Фрагмент для ознакомления
2
Вся русская литература делится по своему содержанию на реалистическую, романтическую и фантастическую.
В первом случае мы имеем дело с самосознанием как таковым: когда люди стараются описать быт и нравы других людей, не уводя при этом, контекст далеко от природы вещей. К таковым можно отнести Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Горького, Чехова и Толстого.
Если речь идет о романтической литературе, мы имеем дело уже со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и Блока.
Писатели-фантасты, которые все же должны были сохранять реалистичность подачи «знания» о человеке («Мертвые души», «Вий») – это, конечно же, Гоголь, Коваль, Носов, Козлов.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно лингвистические средства создания образа в повести Гоголя «Вий» – единственный способ понять, каким образом автор «стоял на своем» в столь трудоемком процессе описывания ужасного для человека, отягощенного «ночным» светом еще не эволюционировавших фонарей Петербурга, способного к жизни только через ярчайшее устранение описательной в связи неточности, той самой работой «над ролью» образа, о которой Михаил Чехов писал для актеров (как драматург) с точки зрения уже их «авторства».
Мы имеем здесь дело («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Мертвые души», «Портрет», «Ревизор») с темной стороной жизни, которая точно имеет градацию и строго очерченную образную систему.
Степень научной разработанности выбранной темы очень высока. Такие исследователи, как Гумбольдт, Шкловский, Лотман, имели инструментарий по отношению к литературе натуралистической, какой все-таки и является фантастическое у Гоголя, хоть и не столь живописно, как у Гончарова, Лескова или же Салтыкова-Щедрина. Инструментарий этот – языковое начало в исследовании самого главного: стилистического и духовного по отношению к фактам истории.
Задачи исследования:
1. Очертить литературное сходство ролей и образов Гоголя-драматурга и Гоголя-натуралиста (прозаика, доходящего к степени достоверности, как к публицистике)
2. Проследить тенденции в изображении чудовищного и страшного для создания образа в повести «Вий»
3. Подвести итоги практического рассмотрения образности Гоголя («Вий») в русской литературе
4. Изобразить творческий и религиозный пути писателя в контексте истории дореволюционной России.
Объект исследования – язык повести Н. В. Гоголя «Вий».
Предмет исследования – лингвистические средства создания образов в повести Н. В. Гоголя «Вий».
Глава 1. Общие сведения о произведении Н. В. Гоголя «Вий»
1.1 Жизненный и художественный пути Н. В. Гоголя при создании произведения «Вий»
Н. В. Гоголь – известнейший русский писатель и драматург, а также и
публицист 19-го столетия, происходящий из рода малороссийских дворян. Явившись основателем натуральной школы в русской литературе (40-е годы), Гоголь сумел повлиять на таких авторов, как Достоевский, Пушкин, Тютчев, Булгаков, Толстой, Набоков.
Важно отметить, что Гоголь всегда мечтал об Америке. В своих путешествиях и в Италию, где тепло и так «не похоже» на Санкт-Петербург или Киев, он думал о судьбах родины не с позиции «разоблачительства», как принято думать-то, в принципе, о критическом реализме и о произведении «Мертвые души», а о том самом колорите, которым богат местный для него быт, польско-украинский (Гоголь имеет польские корни) и мистическо-русский («Нос», «Ревизор», «Мертвые души»).
Все, что мы знаем о предпочтениях Гоголя в стиле одежды – как бы вес в сторону колорита «самопроявления»: смесь ярчайших цветов, шарфы, всяческие подробности воротников – все, что сближало его с миром моды и в литературе.
Именно с Пушкина и знакомства с его кругом начинается в жизни Гоголя та, сверх меры, удовлетворительная ситуация, о которой не шла речь, когда Гоголь работал писцом и был вынужден «осаждать мать» по вопросам наследия народного творчества, рукописей-собраний преданий, стихов, песен, сказов.
«Миргород», в состав которого входит «Вий», был создан Гоголем после знакомства с Пушкиным в 1835-м г., как и сборник статей и рассказов, после которого слава Гоголя как писателя и была упрочена, «Арабески».
Проведем параллель о Киеве, Миргороде и о Риме (о чем речь уже заходила в отношении жизненных увлечений Гоголя) с Москвой-«третьим Римом». Почему «Миргород»? Именно по причине того, что почувствовалась Гоголем «централизация власти» по отношению к Киевским землям, а также единство востока и запада по отношению к красоте женщины «с черевичками» («Вечера на хуторе близ Диканьки»), о чем здесь речь уже не идет, ведь «Миргород» можно назвать тематическим продолжением их, именно темы ужасного по отношению к этому произведению.
Существенно важным является то, что критик и литературовед Г. Белинский имел возможным «достучаться» до автора в этом вопросе изображения ужаса в «материализованном» виде. Прочитав описания «Вия» о «правильной пирамиде» со слизью, критик заметил, что сама неопределенность здесь – это то самое «слишком». Как думает автор работы, она и пугающая для читателя.
Вызывает недоумение у причастных к миру кинематографа, почему после 1909-го г. «Вий» столько раз был экранизирован. Ведь в описаниях, фабуле речь идет о дореволюционном времени. Пересмотр этой темы, ремейк снятого, как и обращение к этому уже в современном полнометражном кино, был «мечтой» самого Гоголя относительно визуализации всего связанного с театром.
«Непрекращающаяся» тема ужаса в его творчестве была данью времени малого освещения Петербурга и узких комнат, труда монотонного и лишь спустя годы оплачиваемого по достоинству и стремления Достоевского, перенесшего веяния произведений Гоголя, изобразить бедность в многообразии.