Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЖУРНАЛИСТИКЕ 5
1.1 Миссия современного журналиста и этика 5
1.2 «Медиаэтический стандарт» и его роль в работе журналиста 8
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТОВ В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ 15
2.1 Эволюция этики журналистской деятельности на примере трансформация культуры речи российских тележурналистов 15
2.2 Кодекс журналистов России и его функционирование 21
2.3 Общественная коллегия по жалобам на прессу как инструмент регулирования в медиасфере: практика обращения граждан России в 2021 г. Закон о «фейках» от 04.03.2022 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена существующими недостатками в работе СМИ, необходимостью изучения вопроса о регулировании деятельности массмедиа в демократическом обществе.
Миссия такой социально ориентированной профессии, как журналистика – это не только четкое следование цели в соответствии с возложенными на нее со стороны общества обязательствами, но и прежде всего осознание ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Вот лишь две, дополняющие друг друга дефиниции понятия миссии: предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль и жизненная, историческая роль какого-нибудь деятеля или общественной группы» . То есть данная категория всегда несет определенный аксиологический смысл, поэтому и употребляется чаще в отношении тех профессий, которые в высшей степени «обременены» социальной нагрузкой. Например, в дипломатии, где особенно остро стоит вопрос об ответственности представителей профессии за судьбу взаимоотношений между государствами.
Миссионерская деятельность также предполагает высокую моральную планку для тех, кто этим занимается. Таким образом, миссия – это категория, в первую очередь, деонтологическая, представляющая собой квинтэссенцию профессионального долга.
Целью данной работы является рассмотрение профессионально-этических правил и норм в законодательстве в журналистике.
Задачи:
- описать миссию современного журналиста и этику;
- рассмотреть «медиаэтический стандарт» и его роль в работе журналиста ;
- изучить эволюцию этики журналистской деятельности на примере трансформация культуры речи российских тележурналистов;
- описать Кодекс журналистов России и его функционирование;
- изучить Общественную коллегия по жалобам на прессу как инструмент регулирования в медиасфере: практику обращения граждан России в 2021 г. ; закон о «фейках» от 04.03.2022.
Объект исследования - профессионально-этические правила и нормы в этике журналиста.
Предмет исследования – специфика профессиональной этики журналиста в России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЖУРНАЛИСТИКЕ
1.1 Миссия современного журналиста и этика
Автор первого кодекса профессиональной этики российской журналистики Д.С. Авраамов пишет об общесоциальном происхождении профессионального долга журналистов и определяет его как основное понятие в профессиональной морали . В том же ключе осмысливает категорию профессионального долга и исследователь Г.В. Лазутина – это «выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые содружество добровольно берет на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни» . Расшифровку этих обязательств демонстрируют Международные принципы журналистской этики (1983 г. – Париж, Прага): «Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности» .
Журналистский долг следует рассматривать, по-видимому, как совокупность обязанностей по всему спектру профессиональных отношений, система которых задана законами функционирования журналистики как особого социального института, действующего в интересах всего общества. Отсюда берет начало и проблема ответственности как принятия к исполнению долга журналиста перед обществом. Самое главное для журналиста, честно выполняющего профессиональный долг – четкое осознание роли СМИ в информационном обеспечении демократии через достижение информированности общества.
Конечно, журналистика, будучи «четвертой ветвью власти», должна оставаться одним из главных инструментов в установлении и поддержании демократии. Но сегодня привычное представление о профессиональном долге и миссии журналистики модифицируется, так как кардинально изменяются условия профессиональной деятельности.
Стремительное развитие коммуникаций за последние 10–20 лет вывело медиа за пределы традиционной системы СМИ, аудитория стала пользователем – полноценным участником интерактивного процесса потребления и создания информации, автором новых социальных медиа.
В этой связи возникает потребность и в переработке профессиональных стандартов журналистики, в частности, этических. Сами журналисты являются сегодня блогерами, ведут аккаунты в социальных сетях, и редакции уже устанавливают внутренние правила, оговаривающие вопросы возможного репутационного ущерба для СМИ в связи с частными твитами сотрудников (Би-Би-Си, «Эхо Москвы»).
Трансформация средств массовой коммуникации в условиях становления информационного общества влечет за собой серьезную перестройку системы функций журналистики как особой сферы деятельности, следовательно, необходимо переосмысление ее роли в жизни современного социума.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 14.12.2023)
2) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 14.12.2023)
II. Монографии, статьи, учебники
3) Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 264 с.
4) Демина М.А. Общественная коллегия по жалобам на прессу как инструмент регулирования в медиасфере//МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБЩЕСТВО – 2021. Сборник студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции. Отв. за выпуск С.Х. Петерайтис. Тольятти, 2023. С. 109-112
5) Дмитрий Киселев пригрозил США ядерной войной//https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/dmitrij_kiselev_prigrozil_ssha_jadernoj_vojnoj_-365138/ (дата обращения 14.12.2023)
6) Закон об уголовном наказании за фейки. Как он изменил работу журналистов//https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d (дата обращения 14.12.2023)
7) Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999. 208 с.
8) Марчан К.В. К вопросу о трансформации миссии современной журналистики//МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА: ЭПОХА ГЛОБАЛЬНЫХ РЕФОРМ. материалы I международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 123-129
9) Место встречи: Пришёл и говорю?! От 20.09.2017// https://rutube.ru/video/0d24a3aa5ee1d71d056f223068706093/ (дата обращения 14.12.2023)
10) Нигматуллина К. Р., Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 3. — С. 84-90
11) Премия им. Листьева 2010. Полная речь Леонида Парфёнова// https://www.youtube.com/watch?v=O9nvQhUBA0k (дата обращения 14.12.2023)
12) Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста : материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 мая 2018 года. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018.
13) Сафронова О. В. К вопросу о правовой культуре современного журналиста//ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Брянск, 2021. С. 179-185
14) Тулупов В. В. Уроки журналистики: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020.
15) Цветкова Е. В., Фейк-ньюз: взгляд журналиста и юриста // Российская юстиция. — 2020. — № 4. — С. 61-65
16) Шибаев Д. В., Этико-правовое регулирование сферы средств массовой информации // Информационное право. — 2017. — № 3. — С. 34-36