Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая развивающиеся рыночные отношения, государство обязано уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Это обусловлено тем, что благосостояние государства и его граждан тесно связано не только с внутренним состоянием экономики, но и с развитием внешнеэкономических связей и занятием активной позиции на мировом рынке.
В контексте таможенного дела первостепенной задачей государства является развитие внешнеторговых отношений и активизация международного товарообмена, а также расширение возможностей для продажи отечественной продукции. Льготы играют важную роль в достижении этих целей, представляя собой эффективный инструмент государственного воздействия на отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Льготный институт в таможенном праве ориентирован на учет частных интересов хозяйствующих субъектов, помогая им минимизировать потери при взаимодействии с таможенными органами. Различные льготы по уплате таможенных платежей стимулируют активность участников внешнеторговой деятельности и, следовательно, положительно влияют на достижение указанных задач.
Выбор данной темы обусловлен возросшей значимостью развития партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности, которые способствуют ее росту. Правовое регулирование отношений, возникающих в обществе, осуществляется в контексте политических приоритетов, определенных публичной властью.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей применения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на примере России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы применения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС.
- Провести анализ применения системы тарифных льгот и преференций при таможенном декларировании товаров.
- Рассмотреть проблемы применения тарифных льгот и преференций, найти пути их решения и выявить направления развития.
Объектом данной работы являются тарифные льготы и преференции, а предметом - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе практики применения тарифных льгот и преференций.
Труды отечественных правоведов, изучающих общие вопросы таможенного права и проблематику предоставления льгот и преференций, в том числе таможенных, составляют теоретическую основу исследования. Основными методами исследования являются системно-структурный, логический, исторический, сравнительно-правовой и другие.
Структура работы состоит из введения, основной части (трех глав), заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении описывается актуальность исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования, степень разработанности темы, теоретическая и методологическая базы исследования, а также методы и структура работы.
Первая глава рассматривает теоретические и нормативно-правовые аспекты тарифных льгот и преференций, вторая глава посвящена анализу поступления таможенных платежей в бюджет РФ и применению тарифных льгот и преференций. Третья глава выделяет проблемы и пути совершенствования системы тарифных преференций ЕАЭС.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ
1.1 История развития взимания таможенных платежей и возникновения тарифных преференций и льгот
Таможенные пошлины занимают особое место среди государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более тысячи лет. С давних времен на Руси собирались пошлины со всех видов товаров. Памятник древнерусского права "Русская Правда" свидетельствует о том, что таможенная плата за торговлю была введена законодательно уже в IX веке. Сборщик пошлин, или "мытник", рассматривался как человек, поддерживающий интересы купцов и оберегающий их имущество. Слово "тамга" появилось во времена татаро-монгольского ига и означало наложение на товар клейма или печати, разрешающих его провоз и продажу. Позже "тамгой" стали называть саму пошлину, взимаемую при торговле на рынках, местом уплаты пошлины стали таможни, а людей, взыскивающих пошлину, - таможенниками [1].
Всегда в России большое внимание уделялось налогообложению, что в значительной степени определялось ролью таможенных платежей в развитии отечественной промышленности и увеличении дохода государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий менялась степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. После многих лет монополии на внешнюю торговлю в СССР были введены эффективные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Одной из главных составляющих такого регулирования стало таможенное.
Таможенные платежи являются одним из основных источников доходов государственного бюджета. С помощью этих платежей решаются социальные вопросы, выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия, поддерживается наука, предпринимательство, финансируются государственные программы, инвестиции в различные сферы деятельности и т.д. Важной задачей является также развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена и расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Вместе с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеэкономической деятельности, таможенные льготы являются эффективным инструментом государственного воздействия на отношения, возникающие при пересечении таможенной границы [2].
Система таможенных льгот и преференций имеет свое начало в истории колониальной системы мира. Политика колониальных тарифов стала основой организации монополий стран мира. Система колониальных таможенных тарифов была более привлекательна для метрополий, чем для колоний, так как колонии экспортировали сырье, которое свободно продавалось на большинстве рынков, в то время как метрополии экспортировали готовые товары. Введение таможенных преференций давало большие преимущества метрополиям перед колониями.
В первой половине 1950-х годов возникли новые подходы к проблемам преференциальной системы. Разработаны новые льготы и преференции в отношении промышленно развитых капиталистических государств. Прогресс развития системы таможенных льгот и преференций начался с создания Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1947 году. В 1964 году на конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию было заключено соглашение о создании новой системы таможенных льгот и преференций. Главное условие - льготы и преференции должны быть невзаимными и не дискриминационными, они должны быть распространены на все развивающиеся страны. Введение таких мер требовало действия от всех индустриально развитых стран. Суть общей системы таможенных льгот и преференций заключается в предоставлении развивающимся странам упрощенных условий доступа их товаров на внешние рынки. Основной механизм таких льгот - таможенные льготы [3].
Фрагмент для ознакомления
3
І. НПА
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01.01.2018). // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. «Договор о зоне свободной торговли» (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011). [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121497/ (дата обращения 20.03.2023).
3. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
6. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 19.12.2022) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/
7. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза». [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201514/ (дата обращения 22.12.2023).
9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 17.03.2022) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302985/ (дата обращения 22.12.2023).
ІІ. Литература
10. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Кондрашова И.В. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2019. - №11. - С.70
11. Бабушкин Д. Д. Анализ проблем, возникающих в процессе предоставления тарифных преференций в ЕАЭС, и возможные пути решения //Экономика и социум. 2017. №6. С. 1 – 11.
12. Гарина С.Д, М.М. Григорян. Пути решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации // Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-resheniya-osnovnyh-problem-tamozhennyh-platezhey-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения 22.12.2023)
13. Кадочников П. А., Пташкина М. Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Мировая экономика. - 2016. - № 6. - С. 3-9.
14. Логинова А.С. Таможенные платежи: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2016. — 152 с.
15. Омаковна В. В. Порядок предоставления тарифных преференций в ЕАЭС и возможные пути решения проблем. // Мировая наука: проблемы инновации. 2019. С. 77 – 81.
16. Петров А.Д. Место и роль таможенных органов в формировании доходной части федерального бюджета // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.17 (27). – С. 323-325.
17. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. – 134-137с.
18. Рафалович А.В. Таможенные платежи: понятие и их виды/Белорусский национальный технический университет. – Минск. - 2019.
19. Рустамова З.С., Попова Л.И. Актуальные проблемы администрирования при предоставлении тарифных преференций // Таможенное чтение. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: взгляд молодых лидеров: материал науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. А. Максимова. Санкт-Петербург: РИО филиала РТА, 2019. Том 1. С. 273 – 276.
ІІІ. Интернет-ресурсы
20. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru
21. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii
22. Рейтинг стран по уровню валового национального дохода на душу населения // Гуманитарный портал. – 2022. [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info
23. Ассоциация таможенных брокеров. [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://brokercustoms.ru/about
24. Учебные материалы для студентов. [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://studme.org
25. Официальный сайт федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
26. Министерство Финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.minfin.ru