Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях развития современной школы проблема повышения уровня образованности учащихся приобретает сейчас главенствующее значение.
Представление предметного материала на уроках географии осуществляется через рассказ, беседу, часто в течение нескольких уроков, что сбивает школьника с толку и не позволяет информации усваиваться в полной мере. Рекомендуется выстраивать события и факты в единую визуальную цепочку, легко понятную обучающемуся, выделяющую основные проблемы и приводящую к качественно новым результатам.
Образовательный стандарт ФГОС ООО нового уровня ставит перед педагогами новые цели. Теперь им нужно привить ученикам универсальную систему знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности [28].
Для достижения этих целей учащимся необходимо завершить учебный процесс новой формой деятельности, которая требует от них мышления, рассуждений, правильного выражения своих мыслей и применения всех имеющихся у них знаний на практике.
В связи с чем особое внимание в географическом образовании обращено к возможностям внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности в повышении качества географического образования в средней школе. У учителя и обучающихся есть время на изучение дополнительных материалов, и возможность ввести в учебный процесс творческие задания.
В современном школьном образовании новой формой организации внеурочной деятельности учащихся являются географические кружки.
Практическое использование географического кружка включает в себя новый вид познавательной деятельности учащихся, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений и навыков самостоятельной работы, поиск и извлечение информации.
Актуальность темы исследования определяется противоречием:
- на социальном уровне – между необходимостью повышения общекультурного и познавательного развития обучающихся среднего звена и недостаточными возможностями урочной деятельности в решении целей и задач современного образования;
- на педагогическом уровне – между необходимостью организации внеурочной деятельности в рамках учебного курса географии и выбором эффективных форм ее организации с обучающимися среднего звена;
- на методическом уровне – между возможностями географического кружка как формы организации внеурочной деятельности школьников и методическими условиями его использования.
Цель работы: рассмотреть методику организации географического кружка.
Объект исследования: внеурочная деятельность по географии.
Предмет исследования: географический кружок как форма организации внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «внеурочная деятельность»;
2. Выявить формы и методы организации внеурочной деятельности по географии;
3. Описать требования к организации внеурочно деятельности согласно ФГОС ООО;
4. Раскрыть особенности географического кружка как формы внеурочной деятельности по географии;
5. Представить опыт организации географического кружка учителями географии.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы, обобщение, педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что:
- в работе были выявлены особенности, условия и методы организации внеурочной деятельности по географии в средней школы;
- раскрыто понятие «географический кружок», особенности его организации в рамках внеурочной деятельности со школьниками среднего звена.
Структура курсовой работ состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Особенности организации внеурочной деятельности по географии
1.1 Цели и задачи внеурочной деятельности в школьном курсе географии
Урочная и внеурочная деятельность должна составлять единую систему, а наличие обязательного статуса во всех классах образовательного учреждения подчеркивает его важность в современном образовании.
Мы рассмотрим особенности внеурочной деятельности как образовательного процесса в рамках учебного предмета «География» в средней школе.
В педагогической теории используются разнообразные формулировки «внеурочной деятельности», а такие понятия как «внеклассная работа, «внешкольная работа», «внеучебная деятельность» употребляются в контексте учебной деятельности и часто ассоциируются с личным желанием и готовностью классного руководителя заниматься этой деятельностью, вовлекать в нее учащихся. Используя термин «внеурочная (и т. д.) работа» имеется ввиду целенаправленная деятельность субъекта воспитания [13], зачастую интерпретация этого понятия сводится к разнообразным воспитательно - образовательным мероприятиям [6], что не идет вразрез с первой позицией.
Внеурочная деятельность по своему определению осуществляется после занятий, во время перемен, т.е. вне занятий. Исходя из этого, существуют существенные различия в целях, задачах и функциях от деятельности обучающихся на уроке. Принципы, содержание и формы также различны.
Для выяснения сущности изучаемого понятия необходимо учитывать современные тенденции, появившиеся в последнее время в педагогической науке. Рассматривая одну из них, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является продолжением учебного процесса, а виды организации этой деятельности аналогичны типам организации учебной деятельности.
В ходе внеклассной деятельности обучающиеся расширяют и углубляют свои знания учебного материала. В. Кутьев дает более широкое объяснение внеурочной деятельности. По его определению, внеурочна деятельность – это система общения учащихся после уроков, которая организуется учителем и учениками с помощью нравственного развития личности, общественно значимых мотивов и внутренних стимулов [13].
География - это предмет, имеющий огромные возможности для организации и проведения внеурочной работы, его содержание пересекается с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с различными событиями в нашей стране. Обучающиеся заинтересованы географическими проблемами, в которых разобраться не возможно на уроке, так как зачастую времени не хватает.
Главной задачей внеурочных занятий по географии является удовлетворение интересов школьников и вспомогательные действия направленные на познание окружающего их мира.
В. Кутьев утверждает, что основной целью организации внеурочной деятельности является гармоничное развитие учащихся. Последние тенденции в педагогической теории тесно связали внеурочную деятельность с семейным воспитанием, образовательной деятельностью в социальных и внеклассных организациях, а современная педагогика в рамках внеклассной деятельности предполагает более широкое понятие [13].
Существует два основных вида внеурочной деятельности:
1) внеклассные мероприятия, проводимые учителями и педагогами дополнительного образования в школе;
2) внеклассная деятельность в клубах, организациях дополнительного образования и в семье [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
2. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.Н. Елховская, В.В. Николина. М., Просвещение, 1988, с. 152.
3. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
4. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999. – 224 c.
5. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В.– 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -288с.- (Современная школа: управление и воспитание).
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / пособие для учителя // Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
7. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).
8. Егоров, Л. В. Основы организации внеурочной деятельности / Л. В. Егоров // Биология в школе. – 1999. – №6. – С. 15-16.
9. Жигулина, Е. В. Проектная деятельность учащихся в рамках работы школьного географического кружка / Е. В. Жигулина, А. Е. Товкес // Учитель : радость творчества, радость труда : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (24-26 марта 2010 года). – Воронеж, 2010. – С. 285- 286.
10. Караковский, В.А. История воспитательной системы обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - С. 7-30.
11. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кейлина- М.: Просвещение, - 2010.
12. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы / Б.П. Куприянов // Народное образование. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-i-vneurochnaya-deyatelnost-dve-bolshie-raznitsy (дата обращения: 08.12.2023).
13. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.-223 с.
14. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я. Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25.
15. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Методические рекомендации / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, Л. Н. Чипышева // под ред. М. И. Солодковой, А. В. Кислякова, Ю. Ю. Барановой – Челябинск: Издательство «ПОЛИГРАФ-мастер», 2011. – 93 с.
16. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. -Режим доступа: http: //standart.edu.ru/.
17. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296. - Режим доступа: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/ 68126/textpage/2/.
18. Петрова, Н.Н. География для настоящего и будущего: методические подходы к совершенствованию школьного географического образования / Н. Н. Петрова, Ю. А. Соловьева // География в школе . - 2014. - № 1. - С. 47-52.
19. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11.
20. Погосян, Н.А. Географический кружок одна из форм внеурочной деятельности / Н.А, Погосян // Образовательная сеть nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2021/02/14/geograficheskiy-kruzhok-odna-iz-form-vneurochnoy-deyatelnosti .
21. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 08.12.2023).
22. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф. Прохорчик. - Минск. 1980. – 143 с.
23. Русских, Г.А. Реализация программ дополнительного географического образования в Летней выездной школе «я - географ» / Г.А. Русских, Е.А. Соболева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programm-dopolnitelnogo-geograficheskogo-obrazovaniya-v-letney-vyezdnoy-shkole-ya-geograf (дата обращения: 08.12.2023).
24. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2005. – 80 с.
25. Семакин, Н.К. Внеклассная работа по географии / Н. К. Семакин. – Москва : Просвещение, 1979.
26. Сологуб, Ю.В. Роль практических работ на внеурочных занятиях по географии с обучающимися в школе / Ю.В. Сологуб, Г.И. Пуртова // Географическое пространство: сбалансированное развитие природы и общества. Мат-лы V заочной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России. – Челябинск: Край Ра, 2017. – с. 86-91.
27. Сушкова, О. Ю. Экологизация географического образования – неотъемлемая часть новой школьной программы / О. Ю. Сушкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. – 2006. – № 1. – С. 83-88.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577.. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8034.
29. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова-- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
30. Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5- 9 классы. Методическое пособие / В. Н. Янушевский — «ВЛАДОС», 2015.