Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХА И ЕГО ФОРМЫ
1.1 Понятие страха в зарубежной и отечественной психологии
Страх - одна из основных эмоций, сопровождающих радость, гнев и печаль. Реакции на страх легкой и умеренной степени считаются нормальными и адаптивными, приводящими к осторожности в действительно опасных ситуациях [14].
И.П.Павлов считает, что страх - это проявление естественного рефлекса, пассивная защитная реакция, оказывающая незначительное тормозящее воздействие на кору большей части головного мозга. Страх основан на инстинкте самозащиты, имеет защитную природу и сопровождается специфическими физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, влияющими на частоту пульса и дыхания, показатели кровяного давления и секрецию желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха проявляется в ответ на действия угрожающего характера. Существуют две общие угрозы: смерть и крушение ценности жизни, которые противопоставляются таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.
Помимо экстремальных проявлений, страх всегда связан с переживанием какой-либо реальной или воображаемой опасности. Это называется ситуационным страхом. Паника часто возникает в группе людей в результате психического заражения; тревожных предчувствий близких и членов семьи; трудностей, конфликтов и жизненных проблем [4].
Понимание опасности формировалось в процессе приобретения жизненного опыта и межличностных отношений. В то время, со временем, некоторые раздражители, которые изначально были безразличны ребенку, приобрели угрожающий характер. В данном случае речь идет о получении травмирующего опыта (страх, боль, конфликт, болезнь, неудача, неуспех и т.д.). Это разновидность страха, ограниченная личностью. Обычно эти два типа страха смешиваются и дополняют друг друга [5].
Страх - это особая эмоция, она основана на инстинкте самозащиты, имеет защитную природу и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности.
А.И.Захаров в своей работе предложил следующее определение: «Страх - это специфическое средство понимания окружающего мира, которое может привести к более критическому и избирательному отношению к нему. Следовательно, страх может играть социальную или образовательную роль в процессе формирования личности ребенка».
По степени выраженности страх традиционно делится на ужас, боязнь, испуг, тревогу, беспокоящееся состояние и возбуждение. Страх также бывает возрастным (психологическим) и клиническим (патологическим).
Возрастной страх, по мнению А.И.Захарова, в какой-то степени представляет исторический путь развития самосознания человека. Изначально ребенок боялся остаться один, без помощи находящихся поблизости взрослых, он боялся других незнакомых людей. Потом он начал бояться боли, высоты, огромных (для него) животных, а иногда испытывал суеверный ужас перед Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным как символом зла и жестокости [5].
Следует отметить, что в отличие от естественного страха, социальный страх приобретается путем обучения в процессе формирования личности, олицетворяя определенные ценности, установленные в конкретной социальной среде.
Причина возрастного (психологического) страха у нормально развивающихся детей кроется в недостаточной осведомленности о внешнем мире. Такого рода страхи всегда детерминированы, и они проходят достаточно быстро, не вызывая какой-либо серьезной дезадаптации.
Клинический (патологический) страх не всегда имеет психологическую основу, он очевиден и длителен, приводит к расстройствам у детей или входит в структуру конкретных заболеваний. Дети с врожденным младенческим невротизмом, постоянной органической патологией, тревожным и подозрительным характером, невротическими заболеваниями имеют большую склонность к страху.
При нормальных обстоятельствах, по сравнению с нормально развивающимися детьми, дети со значительным снижением умственных способностей и шизофренией имеют меньшую склонность к страху. В дошкольном возрасте психологические и патологические страхи не всегда четко различаются [7].
Кроме того, страх может быть реальным и воображаемым, острым и хроническим. Реальный и острый страх предопределяется ситуацией развития, мнимый и хронический - личностными особенностями ребенка.
Страх различается по естественным или возрастным аспектам и патологическим проявлениям. Естественные страхи не будут глубоко влиять на ценностную ориентацию индивида, не окажут существенного влияния на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми, и они постепенно исчезают с возрастом.
Патологический страх выражается в его экстремальных и драматических проявлениях (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или в длительном и необратимом навязчивом процессе, который оказывает негативное влияние на характер межличностных отношений и адаптацию индивида к окружающей действительности [6].
В дополнение к слову «страх» также часто используется слово «тревога». На самом деле, в страхе и тревожности есть общая эмоциональная составляющая, чувство возбуждения и беспокойства. Другими словами, в обоих понятиях присутствует чувство угрозы или незащищенности.
Тревога относится к чувству опасности, состоянию тревожности. Как реакция на состояние неопределенности, тревога проявляется как результат ожидаемой проблемы. Следовательно, если страх - это эмоциональное (эмоционально острое) отражение в сознании определенной угрозы жизни и благополучию индивида, то тревога - это эмоционально острое ощущение надвигающейся угрозы.
Испытываемая тревога зависит от психологической структуры личности ребенка, его жизненного опыта и взаимоотношений с семьей и другими детьми [19].
Когда страх начинает проявляться в виде тревоги, тревожных чувств, человек сбивается с пути и не может найти необходимых слов для ответа. В то же время человек осуществляет массу ненужных действий. Все это свидетельствует о перенапряжении психофизиологических функций организма и их нарушениях [3].
В случае хронической тревоги и страха ребенок всегда находится в напряженном ожидании, легко пугается, почти никогда не улыбается, не смеется и всегда очень серьезен и обеспокоен. Он не может полностью расслабить мышцы и переутомляется, что характеризуется головными болями и судорогами в разных частях тела.
Для них характерно неожиданное пробуждение с ясным сознанием, размышление о беспокоящих проблемах. Нет «ощущения сна», но есть желание проснуться как можно скорее, причем в спешке, боясь, что не хватит времени [7].
Последствия страха очень разнообразны, и ни одна психологическая функция не может полностью избежать негативных последствий. Прежде всего, это относится к эмоциональному полю, когда страх окрашивает все чувства в тревожный цвет. Это проявляется в исчезновении некоторых эмоций, прежде всего смеха, радости; вместо них возникает хроническая эмоциональная неудовлетворенность и депрессия. Это состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только в виде общей заторможенности и раздражительной слабости, но и в форме импульсивного поведения, которое проявляется быстро и непредсказуемо [14].
Наличие у человека устойчивого страха свидетельствует о том, что он не может самостоятельно справиться со своими чувствами и контролировать их. Это снижает уверенность в себе, решительность в своих действиях и поступках, настойчивость и упорствующий характер в достижении целей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2019. - 240с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. - 336 с.
3. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающей системе // Психология формирования и развития личности. – 2020. – С. 44-85.
4. Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. – 2020, - Т. 18, № 2. - С. 102-113.
5. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. – 2020. - № 1. - С. 41-47.
6. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - 2021. - С. 156-165.
7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 2020. - № 1. - С. 92-100.
8. Беляев В. П. Тревоги и страхи прожитого дня. - М.: Граница, 2021. - 488 с.
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2020. - 270 с.
10. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 2020. - № 4. - С.64-73.
11. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. - М.: Педагогика, 2020. – 436 с.
12. Гурьев М. Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, 2019. - С. 75-82.
13. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕРСЭ, 2021. - 224 с.
14. Елизарова Т. Ю. К проблеме определения содержания феномена психологического преодоления // Образование и повышение квалификации работников образования. - 2019. – С. 33-67.
15. Измайлов Ч. А., Черноризов А. М. Психофизиологические основы эмоций. - М.: Моск. психол.-соц. институт, 2020. – 260 с.
16. Карандашов В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2020. - 80 с.
17. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2019. - № 3. - С. 93-112.
18. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 2020. - № 1. - С. 131-137.
19. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 2020. - 263 с.
20. Сидоров К. Р., Дмитриева А. В. Эффективность целепостроения и личностная тревожность в норме и при ишемической болезни сердца // Вестник Удмуртского университета. Сер. Психология и педагогика. – 2020. - № 11. - С. 81-93.