Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья неотъемлемая часть деятельности любой муниципальной библиотеки, а также музейных учреждений, которые играют важную роль в социализации личности через приобщение к культурному и природному наследию. Главная задача социальных и культурно-досуговых учреждений это возможность реализовать интересы и запросы инвалидов, организовать их культурный досуг и общение, налаживание социального взаимодействия. Такие учреждения несут ценный вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации людей с ОВЗ.
Последнее десятилетие отмечено заметными переменами в отношении государства и общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. На разных уровнях и в разных сферах жизни им стало уделяться гораздо больше внимания. В России формируется единая государственная система медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, разрабатываются основные направления государственной политики по отношению к инвалидам и основы законодательства об их защищенности.
Участие библиотек России в реализации региональных, муниципальных библиотечных программ направлено на формирование потребности пользователя в получении информации, предоставление качественного библиотечного обслуживания, проведение в стенах библиотеки различных встреч с носителями культуры, образования, науки, во взаимодействии с учреждениями социальной сферы.
Многие библиотеки страны имеют опыт обслуживания инвалидов, включающий предоставление справочной информации и изданий, организацию массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации, развитию творческих способностей и др. В ряде мест создаются специальные структурные подразделения по работе с инвалидами, разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские отношения с заинтересованными учреждениями.
Цель исследования: изучение особенностей библиотечного обслуживания пользователей с особенными потребностями.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить проблемы социализации инвалидов и облей с особыми потребностями;
• Выявить особенности библиотечного и музейного обслуживания лиц с ограниченными возможностями;
• Охарактеризовать деятельность Каневской библиотеки;
• Провести анализ деятельности библиотеки с людьми с ОВЗ.
Объект исследования: библиотечное обслуживание людей с особыми потребностями.
Предмет исследования: организация библиотечного обслуживания посетителей с особыми потребностями в библиотеке Каневского района.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, интерпретация.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Инвалиды и лица с особыми образовательными потребностями в России: проблема инклюзии
В последнее время во всем мире наблюдается неуклонный рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с инвалидностью. Причины инвалидизации весьма различны: наследственная предрасположенность и неблагоприятные экологические факторы, высокий уровень урбанизации и научно-технический прогресс, провоцирующий использование различных технических средств в разных областях экономики, техногенные и природные катастрофы, высокий уровень стрессовых ситуаций и психологического напряжения в мегаполисах, волнообразность развития новых инфекционных заболеваний (в т. ч. эпидемии и пандемии), политическая нестабильность в мире, миграции населения, войны и локальные конфликты. В связи с этим, инвалидность как медицинское, социальное и психологическое явление становится общегосударственной и мировой проблемой .
Проблема медицинской, психологической и социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям жизни в обществе является одной из главных граней актуальных проблем современного общества. В связи с этим появилось и новое направление – социокультурная реабилитация и абилитация – это целостный комплекс мер и процесс, направленный на оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных отношениях, реализации культурных интересов и запросов .
Проблема изучения инвалидности в нашей стране, как и других показателей здравоохранения, весьма актуальна. В настоящее время в России более 300 тысяч человек ежегодно впервые признаются инвалидами. В целом более 8,5 миллиона человек получают пенсии по инвалидности. В структуре первичной инвалидности инвалиды I группы составляют около 15 %, II группы – 60%, III группы – 25%. В последние годы наблюдается расширение первичного доступа к инвалидам. По возрасту впервые ставшие инвалидами распределяются следующим образом: 10-15 % – лица пенсионного возраста, 85-90% – трудоспособное население.
В структуре инвалидности по причинам 1-е место занимают заболевания сердечно-сосудистой системы (более 30 %), 2-е место – злокачественные новообразования (около 20%), 3-е место – травмы (около 15 %). Отметим, что первые две группы относятся к числу психосоматических заболеваний человека .
Особое место в инвалидности занимает проблема детей-инвалидов, которые составляют в России более 200 тысяч человек. В структуре инвалидности с детства преобладают психоневрологические заболевания, в том числе умственная отсталость (более 50 %), за которыми следуют заболевания нервной системы, в том числе детский церебральный паралич, врожденные аномалии, последствия травм и отравлений .
Анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов затруднен по следующим причинам:
• большинство людей с ограниченными возможностями имеют низкий уровень удовлетворенности жизнью;
• отрицательная динамика также отражается на уровне самооценки;
• инвалиды имеют значительные проблемы в сфере общения с окружающими, а также в отношениях с родственниками и друзьями;
• в эмоциональном состоянии инвалидов часто присутствует тревога и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь .
Именно благодаря современным методам социокультурной реабилитации существует высокая вероятность избавления от вышеперечисленных проблем. Социокультурная реабилитация сегодня является одним из современных и эффективных направлений комплексной реабилитации инвалидов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмадов, М.И. Формирование институциональных императивов реализации и развития государственной социальной политики в современных экономических условиях / М.И. Ахмадов. – Грозный: Грозненский рабочий, 2019. – 350 с
2. Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-raboty-v-muzee-s-lyudmi-s-ogranichennymivozmozhnostyami
3. Гериева А.Д. «Организация работы библиотеки с пользователями с ОВЗ». /[Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://lib.kbsu.ru/Files/Docс%20ОВЗ%20(доклад).pdf
4. ГОСТ Р 55138-2017.Реабилитация и абилитация инвалидов. Качество реабилитационных и абилитационных услуг. Основные положения: национальный стандарт РФ: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1774-ст
5. Кулишова Н.Б. Музейная работа как фактор социализации детей с ОВЗ. /[Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL:http://2wing2.ru/images/teacher/kulishova/muzeinaya_rabota.pdf.
6. Немашкалова, К.Г. Государственная социальная политика: экономические основы, институты, оценка эффективности. – Ростов-на-Дону: Альтаир, 2013. – 158 с.
7. Новиков, М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика / М.Л. Новиков. – М: РООИ «Перспектива», 2008. – 140 с.
8. Пономарь, В. Н. Библиотека - открытое информационное пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья: работа в рамках проекта "Заветы доброй старины" / В. Н. Пономарь // Наука и образование: новое время. – 2021. – № 1(42). – С. 112-118.
9. Санарова, Л. Г. Деятельность Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Тыва по работе с детьми ОВЗ / Л. Г. Санарова // Научные труды Тувинского государственного университета : Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Тувинского государственного университета, посвященной 100-летию образования Тувинской Народной Республики, Кызыл, 30 октября 2021 года. Том Выпуск XX. – Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет", 2021. – С. 163-164.
10. Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации /М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; Под общ.ред. В.И.Ломакина и др. — М., 2002. — 144 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: https://megaobuchalka.ru/5/38835.html.
11. Туранина, Н. А. Проектный менеджмент в обслуживании пользователей с ОВЗ в библиотеке / Н. А. Туранина, М. Ф. Курилова // Библиотечно-информационное образование сквозь призму профессионального стандарта "Специалист библиотечно-информационной деятельности" : Тезисы докладов XVIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции памяти В.А. Минкиной, Санкт-Петербург, 23–24 марта 2023 года / Сост. В.В. Брежнева, А.С. Крымская. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2023. – С. 87-88.
12. Хорошавина, Е. В. Инклюзивное социокультурное пространство общедоступных библиотек для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Хорошавина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 2(106). – С. 160-172.
13. Чалдаева Д.А., Нигматьянова И.Г. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3