Фрагмент для ознакомления
2
Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных субъектов на период до 2035 года выделяют одной из приоритетных задачу прогнозирования тенденций, происходящих на рынке труда . Ведь именно ситуация на рынке труда отражает результаты социально-экономических преобразований, проводимых в стране. Одна из целей указанных стратегий – определение новых направлений государственной политики занятости населения.
В сложившейся ситуации огромное значение приобретает государственная политика занятости населения и ее дальнейшее совершенствование с целью снижения влияния негативных факторов на рынок труда в России. Эффективность государственной политики занятости возможна лишь при условии комплексного подхода к ее улучшению, основанного на качественно новом уровне системы регулирования. При этом рынок труда и занятость должны регулироваться государством как на федеральном уровне, так и на уровнях регионов. Государственная политика занятости населения во многом определяет устойчивое развитие экономики региона и ее эффективность.
Цель исследования – оценка политики занятости населения, реализуемой в Астраханской области.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и цели государственной политики занятости;
- отразить принципы и основные направления политики занятости;
- представить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести анализ динамики и структуры занятости населения в регионе;
- разработать систему мер по управлению занятостью и эффективному использованию трудовых ресурсов региона.
Объектом исследования является Астраханская область.
Предметом исследования является государственная политика занятости в Астраханской области.
В качестве информационной базы исследования были использованы фундаментальные теоретические положения экономической науки в сфере социально-трудовых отношений: Богаченко Е. Д., Корнейчук Б. В., Маматов А. В., Сарычева Т. В., законодательство, аналитические и статистические материалы, публикации в периодической печати, информационные ресурсы Интернета.
Основными методами исследования в работе являются: анализ и синтез, системный и аналитический методы, логический и графический методы, сравнение и обобщение.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов государственного управления при принятии решений по дальнейшему развитию системы государственных услуг по содействию в трудоустройстве незанятого населения.
Структура работы включает в себя введение, пять глав, заключение, список использованной литературы.
1. Сущность и цели государственной политики занятости
В экономике занятость относится к состоянию наличия работы или занятости. Если нужно кого-то нанять, они должны им платить. Человек, который нанимает людей, известен как работодатель, а человек, которому платят за предоставление услуг, известен как сотрудник. Работодателями могут быть частные лица, предприятия и т. д. Люди могут работать на себя и вести собственный бизнес в качестве самозанятых лиц.
Понятие занятости является одной из фундаментальных категорий рынка труда. Показатели занятости характеризуют политику государства в сфере труда.
Так, по мнению Н.В. Гавриловой, занятость следует понимать как «общественно-полезную работу населения, которая связанна с удовлетворением общественных и личных потребностей и приносит доход от труда» .
В. Н. Ивановой занятость рассматривается как «экономическая категория, представляющая из себя совокупность взаимоотношений на трудовом рынке относительно участия граждан в трудовой работе; отображающая меру его подключения в труд, уровень удовлетворения общественных нужд в работниках и потребностей в трудовых местах, которые оплачиваются, в получении дохода» .
Если проанализировать содержание юридических словарей и энциклопедий, то, как отмечает Е.Е. Орлова, можно прийти к следующему выводу: справочная правовая литература или не содержит в себе категории «занятость населения», или дает официальное определение занятости , закрепленное законодателем в статье 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» . В научных источниках приводится огромное количество трактовок термина «занятость населения», в том числе с экономической и социальной точек зрения. Так, экономическое содержание занятости сводится всеми авторами к участию отдельных лиц «в производстве в результате их соединения со средствами производства» .
Занятость - это деятельность, связанная с регулярной работой на другого человека. Это действительно регулируется простыми правилами эффективности и юридическими контрактами.
Идея занятости включает в себя все виды работы, включая работу по контракту, работу с частичной занятостью и работу с полной занятостью. Она используется организациями для стимулирования организации и роста.
Важно знать различные типы рабочих мест, чтобы вы могли нанять идеальных людей. Работники будут обладать специфическими навыками и знаниями, характерными для конкретной фирмы. Некоторые, возможно, получили дополнительные вознаграждения, такие как медицинская страховка или страхование жизни.
Количество работников в организации известно как показатель их производительности. Это также отличный показатель уровня занятости в стране. Этот показатель имеет относительно низкую корреляцию с ВВП. Тем не менее, было показано, что она соответствует первоначальной динамике ВВП в периоды спада.
Работодатели обычно платят сотрудникам за часы, которые им требуются для выполнения их карьеры. Размер вознаграждения варьируется в зависимости от типа выполняемой функции, а также от работодателя.
Сотрудники имеют возможность вести переговоры об условиях их найма. Это включает в себя размер заработной платы, ситуации для работы и местоположение их работы. Они также могут уволиться в любое время.
Есть две ключевые группы людей, заинтересованных в производстве: те, кто выполняет работу, а также те, кто предоставляет услуги. На количество людей, связанных с определенной деятельностью, влияют эффективность профессиональной подготовки, количество компетентных людей, способных к трудоустройству, и сроки профессионального обучения.
Н.А. Волгин и В.С. Буланов уверены, что категория «занятость населения» имеет не только экономическую, но и социальную основу, поскольку связана со степенью, уровнем «удовлетворения частных и общественных интересов» . Определенный интерес относительно значения изучаемого термина представляет позиция Г.В. Сулеймановой. Приведенный автор указывает на наличие у категории занятости узкого и широкого значения. В данном случае занятость в узком смысле слова определяется как приносящая доход деятельность граждан, указанных в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (например, лица, работающие по трудовому договору на условиях полного или неполного рабочего времени, лица, утвержденные или избранные на должность). А занятость населения в широком смысле слова включает в себя многие виды деятельности, способствующие удовлетворению личных и общественных потребностей, но не вписывающиеся в границы понятия занятости, приводимого законодателем в статье 1 вышеупомянутого нормативного правового акта . Под такими видами деятельности Г.В. Сулейманова подразумевает занятие домашним хозяйством, воспитание детей, уход за больными членами семьи и другие. На наш взгляд, можно частично согласиться с выше описанным мнением и отнести к группе занятых граждан, перечисленных в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом, гражданином, достигшим восьмидесятилетнего возраста, а помимо этого еще одного из родителей, занимающегося уходом за каждым ребенком до достижения последним возраста полутора лет, но не более шести лет в совокупности (иными словами, несколько расширить значение понятий «занятые граждане» и «занятость»). В качестве подтверждения можно привести следующий аргумент. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды осуществления людьми перечисленных видов деятельности включаются в страховой стаж, наличие которого считается одним из условий назначения страховой пенсии по старости, что указывает на их занятость .
Для установления сущностных характеристик структуры занятости и разработки направлений ее государственного регулирования необходима сегментация рынка труда, которая представляет из себя разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, ограничивающие передвижение рабочей силы своими рамками .
Следовательно, занятость - это комплексная система различных видов и типов социально-экономических отношений между экономическими субъектами рынка, государством, собственниками, работодателями, работниками по проблемам социально-трудовых отношений.
Прошедшее десятилетие связано с широким применением программно-целевого метода, главным инструментом которого является государственная программа, эффективность которого является предметом научного дискурса. Новое десятилетие государственного управления в России уже сейчас можно назвать периодом новых национальных целей и соответственно национальных проектов, а значит перехода к новому методы реформирования – проектному.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683.
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60.
3. О стратегическом планировании в российской федерации и стратегии социально-экономического развития российской федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/podborki/o_strategicheskom_planirovanii_v_rossijskoj_federacii_i_strategii_socialno-jekonomicheskogo_razvitiya_rossijskoj_federacii_do_2035_goda.
4. Акчурина И.Г. Обзор результатов реализации государственной и региональной политики в сфере занятости населения (на примере Иркутской области) / И.Г. Акчурина, В.А. Мельникова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – Т. 1. – С. 26-35.
5. Аничин В.Л. Оценка эффективности развития регионального экономического пространства / В.Л. Аничин // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2020. – № 3 (27). – С. 135-141.
6. Антаева Л.Г. Цели и методы региональной политики занятости (на примере Самарской области) / Л.Г. Антаева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 1 (35). – С. 79-84.
7. Асалиев А.М. Антикризисные меры поддержки экономики России в условиях пандемии: компромиссы власти и бизнеса / А.М. Асалиев // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. – № 2 (89). – С. 63-77.
8. Ахмедов К. А. Пути повышения уровня профессиональной подготовки специалистов на рынке труда Республики Таджикистан / К.А. Ахмедов // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. – 2020. – № 3(32). – С. 90-95.
9. Голованова Л.А. Система государственного регулирования рынка труда / Л.А. Голованова //Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 196-203.
10. Исраилов М.В. Основы государственной политики в регулировании рынка труда / М.В. Исраилов // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 57-62.
11. Исхакова Н.Б. Совершенствование инструментов реализации региональной социально-экономической политики в сфере занятости в условиях кризиса / Н.Б. Исхакова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29 (3). – С. 173-177.
12. Корнейчук Б. В. Рынок труда / Б. В. Корнейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 263 с.
13. Кубишин Е. С. Экономика рынка труда / Е. С. Кубишин. – Москва: Юрайт, 2020. – 127 с.
14. Маматов А. В. Формирование информационно-технологической инфраструктуры управления кадровым потенциалом региона: монография / А.В. Маматов. – Белгород : БелГУ: НИУ "БелГУ", 2020. – 113 с.
15. Маслова Е. В. Регулирование нестандартной занятости населения в Российской Федерации: теоретико-методологические и практические вопросы: автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Е.В. Маслова. – Москва, 2019. – 43 с.
16. Меньшова В. Н. Рынок труда и управление занятостью / В.Н. Меньшова. – Новосибирск: Сибирский ин-т упр.- фил. РАНХиГС, 2018. – 235 с.
17. Министерство труда и социальной защиты РФ / Государственная программа РФ «Содействие занятости населения». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosmintrud.ru.
18. Ольховский В. В. Структурные преобразования занятости населения в современной экономике : диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / В.В. Ольховский. – Москва, 2020. – 169 с.
19. Рынок труда: учебник и практикум для вузов / под редакцией Е. Б. Яковлевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 253 с.
20. Сарычева Т. В. Комплексное исследование занятости в Российской Федерации по видам экономической деятельности: монография / Т.В. Сарычева. – Йошкар-Ола: ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет", 2018. – 387 с.
21. Управление социально-трудовыми отношениями за рубежом: история и современность: монография /Д. В. Лобок, О. Н. Громова, Е. А. Ильинская и др. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. – 242 с.
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.
23. Челомбитко А.Н. Формирование и развитие занятости пожилых людей в современной экономике России: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / А.Н. Челомбитко. – Омск, 2018. – 24 с.
24. Шибаршина О.Ю. Государственная политика занятости и регулирования безработицы / О.Ю. Шибаршина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 6 (24). – С. 6-8.