Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трудовая деятельность занимает важное место в жизни человека. Благодаря ей он зарабатывает основные денежные средства для своей жизни. Задача государственных органов власти обеспечить россиян необходимой работой.
Управление сферой труда и занятостью можно охарактеризовать как особый вид социального управления, которое неразрывно связано с социально-экономической, политической и духовной жизнью общества.
Труд и занятость – показатели, характеризующие экономическую и социальную сферы государства. Осуществляя мероприятия по улучшению состояния рынка труда, удастся избежать рисков и негативных последствий, а также обеспечить население рабочими местами и стабильным заработком, а в соответствии с этим – добиться должного уровня устойчивого развития государства с высокими показателями занятости и низкими показателями безработицы.
Цель работы – провести анализ занятости населения.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– рассмотреть основные понятия и правовое регулирование в сфере труда и занятости населения;
– изучить направления государственной политики в сфере труда и занятости населения;
– дать характеристику региона, как объекта исследования;
– провести оценку реализации региональной политики в сфере труда и занятости населения в Нижегородской области;
– выявить проблемы реализации региональной политики в сфере труда и занятости населения в Нижегородской области.
Объектом исследования является Нижегородская область.
Предметом исследования является региональная политика в сфере труда и занятости населения в Нижегородской области.
Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-специалистов, изучающих региональную политику в сфере труда и занятости населения, таких как: К. Н. Горпинченко, В. А. Зимин, Т. Н. Лохтина, А. В. Ляпанов, М. Л. Малышев, Е. А. Маслюкова, Е.А. Маслюкова, Я. М. Николаева, О. С. Соколов, В. В. Трофимова и др.
Эмпирическую основу исследования составили данные официальных сайтов Правительства и Управления по труду и занятости населения Нижегородской области.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. Теоретические аспекты занятости населения
1.1. Основные понятия и правовое регулирование в сфере труда и занятости населения
«Право на труд» - это концепция, которая означает, что каждый человек имеет право искать работу и трудиться без дискриминации, принуждения или эксплуатации. Это признано основным правом человека во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и других международных соглашениях. Право на труд включает в себя право на равную оплату за равный труд, безопасные условия труда и свободу обучения и вступления в профсоюзы.
Принцип свободы труда - это концепция, обозначающая право на свободный доступ к занятости и возможность выбора профессии, рабочего места и условий труда. Это одно из фундаментальных прав человека, признанных многочисленными международными договорами и законами разных стран. Свобода труда также означает защиту от дискриминации, насилия, принудительного труда и эксплуатации, а также право на справедливую заработную плату и социальное обеспечение [10, с. 11].
Учитывая системный характер процессов формирования рыночной экономики, занятость населения является не только важным производственным ресурсом общества, эффективное использование которого является необходимым условием стимулирования экономического роста и основой экономического роста, социальной стабильности общества и гармонии всего общественного развития.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства является институтом, ответственным за правовое регулирование занятости и вопросов занятости, а также трудовых отношений между работником и работодателем.
Одной из гарантий, закрепленных в Конституции России, является гарантия права на труд, права граждан на трудоустройство и содействие в их трудоустройстве. Деятельность граждан, которая не противоречит закону и приносит им трудовой доход, является трудовой деятельностью.
Занятость населения является одной из важнейших социально-экономических категорий. Эта категория характеризуется тем, что человек имеет право самостоятельно распоряжаться своими навыками на работе и выбирать профессию.
Соотношение спроса и предложения на рынке труда, а также социально-экономическое развитие государства полностью определяют занятость населения. Кроме того, занятость напрямую связана с понятием «работник», которое может включать в себя не только различные категории работников, но и граждан с временной нетрудоспособностью. Это говорит о том, что занятость не всегда характеризуется полезной для общества трудовой деятельностью, а также может характеризоваться периодами временного бездействия людей.
Основными правовыми актами, регулирующими занятость в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, а также закон «О занятости населения в Российской Федерации» [1, 4, 5].
Реализация государственных гарантий труда и социальной защиты является одним из основных условий повышения качества жизни населения и обеспечения роста благосостояния. Следует сказать, что в последние годы государство особенно активно проводит политику поощрения прав граждан на производительную и полную занятость, а также на любую избранную работу, которая не противоречит законодательству России.
Статья 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения» определяет, что занятость - это деятельность граждан, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей. Кроме того, эта деятельность не должна противоречить российскому законодательству и приносить доход, трудовой доход.
В толковых словарях русского языка термин «занятость» означает «делать что-то». Сотрудник - это тот, у кого есть определенная работа, или человек, нанятый на какую-то работу.
В энциклопедиях и юридических словарях нет такого термина, как «трудоустройство», поэтому, чтобы ознакомиться с ним, необходимо воспользоваться другими источниками или привести юридическое понятие трудоустройства, закрепленное в статье 1 закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В трудовом праве существует несколько определений термина «занятость». По мнению А. Райковича, необходимо рассматривать занятость как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле занятость - это занятие, работа, подработка и т.д. В строгом смысле это работа в официальном подчинении людей.
Другой автор, Е. Н. Рузавина, считает целесообразным рассматривать занятость как перемещение активной части населения по отношению к материальным условиям производства в процессе накопления (в своеобразных социально-экономических формах данного общества).
Ягодкин В.Н. придерживается несколько иной позиции и считает, что занятость - это обеспечение всего населения трудоспособного возраста работой, занятием в различных сферах и отраслях общественного производства или общественно полезной деятельностью.
Хотя понятия «занятость» и «деятельность» схожи, суждение В. Чуракова о том, что занятость не может быть деятельностью, остается актуальным. Таким образом, в общем смысле занятость населения - это совокупность систематически совершаемых актов преднамеренного поведения субъектов граждан. Принципы правового регулирования - это основные принципы и положения, выраженные в законе, которые раскрывают целостность закона, существенные характеристики его содержания и Главное управление по разработке правовых норм в рамках отдельных институтов (отраслей) или правовой системы. Регулирующее воздействие приобретают принципы правового регулирования, отраженные в законодательстве.
Правовые принципы являются передовыми в правоприменении при устранении пробелов в правовом регулировании, в правоприменительной практике и в судебной практике судебной практики.
Принципы правового регулирования занятости населения - это основные принципы (идеи), определенные в действующем законодательстве, которые отражают суть норм в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда.
Разработка правовых норм в области занятости населения базируется на общих закономерностях и принципах правового регулирования. В области содействия занятости общие принципы, регулирующие государственную политику, закреплены в следующих статьях: статья 39 Конституции Российской Федерации, статья 5 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах, к которым относятся:
- свобода труда;
- создание равных возможностей для всех граждан России в реализации права на добровольный труд;
- обеспечение социальной защиты в сфере занятости населения;
- установление государственных гарантий защиты прав работников, обеспечение надзора за их соблюдением.
- свободный выбор места работы [11, с. 10].
Сегодня в литературе по юриспруденции широко распространен несколько иной взгляд на классификацию принципов правового регулирования трудовой деятельности. Всего существует четыре принципа:
- принцип свободы занятости;
- принцип государственной поддержки продуктивной и полной занятости;
- принцип участия работодателей и представителей работников в содействии занятости;
- принцип защиты всего населения от безработицы с особой поддержкой людей, нуждающихся в социальной защите, и граждан, испытывающих трудности с поиском работы.
Понятие «занятость» тесно связано с противоположным значением термина «безработица» – это экономическое и социальное явление, которое в основном определяется желанием людей работать за плату для получения дохода и, с другой стороны, неспособностью по какой-либо причине иметь рабочее место. Безработица приобретает все большее значение. Кардинальные изменения в российской экономике за последние годы оказали значительное влияние во всех сферах. Однако это все еще далеко от решения проблемы безработицы.
Таким образом, согласно трудовому законодательству Российской Федерации, принципы правового регулирования занятости взаимосвязаны с государственной политикой содействия занятости. В свою очередь, государственная политика, направленная на содействие занятости, преподносится как выражение конституционных прав граждан государства всеобщего благосостояния свободно использовать свои собственные возможности для предпринимательской деятельности и других видов экономической деятельности, включая свободный выбор вида деятельности и самостоятельное устранение личной трудоспособности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации 1993. Новая редакция (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года). – М.: Проспект, 2022. – 116 с.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. – 2001. – № 256.
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – № 84.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 22.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (часть I). – Ст. 2147.
7. Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2006 № 448 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Положения об управлении по труду и занятости населения Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2007. – № 7.
8. Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 273 (ред. от 06.10.2023) «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2014. – № 204.
9. Горпинченко, К. Н. Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации / К. Н. Горпинченко, Н. Ю. Демченко, А. Д. Нагорная // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 5. – С. 216-221.
10. Зимин, В. А. Проблемы рынка труда и занятости населения в регионе / В. А. Зимин // Экономика, управление, право: прошлое, настоящее, будущее: Межвузовский сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. КОРОЛЕВА», Институт экономики и управления. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 11-21.
11. Лохтина, Т. Н. Рынок труда и социально-экономические проблемы населения России / Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица // Вестник Евразийской науки. 2019. – № 1. – С. 1-11.
12. Ляпанов, А. В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации / А. В. Ляпанов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – № 1 (24). – С. 129-139.
13. Малышев, М. Л. Занятость как важнейший показатель в исследовании региональных неравенств / М. Л. Малышев // Мониторинг правоприменения. – 2023. – № 2(47). – С. 101-111.
14. Маслюкова, Е. А. Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект / Е. А. Маслюкова, М. В. Александрова, О. В. Юткина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2023. – Т. 10, № 3. – С. 347-356.
15. Маслюкова, Е. А. Особенности конъюнктуры рынка труда России в современных условиях / Е.А. Маслюкова, О. В. Юткина, М. В. Александрова // Russian Journal of Management. – 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 71-75.
16. Николаева, Я. М. Занятость населения и ее регулирование в Российской Федерации / Я. М. Николаева, А. В. Давыдова // Новеллы права, экономики и управления 2022: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 25 ноября 2022 года. Том 2. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. – С. 432-436.
17. Соколов, О. С. Теоретические аспекты регулирования занятости населения / О. С. Соколов // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – Т. 16, № 1. – С. 74-79.
18. Трофимова, В. В. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения / В. В. Трофимова, М. Г. Круталевич // Мировая наука. – 2023. – № 10(79). – С. 88-91.
19. Годовой отчет по исполнению государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» в 2022 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://czn.nobl.ru/activity/2019/?ysclid=lpefkbx248267449710 (дата обращения 25.11.2023).
20. Правительство Нижегородской области / Официальный сайт. – Режим доступа: https://nobl.ru/.
21. Управление по труду и занятости населения Нижегородской области / Официальный сайт. – Режим доступа: https://czn.nobl.ru/.