Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях несоответствия спроса и предложения на рынке труда вопросы трудоустройства молодых специалистов приобретают высокую значимость. Особо интересным представляется изучение данной проблемы среди студенческой молодежи, выходящей на рынок труда крупного города.
Выпускники вузов – это кадровый потенциал, определяющий будущее страны. Молодежь является перспективной категорией населения, но в то же время именно молодежь обладает высоким уровнем уязвимости. Молодому поколению присущи такие качества, как высокая степень мобильности, работоспособность, легкая обучаемость. Есть и ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда, например, трудовая нестабильность, безработица, низкая заработная плата и конкурентоспособность, недостаток опыта и трудовых навыков.
Переход от образовательной к трудовой деятельности - важный этап. Это связано с множеством проблем, самостоятельное решение которых является затруднительным. Даже если молодому человеку и удаётся найти работу после окончания учебного заведения, он не может быть уверенным «в завтрашнем дне», так как отсутствует достаточный трудовой стаж и опыт работы. Для решения данных проблем государство может и должно решительно действовать с целью расширения возможностей трудоустройства молодых специалистов.
Сегодня государство не способно гарантированно предоставлять молодому поколению рабочие места. Таким образом, в связи с этим возможна дестабилизация общества, рост криминогенности среди молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Правовые проблемы трудового законодательства разрабатывали А. Решетникова, О. Снежко, Н. Шептулина, М. Филиппова и другие. Среди исследователей весомый вклад в разработку проблем занятости и безработицы внесли: А.И. Черных, Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев, Р. И. Капелюшников, А. Котляр.
Объект исследования - выпускники, окончившие ВУЗ не более пяти лет назад.
Предмет исследования - причины возникновения трудностей трудоустройства молодых специалистов, а так же возможные пути преодоления данной проблемы.
Цель курсовой работы – анализ трудоустройства выпускника вуза: проблемы и пути их решения.
Задачи:
- рассмотреть влияние института образования на профессиональную социализацию;
-выявить рынок труда и проблему занятости выпускников;
-проанализировать профессиональное самоопределение и самореализацию молодых специалистов;
- провести социологическое исследование «Ориентации молодёжи в сфере труда и занятости».
Методологические основы исследования составляют труды социологов, посвященные вопросам рассмотрения молодежи как особой социально-демографической группы, процессу ее социализации, рассмотрению современных молодежных проблем, статуса молодежи в изменяющемся российском обществе.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Влияние института образования на профессиональную социализацию
Наиболее значимое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные институты и, прежде всего, институт профессионального образования.
Профессиональная социализация предполагает обретение индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта. Она является одной из сторон социализации личности, приобщения ее к культурным ценностям общества.
Л.А. Чижова считает, что профессиональная социализация происходит на определенном жизненном этапе индивида, когда он достигает достаточного уровня своего социального развития, выбирает себе профессию и целенаправленно овладевает ею. [30, с. 48]
Таким образом, профессиональная социализация происходит с уже социализированным индивидом, преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей осваивать новые сектора социальной реальности, определяется, прежде всего, сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания.
Помимо этого происходит два важных процесса:
1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Эта ориентировка в системе связей деятельности осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и освоение:
2) определенное центрирование вокруг главного, выбранного вида деятельности, сосредоточение внимания на нем, и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
Самосознание в профессиональной социализации представляет собой контролируемый процесс становления в человеке образа его «Я», определения собственной профессиональной идентичности.
По мнению И.В. Магера профессиональная социализация связана как с профессиональным образованием, так и с профессиональной деятельностью человека, посредством которой он раскрывается, реализуя свои знания, накопленный опыт, удовлетворяет свои потребности и интересы, а также совершенствует свое профессиональное мастерство. [18, с. 6]
С точки зрения общества, профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. Будучи групповой формой деятельности, профессия имеет свою личностную форму, представляя собой индивидуальный способ приложения человеком сил и возможностей, реализации способностей.
В современном обществе профессиональное пространство очень динамично. Оно изменяется, сохраняя зависимость от прошлого и воспроизводя в какой-то мере прежнюю структуру востребованных профессий. Динамичное профессиональное пространство актуализирует профессиональную социализацию как в плане обновления профессиональных знаний, умений, навыков в различных областях трудовой деятельности, так и в связи с появлением новых профессий.
Овладение новой профессией требует усердного продвижения индивида в освоении новых компетенций, знаний, умений, социально-психологических свойств, принятии новой профессиональной идентичности. Динамичное профессиональное пространство востребует такой тип личности, который обладает высокой степенью гибкости и способностью переучиваться, осваивать новые профессиональные компетенции и развивать соответствующие психические и физические данные к освоению новой профессии.
Обретенная в молодости профессия подвергается испытаниям в последующие годы на престижность, востребованность, творческий потенциал, субъективную значимость. [10]
Процесс профессиональной социализации следует рассматривать как выбор карьеры, сферы приложения усилий и саморазвития личностных возможностей, а также как формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития.
Система профессионального образования в современных социально-экономических условиях сохранила традиционные и обрела новые механизмы, активно влияющие на процесс профессиональной социализации. Это обусловлено, с одной стороны, либерализацией экономической, ценностной, нормативной, нравственной сфер жизнедеятельности общества, с другой -возросшей степенью свободы студенческий молодежи.
Таким образом, успешная социализация студентов в процессе их профессионального становления и формирования будущих профессионалов – основа дальнейшего развития личности. Исследование теоретических основ процесса эффективной социализации студентов не исчерпывают всех проблем стоящих перед высшими учебными заведениями и социальными институтами.
1.2. Рынок труда и проблема занятости выпускников
Энергичность, стремление к инновациям, уверенность в собственных силах, оптимистическое восприятие жизни - преимущество молодёжи. Вместе с тем молодые люди чрезвычайно уязвимы перед лицом житейских трудностей, не все из них психологически готовы к самостоятельным действиям, в том числе к поиску работы.
По мнению А.В. Топилина, особую значимость исследование занятости выпускников ВУЗа приобретает в контексте динамики социально-экономических процессов, прежде всего, на рынке труда, поскольку социально-трудовые отношения являются основой экономики и индикатором благосостояния населения. [28, с. 9]
Д. Г. Щипанова, считает, что рынок труда является состав
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) по состоянию на 2015 г., с учётом поправки от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ. - М.: Эксмо, 2015. - 80 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 5 октября 2016 г. - Москва: Наука, 2016. - 454 c.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.2015. - № 32. - ст. 3301.
4. Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 17. Ст. 1915.
5. Концепция действий на рынке труда на 2015-2018 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015г.// Российская газета. - №89 (14 мая 2015г.) - с.7.
6. Бреев, Б. Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2017. - 272 c.
7. Бризгалова А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 96-101.
8. Буянова М.О., Смирнов О.В. Трудовое право. - М.: РГ-Пресс, 2015. - 90 с.
9. Вайсбург, В. А. Экономика труда [Текст] учебное пособие / В. Л. Вайсбург; ред. И. Е. Новикова; ред.: Г. П. Гагарииская, А. Л. Мазин. - Москва: Омега-Л, 2014. - .С140
10. Вишневская, Н.Г. Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства / Н.Г. Вишневская // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - №15(186), вып.31/1.-С. 38-47.
11. Войтинский, В. Безработица и локауты / В. Войтинский. - М.: ЁЁ Медиа, 2017. - 372 c.
12. Вукович, Г. Г. Рынок труда / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. - М.: Феникс, 2017. - 240 c.
13. Глобализация рынков труда. Динамика. Проблемы. Перспективы. - М.: ИНИОН РАН, 2014. - 246 c.
14. Гобсон, Дж. Проблемы безработицы / Дж. Гобсон. - М.: Либроком, 2017. - 152 c.
15. Колесникова Ю.С., Камашева А. В. Молодежный рынок труда и содействие трудоустройству // Экономические науки. 2013. №12(109). С.57
16. Корнейчук, Б. В. Рынок труда. Учебник / Б.В. Корнейчук. - М.: Юрайт, 2016. - 288 c.
17. Литвяков П.П. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования // П.П. Литвяков М.: Наука, 2014г. - с.15
18. Магера, И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда / И.В. Магера // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы.-2015.-№6. –С. 1-9
19. Макаров В. В. Безработица молодежи как социальная проблема // Молодой ученый. - 2017. - №47. - С. 190-192.
20. Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. №2. С. 5-33.
21. Медведева, И.В. Поиск работы молодыми специалистами: проблемы и их решения /И.В. Медведева, В.В. Баркова // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2014. -№4(56). – С. 247
22. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 272с.
23. Рацлаф А. А., Седова А. В. Молодежная безработица // Молодой ученый. 2015. №11. С. 959.
24. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Дашков и К, 2014. – 102с.
25. Собко М. В. Статистическое исследование занятости населения России // Молодой ученый. - 2015. - №21.1. - С. 109-113.
26. Судакова Е.С. Особенности формирования и развития трудового потенциала персонала // Журнал «Science Time: материалы Международной научно-практической конференции за апрель 2014 года/ под ред. С.В. Кузьмина. Казань, 2014. - с. 23.
27. Тлявбердина И.Т. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов [Текст] // Управление социально-экономическим развитием региона: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (20 апреля 2016 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. - 377 с.
28. Топилин, А.В. Рынок труда в России и стран СНГ: реалии и перспективы развития / А.В. Топилин. - М.: Экономика, 2014. - 21 c.
29. Уткина В. А., Емшанова Е. В. Трудовые ресурсы: структура и состав // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 911-914.
30. Чижова Л.А. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд, 2013. – №1. – С.48-53.
31. Шаповал М. А. Особенности рынка труда молодежи // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 598-601.
32. Щипанова, Д. Г. Экономика труда. Учебник / Д.Г. Щипанова, М.В. Мелкумова. - М.: Инфра-М, РИОР, 2015. - 36 c.