Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективность любого предприятия определяется выбором инструментов для управления его бизнес-процессами. Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельность и связанные с ней ресурсы управляются как единый процесс. Способность компаний создавать высокую потребительскую ценность способствует повышению его социально-экономической эффективности. Использование такого метода стратегического анализа, как цепочка создания стоимости позволяет определить наиболее прибыльные операции или этапы производства и поставки продукции, чтобы затем помочь компании сосредоточиться на привлекательных областях и, при необходимости, избавиться от убыточных бизнес-процессов.
Объектом исследования является предприятие ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования – цепочки создания новой стоимости товара ПАО «КАМАЗ» с учетом факторов их определяющих.
Целью данной курсовой работы является предприятия изучение построения цепочки новой стоимости товара ПАО «КАМАЗ» с учетом факторов их определяющих.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
Охарактеризовать понятие и цели оценки бизнеса в антикризисном управлении;
дать понятие и цели стратегической оценки бизнеса;
рассмотреть подходы в стратегической оценке бизнеса;
изучить цепочки создания стоимости;
определить факторы, влияющие на выбор стратегии расчета цены на новый товар;
сформулировать общие выводы.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов, учебные пособия и учебники по стратегическому менеджменту, оценки бизнеса, теории управления, монографии и научные статьи в периодических и электронных изданиях таких авторов, как В.И. Бусов, Е.А. Великородная, О.А. Землянский, М.А. Федотова, Р.М. Курновский и др.
При написании работы использовались методы сравнения, группировок, графического представления данных, анализа и синтеза.
В качестве информационной базы использованы материалы ПАО «КАМАЗ» за период 2020-2022 гг.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Каждая глава имеет логическое структурное деление на параграфы.
Глава 1. Теоретические основы исследования цепочек и факторов создания новой стоимости
1.1 Понятие и цели стратегической оценки бизнеса
В настоящее время проблема стабильного развития бизнеса особенно актуальна, в связи с условиями неопределенности и нестабильной внешней среды, в которой действуют хозяйствующие субъекты. Это требует от предприятий оценки своего бизнеса – постоянного мониторинга изменений в сферах своей деятельности, параметрах рынка, конкурентах и потребителях.
Следуя сформированной стратегии развития, предприятие гарантирует условия для эффективного производственного процесса, обеспечивающего высокую стабильность экономических показателей и планируемый уровень рентабельности. Принятие стратегических решений при отказе от мониторинга рыночной ситуации приводит к непредсказуемым результатам.
Такие управленческие решения характеризуются высоким риском и негативными экономическими последствиями из-за резкого изменения рыночной ситуации, потребностей населения или неспособности новых организационных форм оправдать себя [9].
Анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также экономический анализ финансовых показатели эффективности, если они и не приводят к успешной стратегии, но дают руководителю возможность избежать риска банкротства, кризиса. В конечном счете, все эти действия направлены на реализацию главной цели предприятия, на его стратегическое развитие. Такие управленческие решения являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, осуществляемой с минимальным риском и предполагающей определенный ожидаемый доход в соответствии с прогнозом [7].
Руководителям организаций приходится постоянно думать о способах повышения эффективности организации, что предполагает непрерывную оценку бизнеса.
В современной экономике хорошо изучены различные подходы к оценке бизнеса, и многие показатели эффективности широко используются на практике. Задачей руководства любой компании является выбор из множества именно тех критериев, по которым можно было бы получить наиболее правдивую картину развития бизнеса компании. В период высокой нестабильности внешней среды, который сегодня переживает российская экономика, проблема выживания в конкурентной борьбе и повышения эффективности предприятий занимает центральное место. В этих условиях возникает проблема разработки стратегических мер по поддержанию их устойчивого функционирования. В случае своевременного выявления отклонений показателей эффективности от целей организации менеджеры могут разработать стратегический план развития [7].
Эффективность функционирования любой организации во многом зависит от ее способности генерировать прибыль. Чтобы оценить эту способность, анализ финансовых показателей заключается в определении того, насколько стабильны доходы и расходы в текущем периоде, какие и в какой степени показатели отчетности о финансовых результатах могут быть использованы для планирования финансовых потоков, экономической эффективности использования капитала и насколько разумны и выполнимы управленческие решения. Целью анализа финансовых результатов является решение комплекса аналитических задач. Наиболее важным фактором для анализа показателей эффективности является объем и качество исходной информации [10].
Следует иметь в виду, что финансовая отчетность организации позволяет анализировать и интерпретировать общие показатели эффективности без учета специфики организации, экономической ситуации и интересов пользователей, следовательно, необходим комплексный анализ деятельности компании с учетом факторов становится актуальным изучение внешней и внутренней среды, а также анализ конкурентной позиции организации в отрасли.
По мнению многих авторов исследований, важную роль в процессе хозяйственной деятельности предприятий, при долгосрочном и краткосрочном планировании, играет анализ показателей предприятия, который должен охватывать следующие области [8, 9, 10]:
1) оценка внутренней среды предприятия, т.е. изучение материальные и нематериальные ресурсы предприятия, а также технологические возможности и интеллектуальный потенциал, необходимые для функционирования хозяйственной деятельности;
2) оценка внешней среды, т.е. выявление рыночных возможностей для практической реализации результатов бизнес-проекта, а также выявление потенциальных угроз и прогнозирование рисковых ситуаций;
3) экспертиза бизнес-проекта, которая охватывает производственно-технологические, организационные, экономические и экологические аспекты его реализации. В настоящее время разработано большое количество методов оценки внутренней и внешней среды, используемых в стратегическом, инвестиционном и инновационном менеджменте, а также при проведении проектного и портфельного анализа.
Таким образом, главным условием успешного функционирования предприятия является способность не только оставаться на плаву, но и обеспечивать прибыльность предприятия, чему способствует понимание конкурентной среды.
1.2 Подходы в стратегической оценке бизнеса
Чтобы провести точную оценку стоимости бизнеса, нужно изучить состояние отрасли, сделать финансовый анализ, спрогнозировать будущие денежные потоки и многое другое. Стоимость бизнеса полезно знать при продаже, покупке или объединении компании. Еще бизнес оценивают при ликвидации и банкротстве.
При продаже собственнику важно, чтобы он не продал компанию дешевле, чем она стоит в этот момент на рынке. При оценке стоимости компании считаются не только активы, которые у нее есть, но и потенциал доходов.
При покупке будущий владелец должен изучить нюансы, так как можно купить убыточный бизнес и потерять деньги.
При продаже или покупке рассчитывают рыночную стоимость бизнеса. Это цена, при которой компанию могут купить на открытом, конкурентном рынке.
При ликвидации и банкротстве компании рассчитывают ее ликвидационную стоимость: она учитывает скидку на быструю продажу. Чаще всего это цена, за которую быстро купят активы компании.
Этапы процесса оценки стоимости бизнеса приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы процесса оценки стоимости бизнеса
Есть три подхода к оценке стоимости компании: затратный, доходный и сравнительный. Они приведены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.94 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2 Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2: Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.00 г. // СПС «КонсультантПлюс».
3 Андреева Т.В. Цепочка создания ценности продукта: формирование и оценка эффективности: монография / Т.В. Андреева; Т. В. Андреева. – Москва: РИОР, 2012. – 169 с.
4 Кореновский Р.М. Цепочка создания стоимости: содержание, элементы и возможности ее использования / Р.М. Куровский, Е.А. Великородная // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 8(157). – С. 241-245.
5 Лаптев И.Н. Конкурентные преимущества компании и цепочка создания стоимости / И.Н. Лаптев // Общественные науки. – 2020. – № 2(29). – С. 29-33.
6 Лукашенко А.Ю. Цепочки создания стоимости в управлении процессами на предприятии / А.Ю. Лукашенко // Решетневские чтения. - 2018. – Том 2. – с. 485-486.
7 Лю О.Б. Эволюция подходов к управлению предприятием: от внутрифирменного планирования к цепочке создания ценности и экосистемам / О.Б. Лю // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем: Сборник аннотаций докладов Пятой международной научной конференции памяти академика А.И. Татаркина, Челябинск, 16–18 ноября 2021 года / Под общей редакцией В.И. Бархатова, Д.А. Плетнёва. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. – С. 62-63.
8 Спиридонова Е.А. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для вузов / Е.А. Спиридонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 317 с.
9 Стратегический менеджмент: учебник / П.А. Михненко, Т.А. Волкова, А.Л. Дрондин, А.В. Вегера; Под ред. П.А. Михненко. – М.: Университет «Синергия», 2019. – 305 с.
10 Федотова М.А. Оценка стоимости активов и бизнеса: учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский; под редакцией М. А. Федотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 522 с.
11 Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 321 с.
12 Яковлева Е.А. Цепочка создания стоимости инновационного продукта для потребления / Е.А. Яковлева, Я.Г. Бучаев, М.М. Гаджиев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 12(48). – С. 118.
13 Официальный сайт ПАО «КАМАЗ» // https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/financial-statements/?ysclid=lpz8qsgsq8150478657