактические материалы [Текст] / И. С. Синицын, Т. Г. Иванова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 24 с.
32. Скворцов, П.М. Уроки природоведения и экологии во 2 (3) классе / П.М. Скворцов. – СПб.: Специальная Литература, 2012. – 95 с.
33. Спасенникова, Е.В. Внеклассное мероприятие «Патриотическое воспитание с учащимися начальных классов» / Е.В. Спасенникова. – Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. – 39 с.
34. Суравегина, И.Т. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Новая школа, 1994. – 320 с.
35. Тицкая, Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания / Л.Н. Тицкая. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 11 с.
36. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2012. – 349 с.
37. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 214 с.