Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности начальной школы
1.1. Анализ понятия здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Многообразие взглядов на понятия здоровье и здоровый образ жизни достаточно велико. Понимание здоровья - понятие очень сложное. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
рассматривается всегда на государственном уровне. К сожалению, существует негативная тенденция для ухудшения состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России [8].
Особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др. Считается, что эта проблема в практический части реализации процессов здоровьесбережения разработана недостаточно. Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровье трактуется как состояние равновесия между требованиями среды и силами организма. Основатель валеологии И.И. Брехман отмечает, что здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели. Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, само здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С ним созвучно определение ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. В определении выделены все основные компоненты понятия здоровья, что и будет взято за основу в настоящей работе. Сегодня выделяют следующие компоненты здоровья:
1. Соматическое.
2. Физическое.
3. Психическое.
4. Нравственное.
Под соматическим здоровьем понимают текущее состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Под физическим здоровьем понимают уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма [12].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта субъекта. Под нравственным здоровьем понимают комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида. Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и условиями постоянно меняющейся среды [15].
Ученый В.П. Петленко считает, что потенциал здоровья и здоровьесбережение – это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно определить предрасположенность к тому или иному заболеванию. Исследователь П.И. Калью выделяет шесть признаков здоровья:
1. Отсутствие болезни. То есть, состояние целостности и свободы от
физических и психических заболеваний.
2. Нормальная функция организма на всех уровнях организации.
3. Способность к выполнению основных социальных функций.
4. Полное физическое душевное, умственное и социальное благополучие.
5. Динамическое равновесие организма и его функций.
6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям
существования окружающей среды.
Понятие «образ жизни» является сложносоставным и комплексным. Это понятие отражает ценностные ориентации людей и причины их поведения. В основу этого заложены суждения о поведении человека и способах его жизнедеятельности. Здесь же могут рассматриваться способы поддержание здоровья и отсутствие вредных привычек [3].
Под здоровьесберегающими технологиями понимают технологии, которые используют целенаправленно для пользы здоровья субъекта, связанного с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах). Они направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью. В современных исследованиях в этой области понятие здоровый образ жизни рассматривается в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности. Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием самых различных социальных факторов. Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что понятие образ жизни весьма многопланово и охватывает различные сферы жизнедеятельности людей.
Под здоровьесберегающими технологиями В.Д. Сонькин понимает следующее:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, оптимальность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребёнка и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка [6].
В разработках Стихиной Н.В. предполагается реализация здоровьесберегающей направленности обучения физике осуществлять по следующему плану:
- в соответствии со здоровьесберегающей направленностью диагностичное формулирование цели обучения; - оценка уровня осведомленности школьников в области сохранения и укрепления здоровья;
- конструирование содержания учебного материала по физике, позволяющего сформировать умения школьников сохранять и укреплять свое здоровье;
- выбор форм, методов и средств учебно-познавательной деятельности школьников, позволяющих им использовать знания и умения для укрепления собственного здоровья;
- оценка результатов деятельности учащихся по использованию ими умений сохранять и укреплять свое здоровье;
- корректировка деятельности учителя на основе результатов мониторинга и анализа собственной деятельности [27].
Исследователи Ю.П. Лисицин, Г.И. Царегородцев определяют здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья как условия и предпосылок развития разных сторон жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни представляет собой поведение и мышление человека, которое обеспечивает ему охрану и укрепление здоровья. По современным представлениям исследователей, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
-рациональный режим дня;
- личная гигиена;
- здоровое и правильное питание;
- психо - эмоциональный комфорт;
- закаливание организма;
- рациональная двигательная активность;
- профилактика заболеваний.
Л.Г. Крыжановская в структуре здоровьесберегающей среды образовательной организации выделяет внешние и внутренние компоненты. Внешняя среда включает в себя экологическую пространственность, материально-технические объекты, условия проведения учебных занятий и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися; внутренняя – представляет совокупность организационно-педагогических, психологических и других условий [10].
Из всего сказанного можно сделать вывод, что понятие здоровый образ жизни можно определить, как способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, которое можно обеспечить субъекту за счёт перечисленных выше факторов. Вообще, проблемой формирования здоровья и здорового образа жизни носит выраженный междисциплинарный научный характер [21].
Таким образом, в процессе реализации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующее:
- образовательные потребности учащихся;
- их индивидуальные особенности и возможности;
- состояние образовательной среды.
Повседневная жизнь ребёнка должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, с помощью рационального режима дня, развития культурно-гигиенических навыков, здорового и правильного питания и психо эмоционального комфорта. Здесь же можно говорить о закаливании организма ребёнка, о его рациональной двигательной активности и профилактики заболеваний и др. Под здоровьем будем понимать состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Под здоровым образом жизни будем понимать способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, с помощью различных аспектов. Таких как рациональный режим дня, привитие культурно-гигиенических навыков, здорового и правильного питания и др. [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – No 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – No 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности [Текст] / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. - 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь. - 2012. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности младших школьников [Текст] / Е.С. Евтеева // Молодежь XXIвека: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. - 2017. – С.95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников [Текст] / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. - 2017. – С.336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – No 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства [Текст] / М.А. Иваненко // автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / М.А. Иваненко. – Екатеринбург. - 2005. – 23 с.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Крыжановская, Л.Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор оптимизации личностного развития студентов колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Л.Г. Крыжановская. – Оренбург. 2006. – 21 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст] / И.Л. Левина // автореф. дисс. д-ра. мед. н. / И.Л. Левина. – Томск, 2003. – 42 с.
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность младших школьников как фактор всестороннего развития личности [Текст] / Т.А. Любецкая, Н.А.Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185- 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – No 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – М.: Буки-Веди. - 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – М.: Перо. - 2017. – С.60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе [Текст] / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск: НСК.:СибАК. - 2013. – С.127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников [Текст] / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – No 2 (12). – С.56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – No5. – С.260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – No 6 (11). – С.143-153.
Родионова, Л.А. Социально-коммуникативное развитие младших школьников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] / Л.А. Родионова, С.В. Пазухина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г. – СПб.: Свое издательство. - 2017. – С.63-65.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников [Текст] / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск: Мир науки. - 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ. - 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника [Текст] / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – No 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. - 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. - 2017. – С.29-33.
25. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника [Текст] / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». - 2018. – С.62-64.