Фрагмент для ознакомления
2
Трансформации в книжной культуре, которые отмечаются в компьютерную эпоху, коснулись не только способом представления и восприятия смыслов, заключающихся в различных текстах, но и связи между автором, читательской аудиторией и самим текстом. Наиболее отчетливо это наблюдается в практике создания и функционирования фанфикшна.
Сегодня фанфикш традиционно связывают с деятельностью так называемых фанатских сообществ. Само явление фанфикшн существенно влияет на отдельные аспекты современной, в наибольшей степени, массовой, культуры. Его исследование позволяет установить причинность интереса к некоторым явлениям культурной жизни, читательские предпочтения, специфику проявления субъектной позиции читателя в качестве участника литературно-творческого процесса и обеспечивает возможность осознать особенности взаимодействия писателя и читательско-зрительской аудитории.
Отметим, что полное изучение фанфикшна подразумевает и практический компонент, имеющий значение для институтов инфраструктуры чтения, в первую очередь, для специалистов издательств, книготорговых организаций, библиотек и учреждений образования. Указанную группу фанфикшн интересует в качестве инструмента стимулирования читательской инициативности, средства пробуждения интереса к тем или иным литературным явлениям. В связи с чем наибольшую важность сегодня представляет изучение фанфикшна и его места в жизни общества. Отметим, что подобное неоднозначное явление нельзя изучить с точки зрения одной науки, необходим полидисциплинарный подход. Солина
В связи с тем, что зачастую современные школьники не проявляют особого интереса к классическим произведениям русской литературы, явление фанфикшн может посодействовать в стимулировании интереса обучающихся. Так, в рамках исследования мы предлагаем рассмотреть фанфикшн как модель творческого практикума на уроках литературы.
Объект исследования – фанфикшн к литературном образовании
Предмет исследования – особенности фанфикшн как модель творческого практикума на уроках литературы.
Цель данного исследования – рассмотреть особенности фанфикшн как модель творческого практикума на уроках литературы.
Данная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть явление фанфикшн как субкультуру и особое явление массовой литературы;
- выявить специфические черты фанфикшн;
- рассмотреть и определить особенности сочинения фанфиков как модели творческого практикума на уроках литературы в 10-11 классах;
- рассмотреть приложение: тексты и описание, как они были использованы на уроках.
Теоретической основой исследования послужили работы: Жиляевой А.И. [5], Мокшиной Ю.Л. [11], Нарыковой Г.В. [14], Семеновой Ю.А., Немальцевой К.В. [19], Четиной Е.М. [22] и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания литературы» среди студентов вузов филологического направления, материал также может быть полезен для учителей литературы, которые могут применять фанфикшн как модель творческой работы в своей педагогической практике.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ФАНФИКШН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Фанфикшн как субкультура и особое явление массовой литературы
Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) представляет собой разновидность творчества поклонников известных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком значении данного слова), производное литературное произведение, которое основано на определенном оригинальном произведении (зачастую, литературном или кинематографическом), применяющее его сюжетную линию и (или) персонажей. Фанфик может являть собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и т.п [6, с. 141].
Представим другой вариант дефиниции: под фанфиком понимают жанр массовой литературы, который создан по мотивам художественного произведения поклонником этого произведения, не преследующим коммерческого интереса, для чтения другими фанатами.
Фанфики создаются по различным фэндомам. Фэндом, фандом (англ. fandom, букв. фанатство) представляет собой неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены одним интересом, связанным с произведениями искусства — увлечением определённым жанром, фильмом, книгой, сериалом и т.д.
Говоря о фанфиках, следует рассмотреть такое понятие, как канон, которое подразумевает общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для той или иной выдуманной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, римейков, экранизаций и т. д. [7].
Существует мнение, что фанфикшн в качестве явления появился сравнительно недавно, но это абсолютно ошибочное мнение. Например, популярное продолжение романа «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, «Скарлетт» Александры Рипли –можно рассматривать как пример фанатского графоманства Нельзя не признать, что это талантливый, изданный, но написанный по мотивам стороннего произведения текст, по причине того, что автор не захотел расставаться с понравившимися героями. Когда Артур Конан Дойль прервал публикацию книг о Шерлоке Холмсе, его поклонники начали создавать свои рассказы о приключениях любимого персонажа.
В первый раз массовый всплеск фанфиков был отмечен в конце 60-х годов, когда на экранах появился сериал «Стар Трек». За период трансляции поклонники сериала подготовили печатный вариант сборника, сочинённых ими фанфиков [6, с. 141].
Отличие фанфика от традиционного произведения заключается в том, что фанфик представляет собой вторичный литературный текст. Фанфикшн представляет собой сублитературу; автору нет необходимости придумывать свой мир, он уже был создан, автору нет нужды выдумывать героев, они уже были описаны, автору необязательно следовать собственному стилю, а только лишь пытаться повторить сочиненное или изображенное кем-то до него. Достойное оригинальное произведение имеет свою ценность, достойный же фанфикшен старается как можно в большей степени соответствовать оригинальному произведению, и без понимания первоисточника ценности почти не представляет.
Фанфиам свойственна неоднородность, потому что каждый фэндом предполагает свои особенности. Тем не менее, жанровые различия едины, в связи с чем признак хорошего тона –наличие в тексте аннотации, в которой указывается название, жанр (иногда он также определяется как категория), рейтинг, и, желательно, отказ от авторских прав на первоначальное произведение (дисклеймер).
Фанфик не подразумевает знак качества, фанфик является лишь особым видом сублитературы.
Фанфик получил развитие в Интернет-пространстве, в частности, на специализированных сайтах. На схожих ресурсах добавление нового материала, как правило, реализуется автоматически, без той или иной предварительной цензуры – и все это не предполагает строгого отбора работ. Из подобных условий последовательно вытекает, что средний уровень фэндомской литературы невысокий, однако это не означает, что фанфики не представляют художественной значимости [6, с. 141].
Сегодня в России движение фикрайтеров развивается, его еще нельзя сопоставить с западным, но оно стремительно растет геометрической прогрессии. Для этого есть все условия, ведь в нашей стране фанфики не преследуются законом, в то время как в Японии и США они нелегальны.
Для действительно талантливого человека, фанфики можно рассматривать как тренировку, возможностью развить писательские навыки и расширить словарный запас, чтобы в последствие написать что-то свое. Как правило, люди сочиняющие фанфики, изначально высокообразованны, большая часть из них со временем стали профессиональными писателями-фантастами. Например, Ника Перумова, Сергея Лукьяненко, Кирилла Еськова, Сергея Сухинова, Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой. [6]
Говоря о фанфиках как о виде искусства, то следует вспомнить такие разновидности фанфикшена, как апокрифы и ориджинал [7].
Апокрифы представляют собой рассказы из серии «не так все было на самом деле», апокрифы неоднозначны и спорны. Некоторые думают, что апокрифы не следует относить к фанфикам, как раз по причине того, что они не отвечают первоисточнику, другие же противоречат, что следование оригиналу все же прослеживается, но на ином уровне. Иначе говоря, проблема апокрифов существует и представляет интерес. Но не все апокрифы равны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасова М. В. Язык фикрайтеров в Рунете: особенности формирования и функционирования: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. Елец, 2016. 25 с.
2. Белякова О. «Типичный фанфег»: опыт исследования частотных сюжетных линий фанфикшн (на материале фандомов «Шерлок», «Сумерки», «Дневники вампира») // Фольклорный текст в современном культурном контексте: традиция и ее переосмысление. орел: орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2016. С. 155-161.
3. Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (английская)»: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2005. 32 с.
4. Голомидова В. О. Контент-анализ русскоязычных фанфикшн-сайтов: творческий подъем российской молодежи или культурная деградация? // Инновационное социально ориентированное развитие России. Томск : Профессиональная наука, 2016. С. 238-248.
5. Жиляева, А.И. Ориджинал и фанфик: критерии разграничения / А.И. Жиляева. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 97-102.
6. Денисова А. И. Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы //Аналитика культурологии. – 2012. – №. 24. – С. 141-143.
7. Интернет-источник «Книга фанфиков» Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы [Электронный ресурс]Режим доступа: https://ficbook.net/readfic/1226297 (дата обращения: 11.12.2023)
8. Интернет-ресурс «Открытый урок – Первое сентября» Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования Денисова Г.А. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/680003 (Дата обращения: 11.12.2023)
9. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 351 с.
10. Колпакова, Т.А. Эволюция фанфикшена с 2005 по 2020 гг. на примере фандома «Гарри Поттер» / Т.А. Колпакова. – Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2020. – Вып. 1. – С. 85-101.
11. Мокшина, Ю.Л. Онлайн-пространство фандома как форма читательского общения современных школьников / Ю.Л. Мокшина. - Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3-3. - С. 204207. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-prostranstvo-fandoma-kak-forma-chitatelskogo-obscheniya-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 11.12.2023).
12. Мокшина Ю.Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы: дисс. … канд. пед. наук. – СПб, 2018. – 455 с.
13. Московкина Е. А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. С. 458-459.
14. Нарыкова Г. В. Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 60-3. – С. 238-242.
15. Прасолова К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX – начала XXI века (творчество поклонников ДЖ. К. Ролинг): дис. … канд. филол. наук, 2009.
16. Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2014. – 200 с.
17. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 – 11 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2014. – 78 с.
18. Семенова Ю. А., Немальцева К. В., Никитина В. А. Использование фанфикшена в изучении литературы и готовность будущих учителей работать с ним //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №. 4 (52). – С. 124-127.
19. Семенова Ю. А., Немальцева К. В. Приёмы работы с фанфикшеном в курсе изучения литературы с учащимися старших классов //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 6 (91). – С. 51-54.
20. Солина А. В. Русскоязычный фанфикшн как объект полидисциплинарного исследования //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – №. 2 (106). – С. 26-35.
21. Черняк В. Д. Фанфик (фэнфик), Фанфикшн // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. Москва: Флинта, 2015. 192 с. С. 174-176.
22. Четина Е.М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. – 2015. № 3. – с. 95-104
23. Шавлюк В. Б. «Фанфикшн»: от жаргонизма к термину // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 1. С. 245-249.
24. Шатрова Е. Д. К проблеме определения жанров произведений фанфикшн // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 1. С. 41-48.
25. Щербакова, А. Фанфики: история, терминология, проблемы / А. Щербакова. – Текст : электронный // Мир фантастики. – URL : https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya (дата обращения: 11.12.2023