Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием экономики. Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным развитием и широким распространением телекоммуникационных сетей. Существовали как технические, так и экономические возможности связать буквально всех со всеми. Это привело к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, возникновению и развитию так называемой «сетевой экономики». Отсюда можно сделать вывод, что традиционная (осязаемая) экономика в настоящее время принимает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, основанную на электронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи позволяют сетевому методу экономических отношений стать глобальным. Эта система экономических отношений уже получила название сетевой экономики. Широкое внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одним из наиболее ярких проявлений которого является появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых товаров. Однако на систему взаимосвязанных экономических отношений оказывает влияние ряд социально-экономических факторов, которые не оказывают положительного влияния на развитие этих отношений. В этих условиях изучение условий, в которых существуют и развиваются сетевые отношения, представляется актуальной и актуальной задачей как в национальной, так и в мировой экономике.
Цель исследования: рассмотреть товар и сетевые блага в современной экономике. Исходя из цели обозначены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты товара;
2. рассмотреть особенности сетевых благ;
3. проанализировать место товара и сетевых благ в системе современной экономики.
Объект исследования – товар и сетевые блага, предмет исследования – система функционирования современной экономики.
Методы исследования: анализ, синтез.
теоретическую основу исследования составили учебные и научные материалы, включая статьи периодических изданий, посвященные теме исследования.
Структура работы определена поставленными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение и список использованных источников.
1. Подходы к сущности «товар» в экономической теории
1.1. Понятие товара и его свойства
Товар - это полезный продукт труда (вещь или услуга), предназначенный для продажи. Однако в экономической теории (в разных ее направлениях) существуют различия в трактовке товара. Таким образом, в классической интерпретации при определении продукта выделяются его особенности, такие как:
- способность удовлетворить потребность;
- объем работ по ее производству;
- цель продажи.
Товар как потребительская ценность (полезность) - это, прежде всего, объект, вещь, услуга, которая в силу своих свойств полезна людям, удовлетворяя некую конкретную потребность (группу потребностей)-как объект личного потребления или как средство производства. Свойством удовлетворять определенные потребности (потребительской ценностью или полезностью) обладают не только продукты труда, но и блага, непосредственно данные нам природой - воздух, вода, солнечное тепло и свет и т.д. Однако они не созданы трудом человека и не являются товаром. Это означает, что потребительская ценность напрямую не отражает какие-либо социально-экономические отношения, а отражает взаимоотношения между людьми и вещами, удовлетворяющими их потребности. Потребительская ценность-это вещь или услуга, которая благодаря своим полезным свойствам удовлетворяет разнообразные потребности человека [11].
В маржиналистском направлении экономической теории (австрийская школа) его ограниченностью называют характеристики товара, то есть невозможность получить его в соответствии с объемом своих потребностей. У каждого товара есть две основные характеристики. Один из них - это способность удовлетворять потребности человека. А второй - это способность обмениваться на другие товары. Первое свойство называется потребительской ценностью товара. Индивидуальная и общественная потребительские ценности различаются. Последнее связано со способностью товара удовлетворять не свои собственные, а чужие потребности, то есть быть полезным другим людям [15].
Второе свойство товара – способность обмениваться на другие товары в определенном соотношении - называется меновой стоимостью, что лежит в основе такого обмена. Этот вопрос еще в далекие времена интересовал Аристотеля. Ответ на него был разным в разных научных направлениях.
Таким образом, представители научного направления, создавшего трудовую теорию стоимости, считали, что основой обмена является то общее, что содержится в каждом продукте – труд, затраченный на его создание. Стоимость при таком подходе - это общественный труд, который воплощен в данном продукте. Теория труда была представлена представителями классического направления – А. Смитом, Д. Рикардо, Дж.С. Миллем и К. Марксом. Другую точку зрения отстаивали представители маржинальной теории, в частности, К. Менгер, Л. Вальрас и другие. Они определяли ценность товара по тому, как потребитель оценивает его полезность. Другими словами, ценность (value) товара - это субъективная значимость этой вещи для потребителя.
Кроме того, оценка потребителем выгоды зависит от потребности в данном товаре, а также от редкости этого товара. Понятно, что испытывающий жажду человек в пустыне считает ценность стакана воды очень высокой. Определенную роль в примирении этих двух теорий сыграл известный экономист А. Маршалл. Он показал, что издержки, лежащие в основе обмена товарами, определяются как полезностью товара, так и стоимостью производства (издержками) товара.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блудова, С. Н., Экономика : учебное пособие / С. Н. Блудова, А. П. Новосельцева, М. А. Эренценова, В. А. Гладилин. — Москва : Русайнс, 2022. — 239 с.
2. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
3. Буценко И.Н., Горина Н.А. Экономическое развитие национальной экономики: теории, сущность // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. С. 102-106
4. Ван Парайс, Ф., Вандерборхт, Я. Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики [Текст] / пер. с англ. А. Гусе - ва; под науч. ред. С. Моисеева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы эко номи ки, 2020. — 440 с.
5. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. — 191 c.
6. Виленский А.В. К вопросу о влиянии малого и среднего предпринимательства на развитие российских регионов: реалии и возможности // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4. С. 24-38
7. Волынский А.И. Комплементарные экономические институты и идеологии: есть ли связь? // Журнал экономической теории. 2021.Т.18. № 4. С. 497-511
8. Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
9. Егоров Д.Г., Ледин Р.А., Манойлова М.А. Экономическая теория и мировоззрение // МНИЖ. 2022. №2-3 (116). С. 16-18
10. Казанцев Ю.Ю., Заикин Н.Н. Социокультурные факторы экономического развития: проблемы истории и теории // Историко-экономические исследования. 2022. №3. С. 481-507
11. Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 328 с.
12. Корниенко, О. В., Общая экономическая теория : учебное пособие / О. В. Корниенко. — Москва : Русайнс, 2022. — 285 с.
13. Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. - М.: Рид Групп, 2016. - 48 c.
14. Основы экономической теории / ред. С.И. Иванов. - М.: Вита-Пресс, 2017. - 650 c.
15. Основы экономической теории. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 232 c.
16. Певзнер, Я. А. Введение в экономическую теорию социал-демократизма / Я.А. Певзнер. - Москва: Высшая школа, 2016. - 208 c.
17. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. - М.: Владос, 2016. - 272 c.
18. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724 c.